Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:53, курсовая работа
Ароматерапия известна человечеству уже более пяти тысяч лет. В древних индийских, египетских, вавилонских цивилизациях препараты на основе ароматных эфирных масел активно использовались в религиозных обрядах, для бальзамирования усопших, косметологической и медицинской практике.
Например, египтяне знали, что различные ароматы воздействуют на эмоции. У каждого фараона были различные духи: одни - улучшали настроение, другие – устраняли тревогу и раздражительность, третьи - усиливали половое влечение, а на случай военных действий использовали ароматы, которые повышали агрессивность.
Введение ……………………………………………………………………………………………….3
История ароматерапии ……………………………………………………………………………..3
Древняя Греция………………………………………………………………………………………..4
Древний Рим ………………………………………………………………………………………..….4
«Темные времена растительного ………………………………………………………………...5
Россия………………………………………………………………………………………………….…..5
Воздействие аромата на психическую деятельность ……………………………………..6
Запах женщины – что стоит за тайной феромонов ………………………………………..7
Эфирные масла-афродозиаки ……………………………………………………………………...9
Ароматервпия в лечении заболеваний ……………………………………………………….10
В чем секрет лечебного действия эфирных масел ……………………………………….11
Правила и предосторожности в ароматерапии………………………………………………13
Механизмы воздействия при ароматерапии …………………………………………………14
Методы лечебного применения эфирных масел ……………………………………………14
Смесь для ингаляции …………………………………………………………………………….14
Аромаванна для похудения ……………………………………………………………………15
Классификация масел для ауры ………………………………………………………………16
Сердечнососудистые заболевания …………………………………………………………16
Заболевания нервной системы…………………………………………………………………17
Заболевания мочевой системы…………………………………………………………………17
Заболевание кожного покрова …………………………………………………………………17
Полоскание …………………………………………………………………………………………..18
Спринцевание ……………………………………………………………………………………….19
Туалетная вода ………………………………………………………………………………………19
Ароматерапия для детей …………………………………………………………………………19
Укрепление иммкнитета ………………………………………………………………………………20
Как получить эфирные масла ………………………………………………………………………21
Оливковое масло в косметологии …………………………………………………………………23
Использованная литераткра и источники ………………………………………………………..25
Международный гуманитарный университет
Одесский медицинский институт
Кафедры общей и клинической фармакологии
Тема: «Ароматерапия - запахи на службе человека».
Одесса 2012г.
Аро́матерапи́я — разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений. В лечении ароматами используются эфирные масла более 300 видов растений, которые получают из цветков, плодов, семян, листьев или всего растения целиком.
История ароматерапии.
Понятие «ароматерапия» ввел в начале ХХ века французский химик Гаттефоссе, который работал с эфирными маслами.
Ароматерапия известна человечеству уже более пяти тысяч лет. В древних индийских, египетских, вавилонских цивилизациях препараты на основе ароматных эфирных масел активно использовались в религиозных обрядах, для бальзамирования усопших, косметологической и медицинской практике.
Например, египтяне знали, что различные ароматы воздействуют на эмоции. У каждого фараона были различные духи: одни - улучшали настроение, другие – устраняли тревогу и раздражительность, третьи - усиливали половое влечение, а на случай военных действий использовали ароматы, которые повышали агрессивность.
Крошечные сосуды с узким горлышком, для более медленного испарения ароматических смесей – эфироносы, были обязательным атрибутом залов царей и священных храмов. Маленькие конусы из смеси затвердевшего жира и эфирных масел – использовались египтянами в качестве духов – помещались на парик утром и медленно таяли под солнечными лучами, наполняя окружающее пространство своим ароматом. В качестве средства общения с духами и входа в мистический транс воскуривание пахучих трав присутствовало в шаманских обрядах американских индейцев и народов севера, у древних славян и китайцев.
Древняя Греция
Большая часть медицинских знаний о лечебных свойствах растений пришла в раннюю Грецию из Египта. В VII веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. В этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений. Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.
Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее).
Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений.
Древний Рим
Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовоний, банные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae). Римляне использовали ароматные вещества трех типов: ладисмата (ladysmata) — твердые ингредиенты, стиммата (stymmata) — ароматические масла и диапасмата (diapasmata) — парфюмерные средства в виде пудры.
Греческий врач-фармацевт Гален (131—200 годы н. э.), живший в Риме, в более чем 20 книгах описал способы приготовления лекарств из растительных и животных ингредиентов. Как дань аккуратности Галена в его записях возник термин «галенова аптека». Вскоре из лекарского дела выросло и отделилось новое направление — аптекарское. Врачи диагностировали заболевание и выписывали лекарство, а аптекари или фармацевты занимались приготовлением лекарств. Таким образом, термин «materia medica», означающий в переводе «медицинские материалы», был синонимом веществ и продуктов, получаемых из природных источников и применяемых врачами той эпохи.
После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980—1030).
«Темные времена» растительного мира
С падением Римской империи прогресс науки в Европе остановился, а вместе с этим пришла в упадок наука о врачевании растениями. Знания, дошедшие из античных времен, были в основном сосредоточены в монастырях и недоступны простым людям. Раннее Средневековье характеризовалось суеверным отношением к растениям. Некоторые растения подвергались прямому преследованию. Появилось множество суеверий. Так, например, среди людей той эпохи было поверье, что под дном горшка с базиликом живет скорпион. И если вдыхать аромат базилика, скорпион может пробраться в мозг.
На протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире.
Во время эпохи Возрождения вновь появилась мода на знания. Знать Европы стремилась собрать все известные литературные источники в своих частных библиотеках. Появилась также традиция разведения богатых растениями садов, где рядом с декоративными растениями соседствовали лекарственные. Некоторые из аристократов поручали художникам делать красивые, хотя и не всегда точные каталоги своих растительных коллекций. В университетах начали изучать ботанику и растительную жизнь «лекарственных» садов.
Россия
Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древней Руси сохранилось мало.
У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII—I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за ее пределами — в Греции и Италии. О распространении скифских лекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.
«Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».
«Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.
В IX—X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053—1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму. В XI веке лечение травами перешло в руки монахов, которые стали организовывать сбор и обработку трав. В это время появляются письменные труды с описанием накопленного опыта — травники и зелейники, копии которых во множестве распространялись в народе.
В XIII—XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. Открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину.
В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» — означает «сад», «цветник», «огород»). Ретроградами называли переводы книг западноевропейских авторов о применении лекарственных растений. Они оставались очень популярными вплоть до XIX века.
В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.
Выдающиеся русские ученые Г. А. Захарьин, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, А. А. Остроумов и др. нередко при лечении больных прибегали к помощи лекарственных растений. С. П. Боткин требовал от своих учеников изучения лекарственных растений и проверки их действия
В чем же секрет воздействия ароматов на человека? Существуют ли научные доказательства эффективности ароматерапии?
Прежде всего, за ответом следует обратиться к физиологии человеческого мозга и эволюционной теории. Известно, что обоняние формируется как первая сигнальная, чувствительная система у живых организмов. Даже одноклеточные амебы и инфузории ориентируются в поисках пищи и защиты от врагов на анализ состава плавающих в окружающей среде химических веществ – они их «нюхают». У многих животных более 80 процентов информации поступают через запахи. Не только поиск пищи, но и поиск партнера, направления миграций, принадлежность к стае определяется через запахи. Это не удивительно, ведь информация от обоняния поступает не только в кору головного мозга, где может быть оценена, но и в подкорковые структуры, где воспринимается рефлекторно, бессознательно. В свою очередь, подкорковые структуры связаны с лимбической системой управляющей эмоциями, а так же с вегетативными центрами, влияющими на функции внутренних органов. Вот почему механизм действия ароматов на человеческий мозг двойственен. Запахи могут пробуждать давние воспоминания, записанные в головном мозге как ассоциации (скошенная трава – воспоминания о лете, духи – аромат любимой женщины), но могут действовать и напрямую, без контроля и анализа – поднимать и опускать артериальное давление, вызывать чувство агрессии и расслабленности, усиливать сексуальное чувство и успокаивать.
Информация о работе Ароматерапия - запахи на службе человека