Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:20, реферат
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ 6
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ 8
Факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде 8
Ранжирование факторов и формулировка административных противоречий 9
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное
«Сибирская
академия государственной службы»
Кафедра
Региональной экономики
Реферат
по дисциплине Концепции современного естествознания
на тему «ТРИЗ при решении социальных задач.
Суицид
среди молодежи России»
выполнила: студентка 1 курса, гр.№10113
Смертева Вера
преподаватель: к.тех.н, доцент кафедры
Пахтусов
Б.К.
Новосибирск 2010
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности.
Но с её помощью можно решать не только технические, но и социальные задачи. Тем более, что насущность практического решения задач социального конструирования в области социологии и политики стала последнее время очевидной. Однако гуманитарное знание в полной мере не подошло к той стадии своего развития, которая дает ему возможность перейти на собственно инженерный уровень исследований. Междисциплинарные и мультидисциплинарные исследования в гуманитарных и общественных науках, как правило, ставят задачи оценки адекватности применения тех или иных методов или интерпретаций результатов. Совершенно очевидно, что необходима методология применения инженерного подхода в гуманитарных дисциплинах, чтобы они оказались способны не только к описанию и вскрытию причин тех или иных социальных процессов, но и к конструктивным решениям системных проблем.
Таким образом, целью данной работы является попытка решения такой актуальной на сегодняшний день проблемы как суицид среди молодежи РФ с помощью ТРИЗа.
В данной работе предпринята попытка найти решение методами ТРИЗ конкретной социальной проблемы: высокого уровня суицида среди молодежи в РФ.
Под
молодежью в данной работе понимаются,
по традиции, люди в возрасте от 15 до
30 лет (также рассматривается
Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами1.
Нет особенного доверия и к статистике самоубийств в армии, в местах исполнения наказаний и в детских домах.
Однако и существующая статистика, в соответствие с которой Россия занимает второе – третье место в мире по самоубийствам детей (в России добровольно ежегодно уходят из жизни порядка 2000 детей в возрасте до 15 лет) и молодежи ставит эту проблему в разряд самых неотложных.
Динамика
роста самоубийств среди
Сравнение с другими странами отнюдь не помогает найти ответ. Так в Японии достаточно высокий уровень самоубийств, причем по сравнению с Россией, в Японии значительно меньше удельный вес суицида среди молодежи, но в разы выше доля суицида пожилых людей. В образцовых в социальном плане Швеции и Финляндии уровень самоубийств среди молодежи не намного ниже, чем в России. При этом внутри России уровень молодежных самоубийств крайне неравномерен по регионам, а в Москве и в Санкт-Петербурге он даже ниже, чем во многих европейских столицах2.
Динамика самоубийств в мире в целом подвержена колебаниям, но со времен классика в исследовании проблемы суицида Э. Дюркгейма, их удельная величина непрерывно растет, с перерывами на крупные войны, когда статистика по понятным причинам работает неадекватно.
Темпоральные характеристики суицида в России совпадают с общемировыми, что имеет различные объяснения, но показывает наличие общих для социума закономерностей "колебания среднего уровня".
Проблема
уже рассматривалась в рамках
различных социально-
Общеизвестны ограничения ТРИЗ даже при решении технических проблем, под которые она и была "заточена". Значительно сложнее обстоит дело с проблемами социальными. ТРИЗ и аналогичные по духу методики направлены на выяснение противоречий. Но в технических явлениях противоречия определяются конечным числом факторов, которые в принципе могут быть найдены, проанализированы и технологический процесс перейдет в некоторое квазистабильное состояние – задача решена. В любом социальном процессе, видимо, никогда невозможно сказать, что задача решена. "Жизнь" социальных явлений - динамика всплесков и падений, а не стабилизация. Г.С. Альтшуллер, разрабатывая ТРИЗ, проанализировал более 40 тысяч технических решений. В социальной сфере нет патентов, как нет и сколько-нибудь значимой базы данных по решениям социальных проблем. Более того, складывается впечатление, что основные, глобальные социальные проблемы носят "вечный" характер, по крайней мере, для данной цивилизации (определим её как технократическую с потребительской доминантой). А они уже порождают проблемы низших рангов, вплоть до проблем семьи и индивидуума.
С другой стороны, при рассмотрении социальной системы резко повышается уровень ответственности за внедрение решений, что сильно ограничивает возможности применения метода проб и ошибок, и требует применения развитой интеллектуальной системы поиска решений, основу которой и представляет ТРИЗ. Развитие общей теории систем является основой для расширения поля применения основных методов ТРИЗ.
ТРИЗ не дает решений, а лишь предлагает методы поиска. Сегодня эти методы включают в себя, в любой сфере возможного использования, три основных направления различной степени проработки:
- алгоритмы (типа АРИЗ) поиска решений, в целом не подходящие для социальной сферы, т.к. требуют адекватного "перевода" с технического языка на язык общественных систем и апробации на решении социальных проблем различного ранга;
- психологические приемы, - концентрация в точки особого внимания;
- концепцию иерархии решений.
Вообще, для обоснованного применения ТРИЗ за рамками технических вопросов, надо решить и учесть большое число теоретических моментов:
-
в социальных системах
-
необходимо сформулировать
-
выявить возможные пути
-
необходимо по-новому оценить
роль ресурсов в
Основанием же для попытки применения ТРИЗ в данной работе является то, что ключевым понятием ТРИЗ является противоречие, которое делится на три вида: административное, углубленное и обостренное. Доказано, что нет задач технических, социальных или экономических, функциональных, структурных. Есть один общий критерий: прием, с помощью которого можно разрешить противоречие и решить проблему. Очевидный общий источник социальных проблем – системные противоречия, к возникновению которых приводят закономерности в развитии социальных систем. Но ведь именно в рамках ТРИЗ и её развитий разработаны и весьма успешно используются методики разрешения именно системных противоречий. Так, получает распространение ТРИС — теория развития искусственных систем. Ведь и технические и социальные системы относятся к искусственным системам, имеющим общие признаки:
а) они включают в себя или состоят из живых элементов;
б) значительная доля субъективного фактора в обеих системах;
в) системы предполагают обозначенные цели и т. д.
а) отставание процессов адаптации молодых людей от чрезвычайно мобильных перемен в обществе;
б) алкоголизация и наркотизация общества, наиболее слабым звеном которого перед этим явлением становятся молодые люди;
в) влияние молодежных субкультур;
г) классовое расслоение в среде молодежи, чудовищный разрыв в "стартовых условиях" различных слоев молодежи, рост ощущения безысходности у значительной части молодежи, осознание объективной невозможности изменить свое положение в пространстве географическом и социальном;
д) информационная психологическая перегрузка, связанная как с "информационной революцией" в обществе, так и с некритическим подходом молодого человека к провокационной политике СМИ, а также с, мягко говоря, неадекватной политикой общества в области образования и трудоустройства молодежи;
е) тотальный кризис института семьи (с одной стороны, как последствия советской системы последовательной передачи воспитательных функций другим социальным институтам, а с другой стороны, как объективной невозможности значительной части родителей понять проблемы современной молодежи); разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;
ж) насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и "культа успеха", что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);
е) углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность по этой причине к критическому восприятию информации.
Для отбора и определения важности указанных факторов выполним их тщательный анализ с точки зрения признанных социально-психологических воззрений.
Считается, что основные причины самоубийства психически здоровых людей, - это потеря смысла жизни и состояние, когда ожидание боли (как правило, душевой) от дальнейших событий перевешивает естественный, врожденный страх ухода из жизни. Это "пограничное" психическое состояние, предшествующее попытке суицида, в большинстве случаев принципиально неотличимо по своим проявлениям от глубокой и/или хронической депрессии:
1) Главный признак — резкое нарастание и длительное (более двух недель) ощущение подавленности и апатии. Это внешне может проявляться во внезапных слезах без очевидного повода, бессоннице, особенно в ранние утренние часы (или, наоборот, болезненной сонливости, например, невозможности, даже при активном побуждении окружающих, встать вовремя и пойти на занятия). Принятие внешне простых решений может внезапно встречать затруднение ("мысль ходит по кругу").
Информация о работе ТРИЗ при решении социальных задач. Суицид среди молодежи России