Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:09, курсовая работа
Осмотр места происшествия является одним из самых сложных видов следственных действий и имеет огромное значение для расследования преступлений. Небрежное проведение этого следственного действия обычно приводит к невосполнимым утратам следов и вещественных доказательств, поскольку компенсировать пробелы, допущенные при первоначальном осмотре, путем повторного осмотра, как правило, не удается.
Осмотр места происшествия дает возможность решить главные задачи - составить точную картину события и определить механизм происшествия. Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого исследования обстоятельств каждого дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно произведен осмотр места происшествия. От лица, производящего осмотр, требуются достаточно глубокие знания и навыки в области Правил дорожного движения, умение пространственно мыслить, проводить точные измерения и переносить результаты измерений на бумагу.
Глава 1 Осмотр места происшествия
1.1 Понятие, цели и задачи ОМП
1.2 Общий и детальный осмотр места происшествия
1.3 Объекты, подлежащие осмотру при ДТП
Глава 2. Следы ТС
2.1 Виды следов
2.2 Изъятие следов
Глава 3. Составление схемы ДТП и составление протокола ОМП
3.1 Схема ДТП
3.2 Протокол ОМП
Все
изъятые с места происшествия
объекты, в том числе детали транспортных
средств, упаковываются отдельно друг
от друга, чтобы исключить их случайное
взаимодействие между собой при транспортировке.
Глава 3 Протокол осмотра места происшествия и схема ДТП
В
протоколе осмотра места
определены ст.ст.166 и 180 УПК РФ) должно быть отмечено следующее:
• дата, время совершения дорожно-транспортного происшествия;
• тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт, щебень и т. п.);
• состояние проезжей части (сухое, мокрое, снежный накат, гололед и т. п.),
• уклон продольного профиля проезжей части или его отсутствие (горизонтальное, уклон). Если уклон, то необходимо указать в какую сторону и его величину.
• состояние качества поверхности проезжей части на наличие повреждений
например, наличие ям, выбоин, предметов, затрудняющих движение транспортного средства);
• размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочины, ширина проезжей части и т. п.);
• наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных переходов, светофоров и т. д.;
• характер следов транспортного средства на проезжей части, их вид, конфигурация, расположение и протяженность по ширине проезжей части (при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы, и длину следа торможения);
• расположение места столкновения относительно элементов дороги (границ
проезжей части) и начала (окончания) следа торможения.
В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, составлялись ли схемы, изготавливались ли слепки, способ изъятия поверхностных следов и упаковка изъятых объектов.
Соответственно, в Справке по ДТП указывается:
• дата, время совершения дорожно-транспортного происшествия;
• тип дорожного покрытия;
• состояние проезжей части;
• наличие уклонов проезжей части;
• состояние качества поверхности проезжей части на наличие повреждений;
• размеры проезжей части;
• наличие и состояние обочины;
• наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных
переходов, светофоров и т. д.;
• характер действий участников происшествия.
В ходе осмотра места ДТП наряду с протоколом осмотра (Справки по ДТП) в обязательном порядке должна быть составлена СХЕМА, которая нередко играет наиболее существенную роль при анализе обстановки дорожно-транспортного происшествия.
Для получения объективных выводов о механизме ДТП, на схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, в частности:
• элементы дорожной инфраструктуры (дорожные знаки, разметка, элементы организации и регулирования движения);
• объекты, имеющие непосредственное отношение к событию, в первую очередь — транспортные средства (их расположение, относительно друг друга и элементов дороги);
• место столкновения или наезда;
• следы колес (торможения, юза, заноса, скольжения, пробуксовки);
• отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии в результате происшествия (выбоины, царапины и т. д.);
• границы осыпи грязи, пыли, стекла, частиц лакокрасочных покрытий автомобилей и т.п.;
• следы (потеки, брызги, капли, пятна) эксплуатационных жидкостей автомобилей (масло, охлаждающая жидкость, тормозная жидкость и т. д.);
• отдельные узлы, детали и элементы груза, отделившиеся от автомобиля при
столкновении, и т .д.
Схема служит для того, чтобы зафиксировать взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно элементов дороги и предполагаемого места столкновения, с изображением на ней проведенных измерений (размеров).
Схема может быть «черновой» или «чистовой» (составляться на месте ДТП или в помещении), но ее должны подписать все участники осмотра места ДТП, присутствовавшие при осмотре (если это возможно в зависимости от состояния их здоровья) и понятые. При необходимости можно провести повторный осмотр места ДТП, а также в том случае, когда на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе дела (потерпевшие, водитель и т. д.), и имеются для этого достаточные основания.
Основное и обязательное требование к составлению схемы места ДТП – соблюдение размеров объектов, отображаемых на схеме, и их взаиморасположения. Данное требование приобретает особый смысл при невозможности нанесения на схему всех необходимых размерных параметров.
При выполнении схемы рекомендуется использовать вертикальную и
горизонтальную опорные (базовые) линии, к которым «привязываются» следы, объекты (в первую очередь транспортные средства) и место столкновения (наезда) на месте ДТП, и от которых производятся необходимые измерения.
Вертикальная опорная линия чаще всего «привязывается» к одному из стационарных (базовых) объектов, расположение которого с большой долей вероятности будет неизменным (угол здания, опора линии электропередач, освещения, километровые указатели, опоры моста и т. п.).
Горизонтальная
опорная линия в большинстве случаев совпадает
с границей проезжей части, однако, в зависимости
от конфигурации проезжей части, может
и не совпадать с ней. Для удобства фиксации
обстановки на месте ДТП и простановки
размеров горизонтальная опорная линия,
по возможности, должна располагаться
параллельно продольной оси дороги или
краю проезжей части.
Заключение