Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:03, дипломная работа
Точно установить, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно. Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нравиться другим, вызывать восхищение. Это стремление побуждало его тщательно ухаживать за своим телом и волосами, с помощью различных средств выгодно подчеркивать достоинства, корректировать недостатки. Красивые, ухоженные волосы, правильно подобранная прическа всегда являлись одним из таких средств украшения. Установлено, что уже во втором тысячелетии до н. э. люди проявляли интерес к парикмахерскому искусству.
Точно установить, когда зародилось парикмахерско
Развитие этого древнейшего искусства
шло постепенно. Каждая эпоха характеризовалась
своими представлениями о красоте волос и способах
украшения внешности с помощью причесок. Эти представления
формировались под влиянием экономических,
политических и культурных особенностей
развития каждого конкретного государства
и изменялись со временем.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте
Скульптурные изображения и наскальные
рисунки, сохранившиеся до наших дней,
свидетельствуют о том, что уже в Древнем
Египте волосам и прическе придавали большое
значение, прическа была не только украшением,
но и говорила о социальном положении
и происхождении человека.
Египтяне владели мастерством изготовления
париков. Их изготовляли из естественных
волос, овечьей шерсти, растительных волокон.
Надевали парики на подстриженную голову,
носили их как женщины, так и мужчины. Первоначально
правом ношения парика обладали только
жрецы, затем к ним присоединились представители
знати и только позже — простые египтяне.
В зависимости от социального положения
выбирался фасон парика. Знатные люди носили
большие тяжелые парики, изготовленные
из натуральных волос. Особенно популярны
были громоздкие трапециевидныепарики из
длинных, ниспадающих на плечи волос или
мелкозаплетенных косичек, разделенных
вертикальным пробором по центру головы.
Такие парики призваны были подчеркнуть
изящество фигуры их обладателей (рис.
1).
Чтобы придать прическе еще больший объем,
иногда надевали не один, а два парика.
Простые египтяне носили небольшие парики из
искусственных волокон.
Египетские мужчины носили свободно ниспадающие
волосы (рис. 2). Собственные бороды брили,
а искусственные бороды и парики, которые
изготовляли из шерсти овец, привязывали
к подбородку шнурком или металлической
ниткой. Их надевали только представители
знати в особенно торжественных случаях.
Естественные волосы египтян были гладкими,
имели черный цвет. Для того чтобы придать
таким волосам вид завитости, женщины
смазывали волосы глиной, делили их на
небольшие пряди, которые затем наматывали
на специальные тоненькие прутья и высушивали
под палящими солнечными лучами.
Впоследствии на смену прутьям пришли
металлические стержни, которые предварительно
нагревали и наматывали на них пряди волос.
Для того чтобы изменить натуральный цвет
волос или сделать его интенсивнее, египтянки
применяли хну, жир черных змей и быков,
яйца ворон.
Уже в этот период времени были известны
различные способы укрепления, мытья и лечения
волос при помощи различных жиров и масел.
Для того чтобы улучшить рост волос, их
смазывали жирами различных животных:
тигров, львов.
Нежелательные волосы удаляли специальными
приспособлениями, напоминающими современные
щипчики. Именно из Египта парикмахерское
искусство распространилось в другие страны.
Развитие парикмахерского искусства в Древней Греции
В Древней Греции существовал культ
физической красоты и гармоничных
геометрических пропорций, к волосам и прическе
тоже относились очень внимательно, так
как они должны были подчеркивать физическую
красоту человеческого тела. Не случайно
именно в Афинах появились специальные
заведения, в которых занимались созданием
причесок, брили бороды.
Женщины завивали волосы в локоны, для этой
цели применяли специальные щипцы. Это
были небольшие железные стержни с ручкой
для держания, на концах щипцов помещались
шарики. Завитые таким образом локоны
сохранялись в течение некоторого времени.
Гладкие, незавитые волосы носили во время
траура.
Очень часто волосы поднимали вверх и
фиксировали узлом или лентой. Не менее
распространены были прически с вертикальным
пробором по центру головы. Волосы делили на пряди
и заплетали в косички, из которых формировали
узел на затылке.
Мужчины носили длинные волосы, которые
завивали в мелкие локоны. Волосы могли
также заплетать в косы и укладывать их
рядами по окружности. Позже (приблизительно
с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение прическам из
коротких волос.
Изменились способы создания париков.
Популярными стали парики и прически из
коротких завитых волос (рис. 3).
Идеалом красоты считались волосы
золотистого и пепельного цветов.
В это время для окраски волос применяли
натуральные, растительные красители,
которые эффективно изменяли естественный
цвет волос и придавали им нужный оттенок.
К сожалению, секрет приготовления этих
красителей утрачен.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Риме
В Древнем Риме парикмахерское искусство
длительный период времени не имело
собственного направления и находилось
под влиянием Греции. Очень популярны
были прически из коротких мелко завитых
волос (рис. 4).
Мужчины носили бороды и усы, прически из коротких волос
, обязательным атрибутом которых являлась
густая челка до линии бровей. Женщины
носилипрически из длинных волос, волосы
собирали в объемные пучки и фиксировали
на затылке.
Во времена империи парикмахерское искусство
в Риме стало развиваться самостоятельно
и вскоре достигло своего расцвета. Прически
и волосы описывали в стихах, им посвящали
эпиграммы. Наряду с прическами из длинных естественных
волос все чаще стали появляться короткие
стрижки, парики.
Женщины отдавали предпочтение прическам из гладких волос,
которые собирали в узел и фиксировали
заколками или другими украшениями. Со
временем особую популярность приобрели
высокие прически, они напоминали собой
веер. Для их создания применяли специальные
каркасы.
Мужчины стали брить бороды и усы, носить
короткие, прямые волосы (рис. 5). Существовал в
Риме культ светлых, белокурых волос. Для достижения
модного оттенка волосы специально обесцвечивали
или носили парики из светлых волос. Древние кельты
и германцы предпочитали длинные распущенные волосы,
которые воспринимались как символ власти
и свободы.
Развитие парикмахерского искусства в эпоху классицизма
Эпоха классицизма (конец XVIII-
В самом конце XVIII в- зародился стиль ампир,
который отличался возвращением тенденций
и эстетических идеалов античности. В моде
прически, которые содержат элементы античных
причесок.
Совсем перестают носить парики.
Позднее популярными стали короткие женские
стрижки. Волосы подчеркивали форму головы,
предпочтение отдавалось естественным
гладким волосам, которые делили вертикальным
пробором на равные части, на затылке волосы
заплетали в косу или укладывали в сеточку.
В период императорского правления Наполеона III
женщины высшего света окрашивали волосы
в белый цвет, таким образом они хотели
доказать свою преданность императору
и Франции. Выбор цвета объяснялся тем,
что жена Наполеона Евгения была белокурой.
Именно в этот период времени парижским
парикмахером Гуго был изобретен новый способ
обесцвечивания волос с помощью пергидроля
(перекиси водорода).
Одной из самых популярных была прическа «а-ля
Тит». Прическа представляла собой коротко
остриженные и завитые на концах волосы,
которые придерживались достаточно широкой
лентой.
Эта прическа появилась как напоминание
о казненных на гильотине, так как перед
казнью волосы подстригали, чтобы открыть
шею.
Мужчины носили завитые волосы средней
длины. После поражения Наполеона на смену
ампиру пришел новый художественный стиль,
который получил названиебидермейер.
Законодательницей мод на прически в этот
период времени была Австрия.
Вновь стали популярными сложные прически с
пышными, крупными локонами и завитками.
Прически украшали заколками, диадемами,
цветами и перьями. Однако со временем
увлечение такими прическами прошло, они
стали гораздо проще. Локоны как основной элемент
прически сохранились, но перестали быть
пышными.
Мужчины носили прически из коротких волос,
главным условием которых была высокая
челка. Бороды брили, отдавая предпочтение
бакенбардам.
1881 год был ознаменован изобретением одного
из способов горячей завивки волос, которая
осуществлялась при помощи нагретых щипцов.
До сих пор щипцы для горячей завивки волос
называют по имени их изобретателя щипцами
Марселя.
Прошла мода на парики. В этот период времени
эталоном женской красоты считались естественные
ухоженные волосы. Прическа тоже должна
была быть естественной, не требующей
чрезмерно долгой укладки.
Новый виток развития парикмахерского
искусства приходится на начало XX в.
Развитие парикмахерского искусства в XX веке
В начале XX в. в моду вошли короткие волосы. Женские
короткие стрижки первоначально не отличались
разнообразием. Мужчины носили короткие
стрижки с прямым вертикальным пробором.
В 1905 г. в Германии была изобретена химическая
завивка волос. Волосы накручивали на
специальные бигуди, нагревали их с помощью
электрического тока и обрабатывали химическим
составом. При помощи такой завивки волосы
сохраняли вид завитости в течение шести
месяцев. Это изобретение привело к возвращению моды
на кудрявые волосы.
В начале XX в. модным был темный цвет волос. А в 30-40-е гг. эталоном красоты вновь стали блондинки. Женщины опять стали прибегать к различным способам окрашивания волос.
В 50-е гг. популярны длинные гладкие
волосы, распущенные по плечам, и прическа
«конский хвост». Во второй половине XX
в. в Амери-Рисунок 14 ке возобновилось
увлечение париками, которое вскоре распространилось
и на европейские страны. В 60-70-е гг. популярны пышные
прически. Для придания волосам необходимого
объема делали начес и тупирование.
Косметическая промышленность активно
занялась выпуском средств по уходу за
волосами: появляются различные мази,
кремы и фиксирующие составы для волос.
В Германии в 1955 г. впервые был изготовлен
лак для волос, который за короткий период
времени приобрел необычайную популярность.
Нанесенный на уложенные волосы состав
позволял сохранить прическу на некоторый
период времени и защищал волосы от неблагоприятного
влияния ультрафиолетового излучения
и атмосферных факторов.
Во второй половине XX в. наибольшей популярности
достигла химическая завивка. В 70-х гг.
в Лондоне появилось новое неформальное
молодежное движение — панки, которые
носили шокирующие прически из растрепанных,
неухоженных волос и окрашивали пряди
в разные цвета.
В середине 80-х гг. мода на прически стала
женственнее. Короткие стрижки отступили
на задний план, освобождая место прическам
из длинных, распущенных по плечам волос.
Не утратили свою популярность прически
из завитков и локонов.
Главным стала не только внешняя красота
причесок, но и их удобство, практичность.
Они должны были быть максимально естественными
и не требовать длительной укладки. Девушки
носили короткие стрижки с открытой шеей.
Женщины более старшего возраста отдавали
предпочтение полудлинным волосам, которые
закручивали на крупные бигуди с целью
создания мягких локонов.
Женщины красили волосы в рыжеватые и
темные цвета. Однако белый цвет окончательно
из моды не вышел.
Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы всё ещё носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий. [1]
После того, как Людовик XIV — главный законодатель европейских
мод — положительно оценил маленькую,
скромную причёску герцогини Шрусбери,
в моду вошла простая, слегка припудренная
причёска, украшенная букетиками или кружевной
наколкой. Эта кажущаяся простота и стала
основной модной тенденщией века рококо. Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа,Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, —
будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия и
Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. К тому же периоду относится любимая многимиA-la Belle Poule — причёска с моделью знаменитого фрегата.
Со временем (к началу 80-х годов)
громоздкая, вычурная куафюра становится
несколько скромнее. Исчезает мода
на «паруса» и «вазоны». Только ленты
и муслиновая ткань остаются в арсенале
модниц. С полотен Гойи и Виже-Лебрен и Г
После Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия».