Структура и ее роль в организации живых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы постараемся рассмотреть структуру живых систем, ее роль в организации этих систем, исследуя взаимоотношения части и целого, причины и факторы, обеспечивающие дифференциацию частей с позиции естественного отбора по Ч. Дарвину, и диалектическое единство дифференциации и интеграции частей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Система и целое. Различные типы систем………………………………..3
Часть и элемент…………………………………………………………….5
Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям…………………………………………………………..6
Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей. Причины и факторы, обеспечивающие, по Ч. Дарвину, дифференциацию частей………………………………………………...........................................8
Алгоритм сборки частей в целое………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

к.р КСЕ.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

       Правильная  оценка принципа дифференциации содержится у Ч. Дарвина: лучшим определением высоты организации служит степень дифференциации частей, а естественный отбор и  приводит именно к этому в силу того, что отдельные части получают возможность с большим успехом выполнять свои функции.

       С позиции естественного отбора, по Ч. Дарвину, можно выделить следующие  причины и факторы, обеспечивающие дифференциацию частей:

       1. Приспособление организма к окружающей среде — основной фактор, обеспечивающий прогрессивную дифференциацию частей.

       2. Необходимость разнообразить строение  тела, так как чем разнообразнее  строение тела, тем легче тело  будет приспосабливаться к окружающей  среде. Ч. Дарвин сказал: «Наибольшая  сумма жизни осуществляется при наибольшем разнообразии строения».

       3. Тенденция к приобретению наиболее  совершенных форм, так как естественный  отбор действует путем сохранения  форм, обладающих преимуществами  перед другими. Это ведет к  постепенному повышению организации, лучшим выражением которой является дифференциация и специализация частей.

       4. Осуществление единства с окружающей  средой. Дифференциация является  формой усиления и усложнения  связей между организмом и  средой.

       5. Дифференциация происходит в единстве с противоположным процессом — интеграцией, т.е. объединением и соподчинением частей в системе целого.

       Тогда возникает вопрос: как же объяснить  существование наряду с высшими  множествами низших форм? Оказывается, высокое развитие высших форм не влечет за собой обязательное вымирание тех групп, которые устроены проще, но непосредственно не конкурируют с высшими формами. Низшие формы будут долго сохраняться, если они хорошо приспособлены к более простым условиям существования.

       Таким образом, возрастание дифференциации частей у организмов по мере прогрессивной эволюции является не абсолютным, а относительным. Эволюцию простейших Ч. Дарвин объяснял увеличением числа однородных частей, т.е. полимеризацией. В процессе эволюции выполнение той или иной функции закрепляется за соответствующей частью организма, естественный отбор усиливает такую специализацию и ограничивает возможность ее изменения в другом направлении.

       Как уже отмечалось, дифференциация —  это разделение целого на части, а  интеграция — это объединение соподчинением частей в системе целого. При объединении системы, т.е. при переходе к макроуровню, происходит образование новой структуры, обладающей новыми специфическими качествами. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающим в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Например, атомы различных химических элементов, известных из таблицы Д. Менделеева, соединяясь друг с другом, образуют молекулы. Разновидностей молекул уже сотни тысяч: примерно 50 тысяч неорганических, около миллиона органических. Если взять две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, то из них можно получить две молекулы воды, но это совсем не означает, что молекула воды «унаследует» свойства составляющих ее частей. Получается совершенно новое образование, отличающееся даже агрегатным состоянием.

       Химические  элементы натрий и хлор, взятые порознь, не обладают теми свойствами, какими обладает их соединение — известная всем поваренная соль. Однако, как один атом кислорода и два атома водорода, из которых состоит вода, так и атомы натрия и хлора, из которых строится молекула поваренной соли, являясь частями целого, не теряются в этом целом, не сливаются с его качеством, а сохраняют свою специфическую качественную определенность, обладают известной особенностью и самостоятельностью, что позволяет им занимать в целом строго определенное место и играть строго определенную роль.

       Целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие  у его частей, и не равно сумме  элементов, не объединенных системообразующими связями. При сложении системного целого образующаяся интеграция подчиняется иным законам формирования, функционирования и эволюции. Группа отдельно рассматриваемых деревьев, как и одно дерево, — еще не лес. Для леса необходимо сочетание всех его экологических компонентов, составляющих именно эту экосистему, образование собственного биологического климата и т.п.

       Процессы  сборки в мире неживой природы  очень сложны. Отсюда ясно, как глубоки они в мире живого вещества и общества. Механическое сосредоточение химических элементов, тканей, органов не даст организма в целом, для этого требуются системная целостность, обмен веществ и множество других свойств данной биосистемы.

       Рассматривая  объединение отдельных элементов  в систему, неизбежно сталкиваемся с необходимостью рассматривать ее как некоторый процесс, учитывающий ее историю, неопределенность, наследственность.

       Существует  специальная наука о поведении  животных — этология. Она изучает  также особенности поведения  стадных животных. Стадо северных оленей, например, становится стадом и начинает обладать присущими стаду свойствами лишь при достижении определенной численности. Несколько отдельных оленей, даже если они находятся вместе, не проявляют тех свойств совместного поведения, которые свойственны большому стаду. Если в стадо попадают домашние животные, то они в первую очередь становятся добычей волков.

       Таким образом: чтобы изучить поведение  стада, его свойства как некоторой  системы, недостаточно знать поведение  отдельных животных. Механизм сборки особей — процесс, требующий неизмеримо большего, чем изучение поведения отдельных животных. Этот процесс порождает определенное кооперативное поведение, обеспечивает оптимальное функционирование системы. В процессе сборки возникают новые системные свойства, не выводимые из свойств объектов более низкого уровня. При переходе к изучению общественных характеристик человеческого общества это свойство коллективов и любых организаций общества приобретает важнейшее значение, в проблеме же коэволюции (т.е. совместного эволюционного развития) — решающее. Развитие нашего мира на всех его уровнях — это некоторый процесс непрерывного возникновения и разрушения новых систем, новых организационных структур. Механизмы сборки, определяющие процессы становления этих структурных систем, возникновение новых свойств, нового качества являются стержнем всего мирового развития.

5. Алгоритм сборки частей в целое.

 

       Рассматривая  алгоритм сборки частей в целое, можно  выделить три механизма сборки:

       1. Механический детерминизм. Детерминизм- это учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Механическому детерминизму подчинена при сборке вся неживая природа. В живой природе связь частей по принципу механической детерминации наиболее рельефно проявляется при наблюдении за ранними стадиями развития эмбриона.

       2. Связь по типу корреляции. Коррелятивное  взаимодействие частей - это такая форма связи, при которой осуществляется взаимозависимая детерминация множества частей. В этой взаимозависимой детерминации основание детерминируется следствием: одна часть влияет на другую, которая, в свою очередь, изменяясь определённым образом, оказывает действие на причину, её вызывающую (например, существует корреляция между голубыми глазами и глухотой у белых кошек). То есть, связь по типу корреляции представляет собой такое взаимодействие, когда всякое изменение одной части отражается на остальных, и, в свою очередь, является ответом на изменение других частей, воздействующих на неё.

       3. Связь по типу субординации. Такая связь подразумевает происхождение коррелированных частей из какой- то единой, общей основы. Самым существенным выражением господствующего отношения субординирующего фактора является преодоление ими замкнутого круга равнозначного отношения частей при коррелятивной связи и обеспечение саморазвития целостной системы. Саморазвитие живой системы является формой самоорганизации системы, причём достаточно своеобразной.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

       Таким образом, рассмотрев данную тему, мы пришли к выводу, что

Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

Понятие «элемент» означает минимальный, далее уже неделимый компонент в рамках системы. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять сложную систему. Совокупность связей между элементами образует структуру системы.

       Живой организм как целое состоит из многих компонентов. Одни из них будут  просто элементами, другие в то же время  и частями. Частями являются лишь такие компоненты, которым присущи функции жизни. Поэтому часть — это такой компонент целого, функционирование которого определено природой, сущностью самого целого.

       Кроме частей в организме имеются и  другие компоненты, которые сами по себе не обладают функциями жизни, т.е. являются неживыми компонентами. Это элементы. Неживые элементы имеются на всех уровнях системной организации живой материи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы: 

    1. Рузавин  Т.Н. Концепции современного естествознания. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -- 320 с

    2. Карнешов C.Х. Концепции современного естествознания. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -- 520 с.

    3.Концепции  современного естествознания //Учебник  для вузов. -- Ростов н/Д: Феникс, 1997. -- 434 с

    4.Хорошавина  С. Г. X 82      Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480 с.

    5.Найдыш В.М.Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.

    6.Концепции    современного    естествознания:К 64 Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.

Информация о работе Структура и ее роль в организации живых систем