Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:37, реферат
Любые задатки, прежде чем они превратятся в способности, проходят большой путь развития. В процессе их развития можно выделить ряд этапов. Для того, чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного небиологического плана задатка.
Введение……………………………………………………………………...….4
Умственные способности (интеллект)………………………………….5
Роль наследственности и среды в развитии человека…………………7
Способы диагностики способностей………………………………......12
Примеры тестов…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….....34
Измеряемый с помощью
ТИП уровневый показатель интеллекта
— всего лишь разовый замер, который
не может служить основанием для
категорических выводов. Поскольку
интеллект — интегральное образование,
для заключения об уровне его развития
необходимо комплексное исследование,
основной критерий которого — успешность
адаптации испытуемого в
Краткий отборочный
тест (КОТ)
(Тест оценки общих умственных способностей)
(Данный тест рассчитан на школьников 7-11 кл.)
Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта. Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками — быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.
Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ — 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).
Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих сторон интеллекта.
Способности
обобщения и анализа материала.
Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа, то можно предположить, что ассоциации носят хаотических характер.
Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тесте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем невысоко качество их умственной продукции.
Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц с эмоциональной деструкцией мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.).
Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания 8–13). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основное содержание, сопоставить цифры и т.д.
Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на определение умения правильно пользоваться языком, оценку грамотности и элементарных знаний иностранного языка (в пределах алфавита).
Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, осознавая этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.
Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двухмерном пространстве.
Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.
Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) — число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно — не верно». Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.
Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у вас трудности, переходите к следующему.
1. Одиннадцатый месяц года — это:
1) октябрь;
2) май;
3) ноябрь;
4) февраль.
2. «Суровый» является противоположным по значению слову:
1) резкий;
2) строгий;
3) мягкий;
4) жесткий;
5) неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1) определенный;
2) сомнительный;
3) уверенный;
4) доверие;
5) верный.
4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?
1) да;
2) нет.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1) звонить;
2) болтать;
3) слушать;
4) говорить;
5) нет отличающихся слов.
6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:
1) незапятнанный;
2) непристойный;
3) неподкупный;
4) невинный;
5) классический.
7. Какое из приведенных слов относится к слову «жевать», как «обоняние» к «нос»?
1) сладкий;
2) язык;
3) запах;
4) зубы;
5) чистый.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp M.C. Fielder E.H. Сonnor M.C. Woesner O.W. Soderquist P.E. |
Sharp M.C. Filder E.N. Conner M.G. Woerner O.W. Soderquist B.E. |
9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову:
1) очевидный;
2) явный
3) недвусмысленный;
4) отчетливый;
5) тусклый.
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 нерублей, а продал их за 5500, заработав на этом 50 нерублей за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?
11. Слова «стук» и «сток» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни
12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины?
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 66986 834426 7354256 61197172 83238324 |
5296 69686 834426 7354256 61197172 83238234 |
14. «Близкий» является противоположным по значению слову:
1) дружеский;
2) приятельский;
3) чужой;
4) родной;
5) иной.
15. Какое число является наименьшим?
1) 6
2) 0,7
3) 9
4) 36
5) 0,31
6) 5
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.
ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
19. Слова «восходить» и «возродить» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно — 2.
МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ
21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1) Держать нос по ветру.
2) Пустой мешок не стоит.
3) Трое докторов не лучше одного.
4) Не все то золото, что блестит.
5) У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо вопросительного знака?
73 66 59 52 45 38 ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:
1) в июне;
2) марте;
3) мае;
4) ноябре.
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Все передовые люди — образованные.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые образованные люди занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 20 нерублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 нерублей?
28. Слова «расстилать» и «растянуть» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль стоимостью 2400 нерублей был уценен во время сезонной распродажи на 33,33 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция?
33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1) сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Слова «увеличивать» и «расширять» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни
36. Смысл двух английских пословиц:
1) схож;
2) противоположен;
3) ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 нерублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38.Слова «претензия» и «претенциозный» имеют:
1 — сходное значение;
2 — противоположное;
3 — ни сходное, ни
39. Полкило бананов стоит 1,25 нерублей. Сколько килограммов бананов можно купить за 50 нерублей?
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41.Слова «отражаемый» и «воображаемый» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1) сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Одно из чисел ряда не подходит к другим. Какое число надо поставить на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46.Три партнера решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 нерублей, К. — 35000, П. — 20000. Если прибыль составит 24000 нерублей, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1) Куй железо, пока горячо.
2) Один в поле не воин.
3) Лес рубят, щепки летят.
4) Не все то золото, что блестит.
5) Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1) сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят, щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
50. В статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании крупного шрифта на странице умещается 900 слов, мелкого — 1200. Статья занимает 21 страницу. Сколько страниц надо напечатать мелким шрифтом?
Бланк
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
1 |
11 |
21 |
31 |
41 |
|||||
2 |
12 |
22 |
32 |
42 |
|||||
3 |
13 |
23 |
33 |
43 |
|||||
4 |
14 |
24 |
34 |
44 |
|||||
5 |
15 |
25 |
35 |
45 |
|||||
6 |
16 |
26 |
36 |
46 |
|||||
7 |
17 |
27 |
37 |
47 |
|||||
8 |
18 |
28 |
38 |
48 |
|||||
9 |
19 |
29 |
39 |
49 |
|||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |