ТРИЗ при решении социальных задач. Суицид среди молодежи России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ 6
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ 8
Факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде 8
Ранжирование факторов и формулировка административных противоречий 9
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

     2) Постепенно нарастающие изменения в образе мыслей и общем эмоциональном настрое. Со стороны может показаться, что человек совершенно изменился в самых характерных проявлениях свой личности. Меняется сам стиль мышления. Оптимист, как правило, становится т.н. депрессивным реалистом, при рассмотрении перспектив выбирающим из вероятных исходов событий наименее для себя удачный.

     3) Резкое и устойчивое снижение успеваемости, исчезновение мотивации к учебе.

     4) Внезапная и неумеренная тяга к алкоголю, другим доступным наркотикам.

     5) Отсутствие сексуального влечения.

     6) Неопределенные, но постоянные ощущения дискомфорта в области груди, живота.

     7) Ничем не мотивированное длительное ощущение тревоги.

     В свою очередь, депрессия у молодого человека может быть спровоцирована прогрессирующим неврозом, вызванным ощущением одиночества, причем для нашего времени это, обычно, т.н. "одиночество в толпе". Рассмотрим его динамику.

     Впервые одиночество осознается человеком в возрасте 8 – 11 лет. Это связано с появлением рефлексии как нового уровня самосознания и самопознания, с развитием потребностей в признании и оценке. Постепенная переориентация общения с родителей и других "опекающих" взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними очень актуальной, но, вместе с тем, часто очень болезненной. При этом, если он не получает ожидаемого признания, если не удовлетворяются его потребности в успешной социальной активности, у него с большой вероятностью возникает чувство одиночества. Проявляется оно, прежде всего, в заметном преобладании естественного периодического стремления к уединению над потребностью к общению со сверстниками. Это пример развития ощущения одиночества, которое может быть или не быть "одиночеством в толпе".

     Самоидентификация человека, по Э. Эриксону3, переживает основную стадию (кризис) в возрасте 11 – 20 лет. При успешном преодолении этой стадии молодой человек интегрирует в своем сознании цельный образ самого себя в динамике и перспективах развития. Но существует также возможность формирования т.н. "спутанной" идентичности, когда цельного образа в сознании не возникает и это приводит к болезненным сомнениям, метаниям и неопределенности жизненного пути. Исход сложного и многовекторного (и часто в этом случае очень длительного) процесса идентификации в этом случае не определен и может быть как положительным, так и совершенно отрицательным.

     С наступлением юношеского возраста, молодой человек постоянно и вполне закономерно сталкивается с "взрослыми" проблемами, разрешение которых требует от него все более адекватного этим проблемам мышления. Как правило, человек, так или иначе, постепенно осваивает новые социальные роли, а опыт их освоения помогает ему в преодолении последующих важнейших жизненных проблем.

     Однако возможен и иной сценарий: молодой человек попросту не может понять предъявляемых ему требований или не может (не хочет) им соответствовать. Возникает ситуация эскалации конфликта, где возможна автокаталитическая реакция углубления личностного кризиса (очень часто по сценарию "наклеивания ярлыков"). Вероятность возникновения при этой ситуации депрессивных состояний очень велика, т.к. переживание такого конфликта требует огромных эмоциональных затрат, часто совершенно непродуктивных. Защитной реакцией здесь ожидаемей всего является замыкание в своем внутреннем мире и резкое сокращение взаимоотношений с другими людьми. Возникает так называемое "пограничное" состояние психики, которое может привести к тупику, - полной катастрофе личности.  Самостоятельно выбраться из такого кризиса крайне сложно, на фоне горького ощущения собственной несостоятельности кажутся бессмысленными все мыслимые попытки выхода.

     Возможные выходы из глубокого и затяжного кризиса:

     - переход к т.н. девиантному поведению, становление асоциальной, осуждаемой общественными институтами личности (сюда можно отнести развитие различного рода наркотической зависимости, появление внешне немотивированных вспышек агрессии, - например в условиях казармы и т.д.);

     -    попытка суицида;

     - открытие в себе физических и психических резервов, позволяющих выполнить качественный "скачок" в своих взглядах на мир (чем глубже кризис, тем меньше вероятность такого исхода, особенно при отсутствии тактичной и своевременной поддержки со стороны);

     - уход в "реальность" одной  из многих молодежных субкультур, при условии нахождения среди  её представителей поддержки  и понимания. 

     Причинами явления одиночества, если попытаться привести исчерпывающий список, являются: сама личность; другие люди; стечение обстоятельств, т.е. объективная ситуация. Объективная ситуация, преломляясь в сознании человека, вызывает его конкретные реакции, т.е. вызывает появление определенного субъективного психического состояния. В рассматриваемом здесь  случае – это негативное переживание одиночества.

     Наиболее часто возникающая объективная причина: комплексное проявление ситуации, когда параллельно возникают: неурядицы в семье, плохая ситуация с учебой и отсутствие достаточной мотивации её исправить, конфликт во взаимоотношениях с ровесниками, неудачи в первых романтических опытах и т.д. Далее вероятность развития переживания одиночества и его глубина будут определяться субъективными факторами: определенными чертами характера субъекта, параметрами психологии конкретной личности, накопленным и унаследованным культурным багажом, индивидуальным жизненным опытом, физиологическими особенностями организма, например, уровнем и крутизной нарастания гормональных изменений.

     В рассмотрении влияния всевозможного  окружения молодого человека на протекание личностного кризиса, социологи  однозначно определяют, как потенциально фатальное, влияние семьи. В большинстве случаев именно семья отвечает за развитие в человеке всех его основных способностей к преодолению неизбежных кризисов.

     Все без исключения основные психологические школы ищут и находят источники патологических деформаций личности в детстве человека, его ближайшем семейном окружении. Широко известен факт, что, как правило, все основные черты характера человека формируются в возрасте до 6 лет, т.е. чаще всего семьей.

     В ходе развития цивилизации, особенно по западному образцу, произошло заметное ослабление воспитательного влияния семьи, но оно по-прежнему остается основным. Период юности характеризуется переплетением противоположных тенденций: непреходящей потребностью во всемерной поддержке близких людей и одновременно – потребностью в признании взрослыми своей самостоятельности; генетической связью с семейным кругом и стремлением сформировать собственную, независимую сферу социальных взаимодействий. Разрыв связей с домом, как показывают исследования, основная причина до 10% случаев тяжелых переживаний одиночества студентами и солдатами.4

     Однако именно стремление выхода за пределы семьи и успешная его реализация приводит к полноценной самоидентификации личности и, в конечном счете, является основой нормального функционирования общества, воспроизводя и развивая его культуру. Т.е. социально-психологические процессы, провоцирующие развитие переживания одиночества, - одновременно объективно необходимы для становления личности и существования социума.

     Самая общая и поэтому нормальная тенденция отношений в семье, – когда родители просто не в состоянии (даже имея на это большое желание) понять то, что происходит с их взрослеющими детьми. Они и сами были  в такой же ситуации, когда были детьми. Хотя, наверное, для современного российского общества это неверно, - не было такой динамики общественных изменений в прошлом и не стояло таких неимоверных проблем перед молодежью. Все происходит на качественно ином уровне и общество пока не готово к адекватному ответу.

     Нет смысла описывать семьи с асоциальными родителями, которые чудом избежали лишения родительских прав. Ни одна самая благополучная семья не гарантирована от потрясений. Такие, известные каждому на наглядных примерах семейные события, как развод родителей, тяжелая болезнь, арест или смерть одного из них, социальная неудача (лишение работы, достатка и т.д.), - все это может стать, и очень часто становится  катастрофой для личности ребенка, мощным провоцирующим одиночество фактором.

     Появление в России многочисленных молодежных субкультур, при всех известных издержках их взаимодействия с "внешним" обществом, кажется безусловно положительной, в плане преодоления одиночества, тенденцией, т.к. представляет естественный для молодого человека путь к интеграции с другими людьми и идентификации себя, как части общества. Видимо, объективно, возникновение молодежных субкультур являются защитной реакцией общества, как самоорганизующейся системы, на разрушительные процессы в среде молодежи.5 Молодежные субкультуры, - это одновременно слегка утрированное отражение "внешнего" общества и в каких-то своих чертах зародыши предстоящих обществу культурных изменений. По крайней мере, большинство социологов именно так оценивают (в настоящее время) зарождение массовых молодежных движений на Западе в конце 60-х годов прошлого века.

     Проводя столь подробный социально-психологический  анализ факторов, действительно провоцирующих суицидальные тенденции, мы фактически установили не только основные влияющие факторы, но и подошли к формулировке ряда противоречий.

     Итак, из установленных выше, к основным факторам относятся:

     - кризис института семьи;

     - классовое расслоение в среде молодежи;

     - углубление морального кризиса;

     Установленные противоречия:

     1) потребностью в поддержке близких людей и одновременно существующая потребность в признании своей самостоятельности; генетическая связь с ближайшим окружением и стремление сформировать собственную социальную сферу, чему с большой вероятностью мешают внешние социальные причины (указанные основные факторы);

     2) необходимость завершения самоидентификации  и синергетически действующие  указанные факторы, затрудняющие  этот процесс;

     3) объективные возрастные причины  для развития невротических состояний  и отсутствие столь же мощных  демпфирующих факторов.

ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ

     Определенная  специфика социально–экономических  систем проявляет себя и в рассматриваемых ресурсах. Среди специфических ресурсов таких систем можно отметить мотивационные факторы, знания, опыт, навыки члена социальной системы, его потенциал развития, качества личности (воля, вера в себя и т.п.), здоровье, чувства и эмоции (любовь к ближнему и ненависть к врагу).

     Любое социальное образование, которое хочет  выжить в сегодняшней динамично  меняющейся внешней среде, должна постоянно  работать над улучшениями в своей  деятельности и делать это на системной  основе, используя все множество  известных инструментов и методов.

     При попытке решения важной социальной проблемы – суицида среди молодых  людей – я считаю возможным  использование так называемого  ПРИНЦИПА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АНТИДЕЙСТВИЯ, сформулированного в книге Г.Альтшуллера  «Творчество как точная наука». Данный принцип в условиях социальной проблемы заключается в том, что при совершении какого-то нежелательного действия (в данном случае – суицида), нужно заранее совершать необходимое антидействие или комплекс антидействий. И необходимо менять не только внутреннее состояние человека, подверженного суицидному настроению, но и его окружение, социум, в котором он живет.

     Т.е., надо устранять факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде:

     -.оказание  поддержки молодым людям в  адаптации к меняющимся условиям в обществе (психологические тренинги, центры занятости ит.д.);

     - пропаганда здорового образа  жизни, отказа от алкоголя и  наркотиков;

     - меры по устранению неравенства  молодежи, социального статуса в  большинстве случаев по уровню доходов 9чаще всего родителей), которые должны проводиться государством;

     - улучшение состояния института  семьи в современном обществе, благотворное влияние родителей  на формирование личности ребенка,  подростка;

     - работа человека над самим собой, воспитание сильного, устойчивого характера, самосовершенствование (индивидуальное, или в крайних случаях при помощи психолога). 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Недавнее  появление в пока немногочисленных обычных российских школах специальных  психологов, людей профессионально  подготовленных и предназначенных для своевременной корректировки критических ситуаций, сможет если не привести к прорыву в решении проблем молодежной среды, то хотя бы адекватно оценить происходящие процессы и их масштабы. В настоящее время именно в рамках института специальных психологов, при поддержке общественных организаций и государственных структур, возможно проведения планомерного, и, самое главное, продолжительного и непрерывного исследования проблемы негативного одиночества в школах и ВУЗах, организации профессионального наблюдения и эксперимента, проведения систематических тренингов, ролевых игр, дискуссий и собеседований, как с учащимися, так и с педагогами и родителями. При этом профессиональный психолог легко определит признаки развивающейся депрессии у учащегося и поможет её преодолеть.

Информация о работе ТРИЗ при решении социальных задач. Суицид среди молодежи России