Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:21, контрольная работа
Самым древним направлением в исследовании почерка является графологическое. Оно появилось во II веке н. э. Особенности в почерке Октавиана Августа были замечены Савронием Трангвиллем. Император Нерон сказал об одном человеке из своей свиты: «Его почерк показывает, что он может быть предателем». Графология также получила распространение и в Древнем Китае. Китайский философ и художник Кюо Дже-Хсу (период Сан) сказал: «Почерк безошибочно показывает, кому он принадлежит — человеку благородного происхождения или низкого происхождения».
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПИСЬМА И ПОЧЕРКА…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ПОЧЕРКА………………………………6
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ…………………………………………………………………….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20
Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляемыми к форме письменных элементов, правилами соединения букв, гигиеническими, техническими правилами письма. Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Наблюдения школьных врачей свидетельствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ребенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зрения правого и левого глаза и другие, которые влияют на формирование письменно-двигательного навыка.
Второй этап овладения письменно-двигательным навыком — буквенное письмо. Здесь основное внимание ученика сосредоточено на правильном изображении букв. Он должен научиться четко соединять элементы и правильно располагать их относительно друг друга. К этой стадии обучения письму ученик приходит уже с некоторым запасом знаний в выполнении элементов письменных знаков, им в определенной степени усвоены технические навыки письма. Для буквенного письма характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письменных знаков. Этот контроль выражается в том, что нарушения правил изображения одних и тех же букв и элементов не повторяются систематически.[1,с.188]
Следующий этап формирования письменно-двигательного навыка — связное письмо. Здесь внимание ребенка сосредоточено на правильном связывании элементов письменного знака, на соединении букв слова, а также на соблюдении правил расстановки письменных знаков относительно линовки. Ученик старается выполнить буквы одинаковыми по размеру, нажиму, наклону. В процессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.
Следующей стадией формирования письменно-двигательного навыка является скорописное письмо. В отличие от предыдущих на этом уровне (уже усвоены технические и графические навыки) учащийся имеет возможность сосредоточить внимание полностью на смысловой стороне, на содержании письма. На первый план выступают усвоение навыков письма, смысл и содержание. В этот период у ученика формируются и орфографические навыки. Он одновременно с выбором содержания текста подыскивает необходимые слова, формулировки. Особенностью скорописного этапа формирования почерка является целостность этого процесса. Человек при написании слов не разбивает их на составляющие звуки, чем быстрее он пишет, тем более связным становится его почерк. Технические и графические навыки пишущим, как правило, не осознаются. Е.В. Гурьянов по этому поводу писал: «Каждое изменение состояния мышц, любое их сокращение или расслабление под воздействием импульсов, поступающих из двигательных нервных центров, вызывает ответные импульсы, ведущие из нервных окончаний в мышцах, суставах, сухожилиях и связках по чувствительным нервным путям в сенсорные нервные центры головного мозга – эти поступающие из периферии импульсы осознаются человеком в форме так называемых кинестетических ощущений или ощущений движений».[1,с. 190]
Индивидуальность почерка, а точнее индивидуальность письменно-двигательного навыка человека, у которого уже сформировался такой навык, выражается в специфических изменениях и дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи. Возникают эти особенности постепенно в процессе обучения письму и зависят от многих причин.
Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объективные.
Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря ним почерк каждого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы:
1) анатомические особенности
пишущего: строение руки (длина костных
рычагов, степень подвижности суставов
и развитости мышц), строение глаз
и особенности зрения (конвергенция
- сведение осей глаз для
2) психофизиологические
особенности обучающегося
Обстоятельства объективного характера также активно влияют на формирование письменно-двигательного навыка обучающегося письму.
К таким обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия выполнения рукописи.
К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по построению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, выбор пишущего прибора также являются факторами, влияющими на формирование письменно-двигательного навыка.
Следующим признаком почерка является устойчивость. Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений длительных упражнений письменно-двигательный навык человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.
При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письменно-двигательному навыку. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.[4, с.480]
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк относят неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма, различные травмы рук, глаз, нарушение нервного, физического состояния пишущего, усталость, различные нервные заболевания, выполнение рукописи левой рукой, при обычном письме правой рукой выполнение рукописи особым образом, в непривычном темпе, старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.
Устойчивость письменно–двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин: степени формирования письменно-двигательного навыка, особенностей нервного аппарата управления движениями человека. Сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.
Особенностью проявления динамического стереотипа письменно-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность — одно из свойств сформировавшегося письменно-двигательного навыка – эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам объективного и субъективного характера. В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и в дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и другого. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, с подражанием почерку другого лица, выполнение левой рукой и так далее.
Подытожив выше изложенное, следует сказать, что почерк, как система зафиксированных в рукописи письменных знаков, обладает свойствами индивидуальности, относительной устойчивости, сохраняемости и вариционности. Это означает, что абсолютно любой почерк, естественно при наличии достаточного количества исследуемого и сравнительного материала, можно идентифицировать, то есть установить его исполнителя.
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В криминалистической литературе, посвященной общим вопросам теории идентификации в судебной экспертизе, процесс экспертного исследования вещественных доказательств разделяется на такие основные стадии.
Деление процесса идентификации на эти стадии носит чисто условный характер. Так, условность выделения сравнения в самостоятельный этап исследования отмечал Н.В. Терзиев, который писал: «Сравнение объектов осуществляется по всему ходу исследования, становясь все более и более глубоким. Поэтому только условно можно рассматривать его в качестве одной из стадий процесса идентификации».
Иногда уже на первоначальной стадии (предварительной) эксперт, сравнив почерк, которым исполнен спорный документ, с почерком лица, подозреваемого в его написании, в случаях явных различий (например, в степени выработанности) решает вопрос об отсутствии тождества.
В ходе раздельного анализа исследуемого почерка и образца почерка проверяемого лица эксперт неоднократно пользуется методом сравнения. Так, для установления степени устойчивости признаков, выявленных при раздельном исследовании, сопоставляются одноименные буквы и так далее.
Необходимо отметить, что, говоря об оценке как заключительной стадии процесса идентификации исполнителя по признакам почерка, мы имеем в виду оценку признаков (совокупности признаков), выявленных в процессе детального исследования. Дело в том, что оценочное суждение эксперт дает на всех без исключения стадиях исследования. Так, при предварительном осмотре спорного документа и образцов почерка лица, подозреваемого в его написании, эксперт на основании только качественной оценки общих признаков вправе решить вопрос об отсутствии тождества.
Вывод эксперта во многом зависит: от качества самого исследуемого объекта; образцов для сравнительного исследования; техники, применяемой для выявления идентификационных признаков, их фиксации и дальнейшего сравнения, выбора правильной для каждого конкретного случая научной методики и ряда других факторов. Полученные в результате исследования объектов почерковедческой экспертизы выводы требуют строгой научной аргументации. В заключении эксперта должна содержаться информация не только об истинности какого-то факта, но и об основаниях, по которым эксперт считает свой вывод правильным. Вывод эксперта верен только в том случае, если верны посылки и если к ним правильно применены требования законов логики.[5, с.12]
Истинность и обоснованность вывода эксперта должна быть логически доказана. Весь ход исследования в заключении эксперта должен быть определенным, исключающим какие-либо неточности, последовательным, не допускающим никаких противоречий между всеми частями заключения.
Любой исследователь, в том числе и эксперт-почерковед, в своей деятельности должен соблюдать требования законов логического мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.
В частности, проверяется соответствие выявленных в процессе детального исследования комплекса признаков выводу, анализируются признаки с точки зрения правильности их оценки экспертом, выясняется — какая криминалистическая техника применялась, достаточным ли было количество использованного сравнительного материала для решения вопроса и так далее.
Эксперт обязан при исследовании почерка, которым исполнена спорная рукопись, и почерка проверяемого лица выявить и зафиксировать все многообразие вариантов одноименных букв, учесть частоту встречаемости, то есть проверить их устойчивость и вариационность. Вывод делается на основе совокупности наиболее характерных признаков. Эта совокупность должна быть индивидуальной и неповторимой. Чем больше будет редко встречающихся признаков в идентификационной совокупности, тем меньше в ней может быть этих признаков по объему. Эксперт, решив вопрос об исполнителе спорной рукописи, для большей уверенности в правильности сделанного вывода и его научной аргументации может воспользоваться дополнительным методом оценки признаков — таблицей частоты встречаемости и идентификационной значимости отдельных признаков в русской скорописи.
Первая стадия проведения почерковедческой экспертизы – предварительная стадия. При назначении экспертизы следователь (судья) направляет в экспертное учреждение:
1) постановление следователя
или определение суда о
Информация о работе Становление исследований письма и почерка