Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:40, реферат
РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Задачами данной курсовой работы является: 1. Изучить принципы организации и деятельности прокуратуры;
2. описать систему и организацию прокуратуры РФ; 3. раскрыть понятие и сущность прокурорского надзора.
Целью данной курсовой работы является: Исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти. При написании данной курсовой работы будет проанализирована новейшая нормативная правовая база, статьи и монографические работы ведущих российских юристов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прокуратура в российской конституционной системе власти
Принцип единства и централизации прокурорской системы
Принцип независимости прокурорской системы
Принцип законности и гласности прокурорской системы
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ И ВИДЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
2.1.Система и организация деятельности прокуратуры
2.2. Прокурорский надзор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.4 Принцип законности и гласности прокурорской системы
Принцип законности
означает, что органы прокуратуры
осуществляют свои функции в
строгом соответствии с
Принцип обеспечения законности реализуется
органами прокуратуры при осуществлении
всех ее функций: при осуществлении надзора
за исполнением законов, за соблюдением
прав и свобод граждан, надзора за органами
расследования преступлений, при участии
в рассмотрении дел судами и т.д.
При проведении проверок и расследований
прокуроры и следователи нередко сталкиваются
с проблемами в законодательстве, несовершенством
действующих законов и их отставанием
от потребностей жизни. Один из возможных
путей влияния прокуроров на укрепление
законности – их участие в правотворческой
деятельности. Закон дает прокурору право
вносить в органы, обладающие правом законотворческой
инициативы, предложения о совершенствовании
законодательства. К сожалению, права
прямого обращения с законопроектами
в парламент страны прокуратура до сих
пор не имеет.
Принцип законности применительно к деятельности
самой прокуратуры означает также, что
каждый правовой акт, исходящий от прокуроров
и следователей, каждое процессуальное
или проверочное действие должно быть
основано на законе и выполняться в тех
формах, которые закон предусматривает.
Только подход, базирующийся на высоких
профессиональных и моральных качествах
исполнителей, может гарантировать успешную
деятельность прокуратуры на всех порученных
ей участках.
Принцип гласности обязывает прокуратуру
действовать гласно в той мере, в какой
это не противоречит требованиям законодательства
о государственной и иной специально охраняемой
законом тайне. Важное значение принципа
гласности в том, что общество получает
возможность контроля за деятельностью
органов прокуратуры, а в порядке обратной
связи прокурор и следователь получают
поддержку населения.
Еще одно проявление гласности – ежегодное
представление Генеральным прокурором
палатам Федерального Собрания РФ и Президенту
России доклада о состоянии законности
и правопорядка в стране и о проделанной
работе по их укреплению. Нижестоящие
прокуроры представляют такую информацию
органам власти субъектов РФ и органам
местного самоуправления.
Как отмечено выше, федеральным законодательством
устанавливаются пределы гласности, в
том числе и в деятельности органов прокуратуры.
Прежде всего, это относится к перечню
сведений, не подлежащих разглашению в
соответствии со ст. 5 Федерального закона
от 6 октября 1997 г. «О государственной тайне».
С охраной конституционных прав и свобод
граждан связаны и нормативные решения
о сведениях, не подлежащих разглашению,
к которым отнесены тайна следствия и
судопроизводства, а также сведения, доступ
к которым ограничен: врачебная, нотариальная,
адвокатская тайны, тайна усыновления
(удочерения), тайна переписки и телефонных
переговоров, коммерческая тайна .
Особо отметим, что право следователя
закрывать информацию о находящихся у
него в производстве уголовных делах не
означает ущемления гласности в деятельности
прокуратуры и имеет целью охрану прав
и интересов граждан и соблюдения принципа
презумпции невиновности, в соответствии
с которым лицо может быть признано преступником
лишь на основании приговора суда, вступившего
в силу.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ И
2.1. Система и организация деятельности прокуратуры
Система органов прокуратуры
закреплена в Законе о прокуратуре Федеральный
закон « О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1
( в ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства
Российской Федерации. -1995. № 47.- Ст. 4472. и
представляет собой разветвленную сеть
территориальных, военных и иных специализированных
прокуратур, научных и образовательных
учреждений, других организаций, являющихся
юридическими лицами, организационно
между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных
единством решаемых задач по обеспечению
режима законности и правопорядка. Эта
система строится в соответствии с государственно-федеративным
и административно-
Система органов прокуратуры,
которую возглавляет
1) высшее звено - Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ;
2) второе звено - прокуратуры
субъектов Федерации и
3) третье (низовое) звено
- прокуратуры районов, городов
(в городах без районного
Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней): 1) Генеральная прокуратура РФ; 2) прокуратуры субъектов Федерации; 3) районные (городские) прокуратуры. В городах, где районное деление отсутствует, образованы прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах.
В ряде субъектов Федерации
органы прокуратуры созданы в
соответствии с особенностями их
административно-
Специализированные органы
прокуратуры являются неотъемлемым
элементом прокурорской системы, создаваемым
в тех случаях, когда существует
объективная необходимость
Специализированные
1) военные прокуратуры
и прокуратуры на особо
2) транспортные, природоохранные
прокуратуры и прокуратуры по
надзору за исполнением
Структура органов прокуратуры характеризует ее внутреннюю организацию и обусловлена возложенными на нее задачами и характером функций. Она отражает зонально-предметный принцип организации деятельности прокуратуры. Структура в отличие от системы образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов, подразделений и должностных лиц с использованием линейного и функционального принципов управления.
Системой органов прокуратуры руководит Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и 5 заместителей (кроме заместителей Генерального прокурора РФ в федеральных округах), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия является совещательным органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже 1 раза в 2 месяца.
Структура Генеральной прокуратуры
РФ так же, как и иных прокуратур,
постоянно модифицируется в соответствии
с изменениями задач, стоящих
перед ней, функций и приоритетов
в ее деятельности. Так, в 2000 году в
составе Генеральной
Отделы Генеральной
Отделы регулярно обмениваются
информацией и материалами о
состоянии законности, результатах
надзора в сфере
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Их возглавляют старшие помощники Генерального прокурора РФ.
Руководит прокурорской системой
аппарат Генеральной
2.2. Прокурорский надзор
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности прокуратуры и осуществляется от имени государства - Российской Федерации, что отличает его от других видов надзора и контроля, проводимых иными государственными органами.
1)Надзор за исполнением законов
Предметом надзора являются:
· соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
· соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований,
изложенных в указанном предостережении,
должностное лицо, которому оно было
объявлено, может быть привлечено к
ответственности в
2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Предметом надзора является
соблюдение прав и свобод человека
и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций. Органы прокуратуры не
подменяют иные государственные
органы и должностных лиц, которые
осуществляют контроль за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
не вмешиваются в оперативно-
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны, рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
3) Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
Информация о работе Прокуратура в конституционной системе власти