Идентификационные признаки объектов трасологической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсового исследования является обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе методические рекомендации по идентификационным признакам объектов, поступающих на трасологическую экспертизу.
Основными задачами курсового исследования являются:
- изучить теоретические основы трасологической идентификации;
- рассмотреть научные основы идентификации;
- изучить понятие признака, свойства, а также классификацию идентификационных признаков;
- рассмотреть методику трасологического идентификационного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы трасологической идентификации………...5
ГЛАВА 2. Научные основы идентификации…………………………………....8
2.1. Понятие идентификационного признака, свойства…………………9
2.2. Классификация идентификационных признаков…………………..11
ГЛАВА 3.Методика трасологического идентификационного исследования..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОВЕРКА (Автосохраненный).docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

Наряду  с данными дефектами, также возможно обнаружение на самой шине дефектов, в виде раковистых отслоений резины, образование которых обусловлено  процессом вулканизации резины. Такие  дефекты являются дефектами производственного  происхождения, происхождение данных признаков случайно, тем самым данные дефекты имеют большое идентификационное значение9.

Кроме следов автотранспорта, на месте происшествия могут быть обнаружены следы животных. Следы животных занимали в прошлом заметное место при производстве трасологической экспертизе. И хотя с развитием самоходных видов транспорта они стали встречаться реже полностью своего значения они не потеряли до сих пор. С ними можно встретиться в трех случаях:

1) когда животные  являются объектами преступного  посягательства;

2) когда они  используются для перевозки тяжестей;

3) когда собака  или другое животное сопутствуют  преступнику при совершении преступления.

Изучение  следов животных помогает восстановить отдельные обстоятельства исследуемого события, а иногда и всю его  картину в целом. Следы помогают розыску животного, а при достаточности  данных и его идентификации. Следов животных довольно таки много: столько  же, сколько и разновидностей самих  животных.

Как в  прошлом, так и в настоящем, чаще всего в практике трасологического исследования встречаются следы лошади. Оставляемые лошадью следы бывают двоякого рода. Если лошадь не подкована, они отображают особенности строения копыт, а если подкована, в них отображаются форма и детали подковы.

Копыта  у лошади состоят из роговой стенки, роговой подошвы и роговой  стрелки. Роговая стенка состоит  из трех слоев: наружного, среднего и  внутреннего. Наружный слой покрыт тонкой прозрачной оболочкой, которая служит защитой от влияния высокой температуры, сырости и других неблагоприятных  факторов.

Часть копыта, обращенная к земле, составляет роговую  подошву, имеющую слегка вогнутый вид.

В задней части копыта находится так называемая роговая стрелка, прикрывающая от повреждений  чувствительную его часть. По форме  она напоминает треугольник.

Когда лошадь вступает копытом на мягкий грунт, на нем отпечатываются нижние края роговой  стенки и поверхность роговой  подошвы. При благоприятных условиях в отпечатке отображаются размер, форма и другие признаки общего характера, которые могут служить розыскным  целям. Идентификационное же значение приобретает совокупность признаков, возникших вследствие случайных  повреждений или заболеваний  копыта. Чаще других встречаются такие  дефекты:

1) общая  деформация роговой стенки копыта;

2) наросты,  отслоения, трещины, надломы, искривления  и другие дефекты стенки копыта;

3) впадины,  возвышения, шероховатости и иные  дефекты на роговой подошве  копыта.

Копыто  у лошади постоянно изнашивается и одновременно восстанавливается. Поэтому его форма и размеры  у нерабочей лошади практически  остаются неизменными. Если же лошадь становится рабочей, копыта стираются  быстрее, а восстановление их в этом случае уже не поспевает за износом.

В целях  предохранения копыт от быстрого износа, рабочих лошадей принято  подковывать. Однако подковы служат и другой цели: они усиливают устойчивость ног лошади при движении по скользким  и обледенелым дорогам. Следы, оставляемые  подковами, имеют более важное значение, нежели следы копыт, так как в них отображается большее количество признаков, обусловленных устройством подков.

В каждой подкове различаются следующие  ее части: две поверхности две ветви, бухтовка, дорожка ребра, гвоздевые отверстия, отворот и шипы. Поверхность подковы, прилегающая к копыту, называется верхней, а поверхность, обращенная к земле, нижней10.

Если  разделить подкову по вертикали  на две равные части, можно получить ее ветви. Ветвь, обращенная к парной ноге, называется внутренней, противоположная - наружной.

Бухтовка представляет собой скос на внутренних сторонах подковы, он служит цели предохранения подошвенной части копыта от касания подковы.

Дорожка ребра делается на подкове с тем, чтобы шляпки, которыми подкова прикрепляется  к копыту, не выходили за пределы  ее поверхности.

В зависимости  от величины подковы в ней размещается  о: шести до восьми отверстий для  гвоздей.

Для придания прочности креплению подковы  на наружном ее крае делается отворот  в виде отогнутой полукруглой пластинки высотой 10-15 мм и шириной у основания 20-35 мм.

Для обеспечения  прочного сцепления с дорожным покрытием  на подковах укрепляются шипы. В  подковах изготовленных кустарным  способом, шипы делаются постоянными (приварными), а при заводском они могут быть съемными. В последнем случае для укрепления шипов нарезаются отверстия. Но форме шипы бывают заостренными или тупыми.

Форма, размер и другие общие признаки подковы, отображаемые на отпечатке, позволяют  судить только о групповой принадлежности следа. Идентификация подковы возможна лишь при выявлении совокупности различных по своему происхождению  индивидуальных признаков. Одни из них  появляются в процессе изготовления подковы, другие - в момент ковки лошади, третьи - результате износа подковы.

Даже  при заводском способе изготовления подков и них наблюдается неизбежное различие, обусловленное технологией  производства, особенностями оборудования и т. д. На бухтовке заводских подков выбивается помер подковы, а на правой ветви ставятся знаки «П» или «3», указывающие на предназначенность для передней или задней ноги. Расположение, форма и другие детали их не лишены идентификационного значения11.

Значительно больше признаков отображается в  подковах, изготовленных кустарным  способом. Они могут находиться на любой части подковы12.

Однако главное идентификационное значение имеют индивидуальные признаки, возникающие на подковах заводского и кустарного изготовления в процессе их эксплуатации. Подобные признаки можно свести к следующим пяти видам:

1) дефекты  на нижней поверхности подковы:  неровности, отколовшиеся частицы  и пр.;

2) дефекты  на наружном крае подковы: выбоины,  заусеницы и пр.;

3) дефекты  дорожек: уменьшение глубины канавки,  увеличение гвоздевых отверстии, выпадение отдельных гвоздей и пр.;

4) дефекты  на головках гвоздей: выступание  головки более 1 мм, стершиеся  головки и пр.;

5) дефекты  шипов: неправильное крепление,  изменение формы и пр.

Отображение названных дефектов, разумеется, связано  с характером следовоспринимающего объекта. Оно тем полнее и отчетливее, чем благоприятнее условия следообразоваиия13.

 В трасологической экспертизе при идентификационном исследовании поступившего объекта, изучаются и анализируются и сопоставляются признаки. Лишь в совокупности данных признаков эксперт отождествляет объект.

Таким образом, для того чтобы осуществить отождествление, необходимо выделить идентификационный  комплекс признаков, то есть совокупность индивидуально – определенных, устойчивых, неповторимых или редко встречающихся  признаков. Именно комплекс признаков  по их соотношению, местоположению, взаиморасположению и другим особенностям в сравниваемых объектах необходим для отождествления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ТРАСОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В процессе трасологического идентификационного исследования выделяют следующие стадии:

- подготовительная,

- раздельное исследование,

- экспертный эксперимент,

- сравнительное исследование,

- оценку выявленных признаков и формулирование выводов.

На подготовительной стадии исследования эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, другими исходными материалами, уясняет задачи экспертизы, производит предварительный экспертный осмотр объектов исследования и сравнительных образцов и устанавливает их пригодность и достаточность для решения поставленных вопросов, выдвигает экспертные версии, намечает план экспертного исследования и выбор метода, группы методов или типовой методики, необходимой для осуществления экспертизы. Производит фотосъемку упаковки  объектов и общий вид самих объектов.

На стадии раздельного исследования устанавливают  и исследуют свойства идентифицируемого  и идентифицирующего объектов. В ходе такого исследования, часто называемого раздельным анализом, изучают отдельно, например, след, найденный на месте происшествия, и сам предмет, который предположительно оставил этот след, или специально изготовленный след данного предмета; поддельная рукопись и образцы почерка и т. д.

Существенной  частью этого анализа является отсев  таких деталей и особенностей, которые возникли случайно: от дефектов грунта в месте нахождения следа, из-за внедрившихся посторонних частиц, вследствие деформаций букв, обусловленных  неровностью поверхности, на которой  написан исследуемый текст, и  др.

В ходе раздельного  анализа изучают не только отдельные  признаки, но и их соотношения. Например, обнаружение в тексте признаков  медленного письма и вместе с тем  скоростных форм букв наталкивает на мысль о письме искусственно измененным почерком. Обнаружив это сочетание, криминалист ищет новые подтверждения  этому и учитывает данное обстоятельство в последующей работе, а также  при построении окончательного вывода.

Изучение  этих признаков – довольно сложный  процесс, предполагающий детальное  изучение объектов. В результате изучения выявленных общих и частных признаков  производится конкретизация свойств, выясняется сущность, качественная и  количественная определенность, происхождение этих свойств и признаков14.

На основании  анализа и синтеза каждого  признака, изучения возможных искажений  и изменений признаков в момент следообразования эксперт получает достаточно данных о свойствах объекта, решает вопрос о пригодности следа  для идентификации. На этой стадии широко используется комплекс как общенаучных, так и общеэкспертных методов: наблюдение, измерение, моделирование, исследование морфологии, состава, структуры объектов и другие15.

Приступая к индивидуализации каждого объекта  в отдельности, эксперт сначала  выявляет и анализирует общие  признаки (групповые), а затем частные  признаки.

Таким образом, раздельный анализ представляет собой  всестороннее и глубокое исследование идентифицируемого и идентифицирующего  объектов, каждого в отдельности.

При идентификационном  исследовании эксперимент состоит  в том, чтобы опытным путем  установить, как и какие признаки идентифицируемого объекта отображаются в экспериментальных следах, как влияет на отображение признаков изменение условий эксперимента.

Таким образом, главная задача эксперимента – получить следы в условиях, аналогичных  тем, которые имели место при  образовании следов в момент совершения преступления и представленных на исследование.

На стадии сравнительного исследования выявляют различия или различия признаков сравниваемых объектов между собой, со сравнительными образцами или эталонами, осуществляют сопоставление выявленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установление совпадающих и различающих признаков.

В зависимости  от природы сравнительных объектов избирают тот или иной технический  прием сравнения признаков: измерения, пространственное совмещение с помощью  оптических средств, фотографическое  линейное совмещение и т. п.

Сравнительная стадия складывается обычно из двух этапов. На первом этапе изучаются и сравниваются общие (родовые) признаки. Результаты, полученные на этом этапе, позволяют  решать вопрос о различии объектов либо об их относимости к одному роду, виду или группе. Данный этап может  закончится выводом об отсутствии тождества, если имеются существенные различия  общих признаков сравниваемых объектов. Если эксперт устанавливает совпадение общих признаков, то приступает ко второму этапу – исследованию частных признаков.

При сравнительном  исследовании следует сопоставлять только аналогичные сравниваемые признаки. Нельзя сравнивать точечный след с  линейным, прямое отображение с зеркальным и так далее.

Завершающей  процессом трасологического идентификационного исследования является оценка его результатов и формулирование выводов.

Чтобы сделать  окончательный вывод о тождестве  или об отсутствии такового, нужно  сопоставить все добытые исследованием  данные: общую характеристику состояния  объектов, полученную при раздельном анализе, и оценку отдельных признаков; степень совпадения отдельных признаков и их значение, взаимосвязь совпадающих и различающихся признаков и т. д.

Информация о работе Идентификационные признаки объектов трасологической экспертизы