Языки общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой. Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами и человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи в своих делах и заботах, закладывались психологические механизмы и структуры, вызывающие в нас тягу к общению с природой, ощущение себя ее частицей.

Содержание

Введение……………………………………...……………………………3
Размышления индийского философа……………………………………4
Общение человека и природой…………………………………………..5
Объекты общения для человека……………………………………..5
Общение человека с природой………………………………………5
Размышления философов об общении с природой…………………….8
Общение человека с природой………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………16
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки российской федерации

(минобрнауки россии)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)

 

Институт менеджмента и информационных технологий

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г. Череповце (ИМИТ «СПбГПУ»)

 

Кафедра экономики


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Концепции современного естествознания»

Тема: Языки общения с природой

 

 

 

 

Выполнил студент группы з.623т            Дорожкина Дина Васильевна

№ варианта 3                                              № зачетной книжки з.6120303т    

Руководитель                                Тихонов Иван Артурович

                «_______» _________________________2014 г.

        __________   __________________

   отметка о зачете           подпись преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение……………………………………...……………………………3
  2. Размышления индийского философа……………………………………4
  3. Общение человека и природой…………………………………………..5
    1. Объекты общения для человека……………………………………..5
    2. Общение человека с природой………………………………………5
  4. Размышления философов об общении с природой…………………….8
  5. Общение человека с природой………………………………………….13
  6. Заключение………………………………………………………………16
  7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Отношения человека с природой называют экологической культурой. Владение экологической культурой необходимо всем: ученым и политикам, строителям и предпринимателям, и каждому из нас. Экологическая культура приучает человека быть на земле настоящим хозяином, смотрящим на годы вперед, сохраняющим жизнь и природу не только для живущих сегодня, но для следующих поколений людей.

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой. Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами и человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи в своих делах и заботах, закладывались психологические механизмы и структуры, вызывающие в нас тягу к общению с природой, ощущение себя ее частицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗМЫШЛЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ФИЛОСОФА

 

 

Индийский философ С. Радхакришнан, обратил внимание на тот факт что жизнь древнего индуса, теснейшим образом  связанная с объектами  живой  и  неживой  природы   находилась под ее сильнейшим и во многом определяющим его психику, нравственность влиянием. Исследуя истоки возникновения  и развития  мировоззрения  индийцев, Радхакришнан в своей книге «Индийская философия» пишет о том, что уже древнейшие  мудрецы эпохи  ведийских  гимнов  бессознательно  восхищались природой.  Будучи  по существу  поэтами они взирали на объекты природы с такой полнотой чувств и силой  воображения, что эти  предметы стали ими одушевляться. Они умели любить природу, восхищались чудесами захода  и восхода солнца — этими таинственными процессами, которые завершались как бы сближением человеческой души и природы. Для них природа была живой, с нею они могли общаться Величественные явления природы были творениями небес, сквозь которые большинство взирало на безбожную землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

 

3.1 Объекты общения для человека

 

Как это ни покажется странным, но и в наше время в роли объекта общения для человека  может выступать растение или животное, море или горы,  даже обыкновенные вещи, окружающие нас в повседневной жизни. Происходит это тогда, когда на любой предмет неживой природы или вещь люди переносят собственные свои духовные качества, как бы   очеловечивая их. Отсюда и наше стремление к уединению на лоне природы, в котором она может стать обычным партнером общения,  позволяя  вести молчаливый,  а то и словесный диалог с собой: речкой или океаном, деревом   или   небом. В эти моменты человеку кажется, что   воспринимаемое   им   явление   природы   обладает «душой»  и  «свободой»   (то  есть  основными  чертами субъекта)  и что оно поэтому способно отвечать «любовью» на  его любовь,  что  оно  владеет  своеобразным  «языком»,  на котором  с  ним   можно  общаться. Природа становится иллюзорным партнером общения.

 

3.2 Общение человека с природой

 

Стремление общаться  с  объектами  природы особенно обостренно проявляется у человека в ситуациях кризиса, одиночества, вынужденного или намеренного. Глубоко  залегают в нас эти чувства, в нашем сознании или, скорее, подсознании, может быть, в «генетической» еще, эмоциональной в своей основе памяти. В  городском человеке структуры эти заглушены или неразвиты, точнее, не востребована в жизненной практике необходимость связи с этим   мощным,  но закрытым до поры пластом нашей психики. У сельских жителей, особенно у тех из  них,  кто по  роду своих занятий много времени находится в одиночестве, эти связи  обнаруживаются  на  поверхности  их  душевной жизни. Известный драматург Азат Абдуллин так описывает  это   качество   у   своих  земляков.   «Несколько лет назад,— пишет  он,— я  работал  некоторое время скотоводом у моего сородича. Чтобы побыть в его шкуре. Однажды пришлые горожане   спросили  его. «С  весны  до  осени  ты  на  джайляу один. Не давит ли тебя одиночество?»  Земляк  мой  ответил:  «Когда начинает давить, я с цветами разговариваю». «Да ты шутник»,— те посмеялись над ним. Тогда он им: «А вы мне вот скажите,  почему  цветы  и печальны, задумчивы, и приветливы, открыты?» И, видя, что тем нечего ответить, заключил: «Потому что они живут из самих себя. У них богатая  душа. С  ними поговорить можно».

В историческом своем развитии человечество с определенной периодичностью обращается к теме природы, общения с ней, к возможностям ее благотворного воздействия на формирование здоровой психики, всего образа жизни и деятельности человека. Романтизм, сентиментализм, классицизм и реализм — трудно назвать какое-либо из литературных или даже философских   направлений и течений, которое бы в той или иной  мере не отдало дань природе и человеческому общению с ней. Каждый раз это была реакция на   избыточный   рационализм  и схематизм,  «машинерию» и  узость,  эмоциональную скудость человеческой жизни.  Особенно наглядно это прослеживается в    сочинениях    романтиков    конца    XVIII — начала XIX столетия.  Европейский  романтизм,  выросший  из отрицания   просветительского   механицизма,   потеряв веру в способность разума установить справедливый порядок в обществе, испытывал недоверие и враждебность  к  изощрённостям  политических  систем   и  уже заметно возросшим претензиям техники  на  существо жизнедеятельности   людей.    Обращаясь    к   природе, романтики   искали   в   ней   то,   в   чем   им   отказывало общество, и они обнаружили новый, прежде скрытый лик    природы — лик    всемогущего,    талантливого    и вдохновенного собеседника и друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РАЗМЫШЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ ОБ ОБЩЕНИИ  С ПРИРОДОЙ 

 

Пылкое  преклонение  перед  природой   было  свойственно   Новалису,   Колриджу, Шеллингу. Но пожалуй, ни один  из  писателей  и философов  не раскрыл так   глубоко   необходимость   для   нормального развития  каждого  человека воспитания  у  него  потребности в самозабвенном отношении к диалогу с природой, как американский мыслитель - трансценденталист Г. Торо. Общение с природой,   считал он, должно быть основано на пристальном ее наблюдении, на воспитании  способности  посредством   воображения,   памяти,   предвидения   сводить   в   фокус   сознания   все пространственные и временные характеристики мира. н   полагал,    что   существует   только   единый   миг глубокого подлинного мирочувствования, все остальное вторично, относительно, гипотетично. Именно воображение играет очень важную роль в освоении мира и в интимном общении с ним: «…я сам себе время и пространство… Во мне заключены лето и зима сельское бытие и повседневная рутина коммерции, чума и голод, освежающий ветер, радость, печаль жизнь и смерть».

Однако, по мысли Торо, настоящее общение с природой дается не всякому человеку. Нравственно несовершенные люди не могут войти в царство природы. Стоит человеку утратить духовность, как сразу же природа отделяется от него, из друга превращается во врага; в холодное физическое тело, в коварного сфинкса. В этом пункте мысли Торо во многом тождественны высказываниям немецкого философа-идеалиста Ф. Шеллинга, считавшего, что понять и полюбить природу может только свободный дух. Порабощенное же сознание не может увидеть в природе ничего, кроме материи—источника морального зла.

В теории другого американского философа-идеалиста— Р. Эмерсона связь человека с природой получила особое название — «корреспонденции». Это трансценденталистское понятие трактовалось им достаточно широко, как интимная связь между состоянием сознания и природными явлениями, создающими в своей совокупности огромный мир «бессловесного языка». Наиболее точное и образное представление о характере «корреспонденции» человека с природой дают стихи замечательного французского поэта Шарля Бодлера. Фрагмент одного из них мы здесь приводим:

«Природа — некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Подобно голосам на дальнем расстоянье:

Когда их смутный хор един, как тьма и свет,

Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье».

«Корреспонденция», утверждал Эмерсон, предполагает, что по мере того, как человек погружается в переживания ландшафта, происходит восстановление оптимистического начала в его душе, а через это обновляется и восприятие им окружающего мира, поскольку не в природе, а в человеке «вся красота и все ценное, что он видит. Мир сам по себе пуст и всем своим великолепием обязан этой золотящей, возвышающей душе» .

В отличие от Эмерсона Торо подчеркивает объективный момент общения с природой. Он видит в природе тайну, которую человек должен разгадать. Природа для него не пуста, она есть своеобразный партнер по общению, имеющий самодовлеющее собственное живое бытие. Только как живая, обладающая глубокими тайнами, суверенностью природа может привлекать человека в качестве субъекта общения. Именно поэтому она нужна человеку для духовного обновления и для поддержания в душе его ощущения «жизненной силы». Человек же, высшее творение природы, представляет ее интересы как свои и, проявляя во взаимодействии с ней свою разумность, раскрывает смысл породившей его природы и своего существования.

Таким образом, делает вывод Торо, природа для человека — всемогущая и загадочная сила, а не просто проекция «не — Я» во внешний мир. Мир природы остается молчаливым и отстраненным до тех пор, пока человек не проникнет в ее суть, после чего она становится для него действительным собеседником и помощником.

Проникновение в природу, развивает свою мысль философ, должно идти через вдохновенный и исполненный творческого пыла чувственный опыт. Приблизиться к природе можно, только если до конца ощутить ее и вжиться в нее. Человек должен быть достаточно чувствителен и одухотворен для восприятия

ландшафта. Общение требует от него усилий всего существа, физических и духовных. Для того чтобы Достичь максимального, пусть и временного, слияния с природой и погружения в ее мир, сам Торо, например, мог по несколько часов подряд почти недвижно стоять в лесной чаще или на берегу реки. усилия приближения к природе, работа души и тела подвигают человека к поиску духовного начала. Путь высшему идеалу идет через возвышение идеального в самом индивиде, и достигается он с помощью слияния человека и природы. Постоянный контакт с природой, воплощающей трансцендентный идеал, красоту и чистоту, помогает, считал Г. Торо, человеку через сосредоточение на переживании природной гармоничности запечатлеть его в душе, заложить основы здорового, нравственного отношения к миру и самому себе, понять самого себя как часть природы и природу внутреннего своего «Я». Основательно и глубоко раскрыв взаимоотношение человека с природой, процесс их взаимовлияния, Г. Торо оставил исследователям человека много вопросов, требующих своего решения.

Информация о работе Языки общения с природой