• следы-наслоения,
например следы грязи, пыли, крови на поверхностях;
•следы-отслоения,
например следы на свежевыкрашенном полу;
статические — отпечатки ног; динамические
— следы скольжения ног по поверхности.
Обнаружение объемных и хорошо видимых
следов, как правило, затруднений не вызывает,
для этого достаточно внимательно осмотреть
место происшествия.
Для обнаружения слабовидимых и невидимых
следов применяются:
• осмотр поверхности в косопадающем
свете, под различными углами относительно
источника освещения;
• обработка поверхности дактилоскопическим
порошком карбонильного железа (для следов
обуви с синтетической или резиновой подошвой
налинолеуме,
покрытом лаком паркете, крашеном деревянном
покрытии, керамической плитке и др.).
Для фиксации и изъятия следов ног производится:
составление протокола осмотра следов;
фотографирование следов по правилам
узловой — детальной измерительной фотосъемки;
составление зарисовки дорожки следов
и отдельного следа; изготовление слепков
с объемных следов с помощью гипса, полимерных
паст «У-4», «К», «СКТН» и др.; перекопированние
поверхностных следов на следокопировальную
пленку, увлажненную фотобумагу, обработанную
мелкодисперсной образивной шкуркой резину.
Вопросы диагностического характера:
1.Оставлен ли след (следы) босыми
ногами человека (ногами в чулках, носках,
обувью)? Пригодны ли следы ног (обуви)
для идентификации?
2. Какой ногой (правой или левой)
оставлен след? Каков размер и особенности
босой ноги (шрамы, заболевания кожи, отсутствие
фаланг пальцев), оставившей следы?
3. Какой обувью (вид, размер,
степень изношенности) оставлены следы?
Какие особенности имеют обувь, чулки,
носки?
4. Каковы физические свойства
лица, оставившего следы (пол, рост, особенности
телосложения, походки и пр.)?
5. Каково направление и характер
движения человека (например, шагом, бегом,
с грузом)?
Вопросы идентификационного характера:
1. Одним или несколькими лицами
оставлены следы босых ног, обуви?
2. Оставлены ли следы босых
ног данным лицом?
3. Оставлены ли следы обувью,
чулками или носками, изъятыми у данного
лица?
Объекты трасологической экспертизы
следов ног и обуви:
• поверхностные (наслоения
или отслоения) следы ног и обуви
(например, след босой ноги на свежеокрашенном
полу или ноги, испачканной краской, на
еще не окрашенной поверхности), изъятые
вместе с предметом-носителем — одеждой,
бумагой, вырезанными, выпиленными кусками
досок, линолеума;
• следы, перекопированные
на дактилоскопическую пленку;
• фотоснимки единичных следов
и дорожек следов (плоскость задней
стенки фотокамеры при съемке должна быть
параллельна плоскости следа, рядом со
следом помещается масштабная линейка);
• слепки объемных следов ног
или обуви, изготовленные с помощью
различных слепочных масс (гипса, пасты
«К» и пр.).
В качестве образцов для сравнительного
исследования предоставляются отпечатки
босых ног подозреваемых или проверяемых
лиц, полученные аналогично отпечаткам
рук; 2—3 слепка с босых ног этих лиц, если
были обнаружены объемные следы; обувь,
чулки, носки; 2—3 экспериментально полученные
дорожки следов. Для получения такой дорожки
проверяемому лицу предлагается пройти
по бумажной ленте, покрытой тонким слоем
типографской краски, или краска наносится
на подошвы его ног или обуви.
16. Криминалистическое значение
следов, орудий, преград.
Для обнаружения следов орудий
и инструментов достаточно, как правило,
осмотреть поверхность преграды в косопадающем
свете с использованием лупы или других
простейших оптических приборов. Направленность
осмотра в целях обнаружения определяется
характером разрушенной преграды и способом
ее взлома.
Преграды в зданиях и сооружениях преступник
взламывает
различными способами. Среди них наиболее
распространен так называемый отжим рам
окон и дверей. Взлом окна может производиться
также выбиванием или выдавливанием стекол.
В этих случаях важно осмотреть поверхность
подоконника и осколки стекла, чтобы выявить
на них следы пальцев рук.
В некоторых случаях в результате скольжения
или разреза ржавчина, грязь, краска, опилки
могут отслаиваться и переноситься со
следообразующего наследовоспринимающий
объект, и наоборот. Следы наслоения могут
остаться также на теле, одежде человека.
Обнаруженные следы орудий и инструментов
фиксируются в протоколе, фотографируются,
заносятся в планы или на схемы. По
возможности, целесообразно изымать следы
вместе с объекта- 1 ми-носителями. С объемных
следов изготавливаются слепки с помощью
пластилина, полимерных материалов. Неглубокие
следы скольжения (не глубже 0,04 мм на металле,
твердом дереве) могут быть скопированы
с помощью дактилоскопической пленки.
Следы орудий взлома должны быть тщательно
изучены уже на месте происшествия, что
позволяет получить ценную розыскную
и доказательственную информацию. Они
дают возможность установить, с какой
стороны производился взлом, выявить признаки,
характеризующие личность преступника
и т.д.
В частности, расположение осколков стекла
(их всегда будет больше со стороны,
противоположной приложенному усилию)
указывает на сторону, с которой оно было
выбито. Для определения стороны изучают
грани осколков, зазубрины на их ребрах,
трещины и воссоздают целое (стекло в раме)
по частям. От удара и нажима на стекле
образуются радиальные и концентрические*
трещины, которые сходятся к стороне, где
имело место сжатие, и расходятся в месте
растяжения. Радиальные трещины на стороне,
противоположной действию силы, доходят
до поверхности стекла, а с другой стороны
— обрываются в его толще.
По следам сверления и распила можно определить, с какой стороны произведен
взлом. При сверлении — стружек больше
с той стороны, откуда начинали сверлить.
Отщепы древесины в начале сверления,
как правило, направлены по часовой стрелке,
а в конце — против. При пилении стружки
больше с противоположной стороны и заусенцы
по размерам значительнее.
По общей картине взлома, способу или виду использованного
орудия взлома можно получить представление
о профессиональных навыках преступника
(например, о квалификации сварщика, вскрывшего
сейф с помощью электросварки). Изучение
оставленных на месте происшествия орудий
взлома (строение, способ изготовления,
надписи) позволяет судить об их владельце.
О физической силе преступника свидетельствуют степень прочности
преграды и способ ее взлома и использованное
для этой цели орудие. Величина (размер)
пролома говорит о комплекции преступника.
Таким образом, целью трасологических
экспертиз и исследований этих объектов
является решение следующих диагностических
задач:
•
установление по следам механизма взлома
и отдельных обстоятельств события (механизма
взлома, с какой стороны произведено разрушение
преграды, в каком направлении воздействовало
орудие, время взлома, знаком ли преступник
с обстановкой, местом нахождения и характером
или устройством преграды, запирающего
устройства, возможность инсценировки
взлома или проникновения, случайного
разрушения, количество участников взлома);
•
определение по следам некоторых признаков
лица, совершившего взлом (рост, пол, возраст,
физическая сила, профессиональные навыки,
функциональные особенности).
К идентификационным задачам относятся:
• установление по следам групповой
принадлежности орудий и инструментов;
• идентификация по следам оставивших
их орудий и инструментов;
• установление орудий и инструментов
по их частям.
При назначении трасологической экспертизы
эксперту направляются: предметы со следами,
слепки со следов, протоколы осмотра с
фототаблицами. В некоторых случаях (проломы
в стенах, следы орудий на массивных сейфовых
дверях) возможно проведение экспертного
исследования непосредственно на месте
происшествия.
При назначении идентификационной
экспертизы по следам орудий взлома и
инструментов, в случаях установления
подозреваемых лиц и изъятия у них возможного
следообразующего объекта эксперту представляются
фотоснимки, слепки, оттиски следа и само
проверяемое орудие или инструмент. При
этом следователь выясняет, как часто
и для каких работ применялся инструмент,
производилась ли его заточка или иные
изменения в период от момента происшествия
до его изъятия и приобщения к материалам
уголовного дела.
Для установления фактов использования
одного и того же орудия взлома при совершении
одного или нескольких преступлений в
экспертно-криминалистических подразделениях
органов внутренних дел создаются справочные коллекции
следов (предметов со следами) или
копий следов орудий взлома, изъятых с
мест происшествий, а также справочные коллекции
и картотеки инструментов и других
распространенных предметов, используемых
в качестве орудий взлома.
17.Виды следов
орудий и инструментов.
Следы взлома могут быть образованы
специально изготовленными или приспособленными
для взлома орудиями.Нередко взломы осуществляются
посредством различных инструментов,
применяемых в быту.Следы, образованные
орудиями взлома и инструментами, отображают
признаки их контактных поверхностей.Наряду
с этим нередко возникают следы разделения
предмета на части. Таким образом, имеется
два вида следов взлома: следы орудий взлома
и следы излома. Следы орудий взлома в
свою очередь подразделяются на группы
по механизму следообразования, обусловленному
способом взлома и видом инструмента.
В связи с этим различают: 1) следы давления
(удара); 2) следы трения (скольжения) и 3)
следы резания. Следы давления (удара)
остаются при взломе преград различными
тупыми предметами.В результате удара
или давления орудием образуется объемный
след в виде вмятины, а если приложенная
сила настолько велика, что орудие проходит
сквозь толщу преграды, возникает пробоина,
отображающая контуры инструмента.Образованию
вмятин и пробоин при взломе могут сопутствовать
поверхностные следы.Эти следы возникают
при небольших усилиях, прилагаемых к
орудию взлома, и образуются за счет окрашивания
поверхности преграды веществом, перенесенным
с орудия взлома, либо за счет удаления
орудием взлома красящего вещества с поверхности
взломанной преграды.Такие поверхностные
следы взлома называются отпечатками
и отслоениями. Следы давления (удара)
- вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения
- зеркально отражают внешнее строение
контактной поверхности орудия взлома:
форму, величину, характер рельефа и их
частные особенности. Поэтому по ним возможно
установить групповую принадлежность
инструмента, а после его обнаружения
идентифицировать орудие взлома.По расположению
следов на преграде можно определить пространственное
положение орудия взлома при следообразовании
и тем самым решить вопрос о том, с какой
стороны, внешней или внутренней, был произведен
взлом, что важно при проверке версии об
инсценировании кражи со взломом.Следы
трения (скольжения) образуются, когда
орудие взлома скользит по поверхности
преграды, не углубляясь в ее толщу.Следы
трения чаще всего встречаются в комбинации
со следами давления.При использовании
в качестве орудий взлома таких инструментов
и предметов их контактная грань может
деформировать следовоспринимающую поверхность.Характер
деформации зависит от того, под каким
углом орудие наклонено к поверхности
преграды.Если орудие наклонено под острым
фронтальным углом, то происходит уплотнение
поверхностного слоя преграды и образуется
след, называемый следом уплотнения.След
скольжения может образоваться красящим
веществом или грязью с орудия взлома.Такой
след принято называть мазком.Следы резания
остаются при таких способах взлома, когда
в качестве орудий взлома используются
режущие инструменты. Все виды резания
можно подразделить на три вида: простой
разрез (разруб), встречный разрез и разрез
с отделением мелких частиц материала
(строгание, распил, сверление). Простой
разрез или разруб заключается в том, что
преграда разделяется на части при помощи
клинообразных режущих инструментов.Так
действуют топор, зубило, нож.Встречный
разрез состоит в разделении предмета
на части посредством двух режущих лезвий,
движущихся навстречу друг другу.Такой
способ резания характерен для слесарных
и саперных ножниц, кусачек, бокорезов,
пассатижей.Следы, образуемые ими, называются
следами встречного разреза.Резание с
отделением мелких частиц материалов
преграды происходит при строгании, сверлении
и распиле с использованием соответствующих
инструментов.При этом образуются следы
строгания, следы сверления и следы распила.Следы
строгания образуются, когда для расширения
в дощатых преградах отверстия действуют
ножом или другим простым режущим предметом.
Следы транспортных средств
в трасологии, в первую очередь, подразделяются
по видам, оставивших их транспортных
средств:
• следы нерельсовых
транспортных средств (автомобиля,
троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера
и др.);
• следы путевого транспорта
(повозок, саней, нарт);
• механизмов и устройств,
перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
• рельсовых транспортных
средств (железнодорожного транспорта,
метро, трамвая).
Наиболее часто в следственной
практике встречаются следы автомобилей.
По другой классификации следы транспортных
средств принято подразделять следующим
образом:
• следы частей и деталей транспортного
средства (например, следы колес на
проезжей части, бампера на препятствии);
• предметы, отделившиеся от
транспортного средства (осколки стекла
фарных рассеивателей, части решетки радиатора,
обломки древесины кузова грузовых автомобилей
и др.);
• вещества, например, частицы
лакокрасочного покрытия, капли масла
или жидкости системы охлаждения и др.
В зависимости от качества
дорожного покрытия образуются поверхностные
или объемные следы транспортных средств.
Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом
покрытии от колес транспортного средства,
выехавшего с проселочной дороги. В этом
случае частицы грунта переносятся протектором
шины на дорожное покрытие. Объемные следы
образуются на мягкой поверхности (заснеженной,
проселочной, грунтовой дорогах и т.п.).
Однако у современного автомобиля следы
передних колес полностью или частично
перекрываются следами задних колес. Поэтому
обнаружить отпечатки всех колес можно
только в месте поворота или разворота
транспортного средства.
скрывшегося с места происшествия. Анализ
расположения следов позволяет определить
направление движения транспортного средства.
Так,угол раздвоения следов колес
при повороте увеличивается в направлении
движения транспортного средства.
По следам протекторовшин возможно установить тип транспортного
средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок
протектора предметы и т.п. При движении
автомобиля по грязи или снегу от захвата
колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания
его частиц на дно следа там образуются
зубцы, пологие концы которых обращены
в сторону движения.
Направление движения транспортного
средства можно проследить и на траве,
которая приминается в направлении движения.
Пробуксовывающее колесо оставляет на
дне следа веерообразные трассы, обращенные
узкими концами в направлении движения.
К другим признакам, определяющим направление
движения транспортного средства, можно
отнести: раздавленные колесом ветки,
сухие листья, следы переезда через лужи,
капли горюче-смазочных веществ, упавшие
с автомобиля на проезжую часть, и т.п.
Концы сломанных лежащих поперек следа
веток направлены в сторону движения транспортного
средства, капли жидкости имеют расплывы
в направлении перемещения транспортного
средства. Существуют и иные признаки,
по которым определяется направление
движения транспортного средства.