Тактика допроса свидетеля (потерпевшего), дающего ложные показания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 02:28, контрольная работа

Краткое описание

Психологические аспекты подготовки к допросу свидетелей складываются из следующих основных компонентов:
1) анализ материалов дела и круга вопросов, подлежащих выяснению;
2) изучение личности допрашиваемого;
3) обеспечение необходимых условий для успешного допроса;
4) поведение самого следователя.

Содержание

1. Подготовка к допросу 3
2. Ложные показания и меры по их разоблачению 9
Список использованных источников и литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.51 Кб (Скачать файл)
fy">     В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен  информацией, в которой выделяются два аспекта: это словесный обмен  информацией между допрашиваемым  и допрашивающим и получение  информации о состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, цвет кожных покровов и  т. д.). 

     Ложные  показания и меры по их разоблачению 

     Ложь  – это намеренное искажение реальных фактов. Ложные показания в ходе предварительного расследования являются достаточно распространенным явлением, как со стороны потерпевших, свидетелей, так и со стороны подозреваемых  и обвиняемых.

     Выделяются  два вида лжи:

     а) пассивная ложь, что выражается в  непередаче сведений, которые заведомо известны (умолчание);

     б) активная ложь, т. е. сообщение заведомо ложных сведений.

     Пассивная ложь бывает полной, частичной, а также  тем, что называется запирательством.

     Активная  ложь подразделяется на:

     а) ложь, целиком состоящая из вымысла;

     б) частичную ложь (соединение элементов  правды с элементами лжи).

     Ложь, базирующаяся на подтасовке фактов, формируется  путем:

     - исключения отдельных элементов  события;

     - дополнения реального события  вымышленными элементами;

     - перестановкой отдельных элементов  события во времени и пространстве.

     Криминалистическая  интерпретация этих понятий предполагает дачу ложных и заведомо ложных показаний  по поводу тех или иных обстоятельств, подлежащих установлению.

     Процесс формирования заведомо ложных показаний  предполагает последовательное прохождение  следующих стадий:

     1) восприятие истинного события; 

     2) запоминание и осмысление этого  события; 

     3) осознание цели сообщения ложных  сведений и последствий данного  акта;

     4) переработка воспринятого и создание  мысленной модели задуманного  лжесвидетельства;

     5) удержание в памяти модели  ложных показаний, построение  модели процесса их сообщения  на допросе; 

     6) воспроизведение ложных показаний  на допросе.

     На  формирование ложных показаний также  оказывают существенное влияние  два фактора: особенности личности допрашиваемого и внешние объективные факторы, к числу которых следует отнести, прежде всего, условия формирования личности допрашиваемого, окружающую его социальную среду и возникшую следственную ситуацию.

     Свидетели часто дают ложные показания, опасаясь мести со стороны преступника, или  же из-за нежелания дальнейшего участия  в расследовании и судебном разбирательстве; стремясь скрыть свои собственные неблаговидные  поступки, трусость; ошибочно оценивая свои действия как преступные и стремясь скрыть их или описать иначе; желая  выгородить или смягчить вину подозреваемого или обвиняемого в силу родственных, семейных, дружеских отношений, либо, наоборот, усугубить вину этих лиц  – из мести, ревности или иных побуждений. Причиной дачи ложных показаний со стороны свидетелей может быть подкуп, шантаж и иное воздействие заинтересованных в деле лиц.

     Применение  тактических приемов и комбинаций, направленных на изобличение заведомой  лжи в показаниях, требует ее предварительного выявления и оценки, в том числе  путем анализа показаний допрашиваемого в процессе допроса. В этом плане  научный интерес и практическое значение представляют предложенные А.Р.Ратиновым  и Н.И.Гавриловой критерии соответствия показаний допрашиваемого действительности. Авторы рекомендуют подвергать предварительному анализу показания, получаемые в  ходе допроса, используя следующие  критерии:

     1) компетентность допрашиваемого (характер  его показаний, личностные особенности  позволяют сделать вывод о  том, что он не способен придумать  описываемые события);

     2) его неосведомленность (незнание  допрашиваемым тех обстоятельств  и деталей, которые должны быть  известны и не могли быть  забыты, если его показания верны);

     3) уровень речевых способностей  допрашиваемого (соответствие речевых  особенностей показаний языковой  подготовке допрашиваемого, его  культурному уровню, профессиональной  принадлежности, лексическому запасу);

     4) уникальность показаний (если  сообщения придают индивидуальность  и неповторимость описываемому  событию, то более основательно  считать его правдивым; ложное  сообщение, как правило, схематично  и лишено уникальности);

     5) эмоциональная насыщенность показаний  (правдивые показания содержат  сравнительно большее количество  чисто личностных, эмоциональных  моментов, ссылок и указаний на  переживания, связанные с описываемым  событием);

     6) критерий несоответствий (добросовестный  допрашиваемый, воспроизводя события  так, как оно было им воспринято, описывает его фрагменты и  детали, не всегда и не во  всем согласуя их друг с  другом, не стараясь их пригладить  и устранить несоответствие, источник  которого ему самому может  быть неясен; лжец не может  позволить себе, чтобы в его  показаниях содержались несуразности: независимые детали описания  он искусственно и в меру  своего разумения приводит в  соответствие друг с другом).

     Указанные критерии имеют ориентирующий характер.

     Выявление лжи в показаниях несовершеннолетних предполагает их предварительное исследование путем сопоставления таких показаний  с другими, имеющимися в распоряжении следователя данными. Н.И.Гаврилова  рекомендует осуществлять следующие  этапы сопоставлений:

     1) сопоставление одноименных элементов  события, разновременно описанных  допрашиваемым в ходе данного  допроса; 

     2) сопоставление связанных между  собой и производных элементов  события, освещаемого в процессе  допроса; 

     3) сопоставление одноименных и  связанных между собой обстоятельств  по показаниям допрашиваемого  на разных допросах;

     4) сопоставление одних и тех  же обстоятельств в показаниях  допрашиваемого и иных допрошенных  по делу лиц; 

     5) сопоставление отдельных обстоятельств  события в описании допрашиваемого  с иными данными о тех же  обстоятельствах.3

     А.А.Закатов  и другие криминалисты считают, что  ложные показания можно выявить  по определенным признакам:

     - неопределенность сведений, содержащихся  в показаниях;

     - противоречие высказываний другим  собранным по делу доказательствам,  а также противоречия внутри  самих показаний;

     - проговорки, указывающие на значительно  большую осведомленность допрашиваемого;

     - описание событий, фактов с  чрезмерной точностью, что может  быть вызвано заучиванием заранее  подготовленных показаний;

     - сокрытие фактов, которые, по сведениям  следователя, хорошо известны  допрашиваемому, или забывчивость  относительно событий, значение  которых существенно для допрашиваемого;

     - различное объяснение одних и  тех же событий на разных  допросах;

     - бледность эмоционального фона  показаний;

     - наличие в показаниях словесных  конструкций, фраз, не соответствующих  уровню интеллектуального развития  допрашиваемого;

     - совпадение в мельчайших деталях  показаний нескольких допрашиваемых;

     - настойчивое, неоднократное повторение  допрашиваемым по собственной  инициативе каких-либо утверждений;

     - подчеркивание допрашиваемым своей  добропорядочности и незаинтересованности  в деле;

     - уклонение от ответов на прямые  вопросы;

     - психофизиологические реакции, свидетельствующие  о проявлении внутреннего душевного  волнения: замешательство, неожиданное  смущение, суетливость, изменение  цвета лица, тремор рук и др.

     Невербальное  поведение человека, скрывающего  какие-либо обстоятельства или обманывающего  других людей, может проявляться  в его действиях и поступках (избегание встреч с конкретными людьми, нежелание или желание посещать определенные места и т.п.). Из истории известны процедуры уличения человека во лжи и изобличения его в неблаговидном поступке или преступлении на основе предположения, что человек, скрывающий какую-либо информацию, в значимых для него обстоятельствах будет поступать иначе, чем другие люди. Так, у эскимосов подозреваемые в преступлении (например, воровстве) должны были поодиночке заходить в темный чум и прикасаться к перевернутому горшку, под которым, со слов шамана, сидела вещая ворона. Шаман говорил, что в случае прикосновения к горшку преступника ворона подаст голос. После выхода из чума у каждого из подозреваемых осматривали кисти рук и точно указывали на преступника, так как у него руки были чистые, а у остальных замазаны сажей (горшок перед испытанием был незаметно покрыт сажей). Преступник, пытаясь избежать наказания, заходил в чум и проходил мимо горшка, не касаясь его.

     Следователю в разоблачении лжи также могут  помочь глаза, голос, телодвижения допрашиваемого. Глаза наиболее часто выдают лжеца. Почти всегда ложь сопровождается эмоциональным  напряжением, что является причиной появления блеска глаз, так как  повышается внутриглазное давление. Зрачки тоже имеют немалое значение, так как чем более волнительны  переживания объекта, тем более  расширены его зрачки. Повышенная частота моргания – типичная стрессовая реакция, вызываемая не столько пересыханием слизистой оболочки глаза, сколько  повышением внутриглазного давления. Когда человек лжет, то появляется масса дополнительных, чисто физиологических  причин к частому морганию. В зависимости  от того, в какой сенсорной системе  идет переработка информации у человека, его глаза в момент работы над  информацией перемещаются в определенную зону. Если после заданного следователем вопроса глаза допрашиваемого переместились  хоть на долю секунды в левый верхний  угол или влево, то это может означать, что человек лжет.

     Голос также может свидетельствовать  о том, что допрашиваемое лицо лжет. Здесь наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Подозрительны и короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто. Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею ввиду, что я…»; лишние слоги, например «мне очень по-понравилось».4 Эти голосовые признаки обмана – речевые ошибки и паузы – могут происходить по двум родственным причинам. Лжец не продумал линию поведения заранее. Но это может происходить и тогда, когда лжец подготовился хорошо. Сильная боязнь разоблачения может заставить и подготовившегося лжеца запинаться и даже забывать уже продуманную линию поведения. Боязнь разоблачения усугубляет ошибки и у плохо подготовившегося лжеца.

     Телодвижения  тоже выдают информацию о скрываемых чувствах. Жестами, говорящими о лжи, являются жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. По данным А. Пиза к  таким жестам относятся:

     1) Защита рта рукой. Рука прикрывает  рот, а большой палец прижат  к щеке (в это время человек  думает, как бы не наговорить  лишнего). Некоторые могут при  этом покашливать. 

     2) Прикосновение к носу. В сущности, прикосновение к носу является  утонченным, замаскированным вариантом  предыдущего жеста. Он может  выражаться в нескольких легких  прикосновением к ямочке под  носом, или быть выражен одним  быстрым, почти незаметным прикосновением.

Информация о работе Тактика допроса свидетеля (потерпевшего), дающего ложные показания