Учение Вернадского о биосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение естественнонаучного аспекта перехода к устойчивому развитию в учении В.И. Вернадского с позиций современного естествознания.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть учение Вернадского о биосфере и ноосфере
2. Понять проблему происхождения жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Учение Вернадского о биосфере…………………………………….4
2. Проблема происхождения жизни……………………………………5
3. Биогеохимические принципы……………………………………….8
4. Эмпирические обобщения Вернадского……………………………9
5. Концепция ноосферы……………………………………………….13
6. Переход к устойчивому развитию…………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…22
Библиографический список……………………………………………….....…23

Вложенные файлы: 1 файл

Учение Вернадского о биосфере.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Результат всех вышеперечисленных  изменений в биосфере планеты  дал повод французскому геологу  Тейяр де Шардену заключить, что  биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Концепция ноосферы

 

Глобальные проблемы человечества с точки зрения возрастания  энтропии (распада) — результат накопления негативного опыта всего человечества. Поэтому названные выше меры по преодолению экологической, топливно-энергетической, сырьевой, продовольственной и других форм глобальных кризисов являются одновременно и антиэнтропийными средствами, которые в случае их осуществления будут выступать системообразуюшими и организующими факторами формирования целостной глобальной экономики, консолидации ее энергии, создания общепланетарного синергического эффекта. Они будут способствовать мобилизации антиэнтропийных процессов, существующих в природе, обществе и мышлении. Более глубокому осознанию этих явлений и процессов помогает теория ноосферы выдающегося ученого В.И. Вернадского.

Понятие «ноосфера» (от греч. «ноос» — разум и «сфера» —  шар) означает качественно новое состояние биосферы Земли и окружающей среды, формирующееся под воздействием умственной и физической деятельности человечества, которая может быть сопоставлена с могущественными природными геологическими процессами. Данное понятие неразрывно связано с понятием «живое вещество», по мнению В.И. Вернадского, — это совокупность всех живых организмов биосферы (количественно выраженная в химическом составе, массе и энергии), которые перерабатывают и перемещают разные виды вещества (твердое, жидкое и газообразное), аккумулируют и преобразовывают космическое излучение. Составными элементами живого вещества он называл всю водную оболочку Земли, нижнюю часть атмосферы, где существуют люди, птицы, насекомые, звери, а также литосферу (верхнюю часть твердой оболочки Земли, где живут бактерии).

Деятельность человека — закономерный этап эволюции биосферы, условие ее неизбежной трансформации  в ноосферу, решающий фактор которой  — преобразующая роль науки и  социально организованного труда  человека. В частности, в биосфере солнечная энергия трансформируется в биохимическую, энергию живого вещества, которую использует человек с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. При этом возникает высшая, качественно новая форма движения материи — социальная, порождающая новый источник и форму энергии — ноосферную и биосоциальную энергию. Последняя, через механизм общественного производства, формирует общественную культуру и общественного человека, в котором должны органично сочетаться частные интересы (интересы личности и членов ее семьи) с коллективными, общественными и общепланетарными интересами.

Наиболее полное концептуальное понимание процесса формирования ноосферы, по мнению В.И. Вернадского, Дает политическая экономия. Так как движущая сила трансформационных процессов — общественное производство и, прежде всего, умственный труд, основой политической экономии является трудовая теория стоимости. Именно она дает возможность выявить через общественное разделение труда необходимость труда отдельного человека для общего блага, зависимость каждого человека-работника от труда всех остальных людей (а значит, и от каждого другого человека), определить, таким образом, тесную взаимосвязь человечества. Но труд как наивысшая ценность должен быть разумным. Под таким трудом В.И. Вернадский понимал свободный и добровольный труд.

В то же время для понимания  теории ноосферы политическая экономия не может ограничиваться только трудовой теорией в марксистском понимании, в частности, положением о том, что  человек, человеческий фактор является только продуктом производства, труда (известный тезис основоположников марксизма о создании человека трудом). Человек, кроме того, выступает: а) продуктом природы, природным существом, наделенным природными силами (органами чувств, нервами) и т. д.; б) закономерным результатом развития Вселенной, общепланетарным явлением, которое продуцирует и реализует в труде свою мысль. В результате взаимодействия этих трех составляющих (человеческой природы, человеческого труда и человеческой мысли) возникает синергический эффект, новая могущественная производительная сила (по В. И. Вернадскому — новая геологическая сила), которая аккумулирует, синтезирует энергию этих составляющих и формирует ноосферу, ее сущность.

Доминирующий элемент  среди этих составляющих — сознание, научная мысль, которая организовывает в единое целое различные энергетические потоки, синтезирует биохимическую энергию (на биосферном уровне аккумулировалась только энергия солнца путем фотосинтеза или поглощения одного органического вещества, в том числе существа, другим), производя при этом такие принципиально новые виды энергии, как ноосфера и биосоциальная энергия, которые диалектически отрицают предыдущие. Подобное отрицание означает, что новые виды энергии «заимствуют» все ценное и позитивное из менее развитых форм энергии.

Вследствие этого в  составе социальной материи (как  качественно нового, высшего вида материи) и социальной энергии появляется чрезвычайно важный элемент —  социальная культура. Сама культура при  этом (технико-технологическая, производственная, культура физического и умственного труда и т. д.) отпочковывается в важную политико-экономическую категорию, с помощью которой определяется степень гуманизации и экологизации экономики, а ее развитие осуществляется в соответствии со специфическими для этой сферы законами, наибольший простор для действия которых дает ноосфера.

В последней органически  сочетаются не только частные, коллективные, общественные и общепланетарные  экономические интересы, но и ценностные духовные ориентиры их субъектов. Именно в ноосфере наивысшего уровня достигает развитие личности, ее сущностных сил (физической и умственной энергии, организаторских, творческих способностей, культуры, морали, психических качеств и т.п). Новое измерение в этой сфере получает и развитие производительных сил, в частности, производительного труда. Таким становится, прежде всего, научный, творческий труд, в процессе которого генерируются новые научные идеи, осуществляются творческие открытия, развивается творческая активность человека и научного коллектива, мобилизуются и расширяются их сознание, культура, воля, энергия. Вследствие этого ослабляется роль материального и усиливается роль духовного производства, все более аккумулируется разум человечества, который генерирует и синтезирует биохимическую энергию. Вот почему освобождение человека от рутинных технологических действий, развитие его творческого научного потенциала, максимальное проявление ума, свободу научного поиска В.И. Вернадский считал главными принципами ноосферы.

Эволюционный процесс создает при этом научную мысль социального человечества как новую геологическую силу, которая получает особое геологическое значение, а биосфера трансформируется научной мыслью социального человечества в ноосферу, причем темпы данного процесса все более ускоряются. Важно и то, подчеркивал В.И. Вернадский, что понятие ноосферы, которое формируется на основе биохимических представлений, находится в полной гармонии с идеей планетарного планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Переход к устойчивому развитию

 

В «Концепции перехода государства к устойчивому развитию» сказано, что «движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой»2.

Наряду с теорией  биотической регуляции окружающей среды, устанавливающей генеральную стратегию сохранения биосферы, учение о ноосфере оказывается еще одной важной составляющей концепции устойчивого развития, разработанной российскими учеными.

Еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития.

Очень важно в плане  методологии, что учение о ноосфере и концепция устойчивого развития взаимосвязаны. Собственно говоря, именно на начальном этапе перехода мирового сообщества к новой форме (стратегии) развития важно соединить уже существующие в различных странах и научных сообществах научные разработки и их результаты, которые содействовали бы воссозданию образа того будущего, который получил наименование сферы разума, или ноосферы.

В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы и социальной автотрофности в качестве главного направления дальнейшего развития человечества.

Вернадский считал (если полагать, что ноосфера еще не существует, а появится в будущем), что становление ноосферы - это естественно-исторический процесс, что она появится стихийно, как было свойственно всем предшествующим общественно-экономическим, социально-технологическим и аналогичным формациям и этапам эволюции человечества. Однако сейчас, когда обнаружились и обострились глобальные проблемы, угрожающие гибелью цивилизации, стало ясно, что немыслимо стихийное становление ноосферы, что ее приближение возможно только благодаря социальному проектированию будущего с помощью человеческого разума и прежде всего науки.

В процессе реального  прогресса на пути в ноосферу наука  будет, как и предполагал В.И. Вернадский (научная мысль как планетарное  явление), играть приоритетно-доминирующую роль, формируя сферу разума. С помощью ноосферно ориентированной науки должна появиться УР-экспертиза (т. е. экспертиза перехода к устойчивому развитию, подобная экологической и другим видам экспертиз), которая решала бы вопросы соответствия тех или иных важных решений и проектов целям и императивам стратегии устойчивого развития. Без такой экспертизы невозможно достоверно сказать заранее о таком соответствии даже в области экологии (где в целях обеспечения локальной либо национальной безопасности может снижаться глобальная экологическая безопасность). А тем более - в области экономики, техники или социальной сферы, где без УР - экспертизы трудно заранее определить, в каком направлении (согласно какой - старой или новой модели) развертывается конкретная деятельность.

Цели перехода к устойчивому  развитию - сохранение биосферы и выживание человечества - определяют основные принципы становления ноосферы (ноосферогенеза), которые в обобщенном виде сводятся к следующим.

Во-первых, это принцип  сохранения биосферы, о чем уже шла речь.

Во-вторых, это принцип  коэволюции общества и природы, т. е. их совместного сохранения и развития, когда человечество может неопределенно  долго существовать на планете, а  биосфера, благодаря существенному снижению антропогенного давления, сохранит свою устойчивость и будет эволюционировать по своим законам.

В-третьих, это принцип  равных возможностей для нынешних и будущих поколений в удовлетворении своих жизненно важных потребностей (в том числе в экологических условиях и природных ресурсах).

В-четвертых, это уже  упомянутый принцип справедливости в широком смысле слова, который  нередко в документах ООН считается  главным принципом устойчивого  развития. Справедливость до недавнего времени мыслилась как соответствие между действиями людей и их общественным признанием. Однако упомянутый ранее принцип равенства возможностей развития нынешних и будущих поколений требует его распространения и на пока несуществующие поколения. Но и это социальное расширение принципа справедливости требует дальнейшего, уже социоприродного понимания. А именно - некоторые черты справедливости должны быть перенесены и на все живые существа, которые человек не может безнаказанно использовать в своих целях и даже уничтожать.

В-пятых, это приоритет  нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными. Именно он отличает устойчивое развитие в его уже обычном понимании от его ноосферного видения. Устойчивое развитие только тогда становится ноосферным развитием (ноосферогенезом), когда оно одухотворено нравственным разумом экогуманистической ориентации и именно он оказывается приоритетным средством последующего непрерывного развития цивилизации в гармонии с окружающей природной средой. Говоря об этом, следует заметить, что понятия духа, духовности отличаются от понятий разума, рассудка, интеллекта, поскольку первые не акцентируют внимание на рациональном постижении мира. Духовность противоположна материально-природному, а не иррациональному. Что же касается нравственного аспекта ноосферогенеза, то он также не совпадает с рациональным, поскольку выражает форму ценностного сознания, касается аспектов поведения людей в категориальной сетке справедливости, добра, зла и ряда других. Этот аспект связан с ценностями, императивами и социальными нормами. Такие отличия обсуждаемых понятий подводят к выводу о том, что в ходе ноосферогенеза будет возрастать не просто рациональное, а рационально-нравственное начало.

Можно ожидать, что ноосферогенез  будет сопряжен с появлением новой формы рационализма- ноосферного рационализма, а также с новыми формами рациональности, выражающими роль разума в повышении эффективности социальной деятельности. Предполагается, что появление новых версий рационализма связано с теми или иными формами рациональности. Так, уже в технократическом рационализме появляются новые принципы рациональности, в чем-то отличные от предшествующих. Переломный период в современной науке и культуре существенно расшатывает основания как прежних версий рационализма, так и соответствующих форм рациональности. Поэтому современный рационализм, все больше учитывая требования времени, оказывается весьма ясно связанным с выживанием цивилизации и решением глобально-экологических проблем. Еще в большей мере это относится к предполагаемым, более адаптивным формам рационализма, связанным со становлением ноосферы.

Информация о работе Учение Вернадского о биосфере