Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 20:18, реферат
Краткое описание
Чтобы полностью раскрыть возникновение этого направления, следует коснуться общей оценки науки середины XIX столетия. Известно, что обращение ученых самых различных стран к проблематике человека и общества во многом было связано, в тот период, с научными открытиями в биологии и с развернувшейся вокруг них дискуссией по вопросам природы и общества, о характере их связи и возможных переходных формах.
Содержание
Введение 1.Антропологическая школа 2.Чезаре Ломброзо 3.Рафаэль Гарофало; ЭнрикоФерри; Зигмунд Фрейд Заключение Список используемых источников и литературы
1)существуют прирожденные
преступники, то есть люди, которые
от рождения склонны совершать
преступления и никакое исправление
их невозможно;
2) прирожденный преступник
обладает определенными физическими
(внешними) чертами, по которым его
можно распознать; (скошенный лоб,
волосистость тела, грубые черты
лица).
3) преступность передается
по наследству от родителей
к детям.
По поводу антропометрических
изысканий, Ломброзо и Гарофало отмечали,
что изучение, с одной стороны, антропологических
факторов преступления, определяя органический
и психический характер преступника и
влияние возраста, пола, гражданского
состояния, профессии и т. д. на различного
рода преступления, а с другой стороны,
научное изучение опасных классов общества
дадут судебной полиции и самим служителям
юстиции новые и более верные вспомогательные
средства для отыскания виновных. Татуировка,
черты лица и очертания черепа, физио-психические
сведения, новые изыскания относительно
чувствительности, рефлексов, пополняя
весьма важную серию средств для установления
тождества личности преступника и его
склонности к преступлению, будут служить
главным образом к тому, чтобы отвлечь
от ложных следов внимание агентов судебной
полиции и судебных следователей или чтобы
придать большую уверенность суду, который
теперь часто бывает заранее убежден доказательствами,
спешно, недостаточно и лицеприятно собранными
в протоколах предварительного следствия.
Гарофало отрицательно относился к институту
суда присяжных, считая его судом дилетантов,
не способных принять правильное решение
по уголовному делу.
Так же во втором издании Криминологии"
Гарофало разработал рациональную систему
наказаний. В этой системе всех преступников
он классифицировал на четыре группы:
I. Убийцы, характеризующиеся
нравственной нечувствительностью
и инстинктивной жестокостью.
При совершении ими убийств
из корысти или ради иного какого-либо
эгоистического наслаждения, убийств
без всякого повода и убийств с особой
жестокостью Гарофало предлагает помещать
их в приюты для умалишенных преступников
или применять к ним смертную казнь.
II. Насильники или импульсивные
преступники, характеризующиеся отсутствием
чувства сострадания, наличием предрассудков
относительно мести, долга, чести
и т. п.
К совершеннолетним из этой
группы, совершившим убийства при обороне
или оскорблении, он предлагает применять
в качестве меры социальной защиты удаление
из местности, где обитает семейство жертвы
(местное изгнание). К совершеннолетним,
виновным в убийстве из чувства чести
или мести, - удаление на остров, в колонию,
в отдаленное селение с оставлением на
свободе, но под надзором на срок от 5 до
10 лет.
К совершеннолетним, виновным
в грубых и жестоких поступках, в нанесении
ран, сопровождаемом оскорблениями, в
изувечивании, похищении или изнасиловании,
лишении свободы с намерением любодеяния,
- возмещение ущерба и штраф, удержание
части жалованья или принудительные работы
(в случае отказа - тюремное заключение).
К несовершенно летним, виновным
в преступлениях с пролитием крови без
смягчающих обстоятельств и в посягательстве
на целомудрие, - помещение в приют для
умалишенных преступников, в колонии для
преступников, а в случае рецидива - депортация
с оставлением в некультурной местности.
III. Преступники, лишенные
чувства честности.
При совершении привычными
преступниками из данной группы воровства,
мошенничества, поджога, подлога, вымогательства
- направление в приют для умалишенных
преступников, если они сумасшедшие или
эпилептики. В противном случае - депортация.
При совершении тех же преступлений случайными
преступниками, лишенными чувства честности,
- направление в рабочие артели на неопределенный
срок (пока не приобретается привычка
к какой-нибудь полезной работе). При совершении
казнокрадства, лихоимства (взяточничества
с вымогательством), продажи должностей,
злоупотребления властью - лишение должности,
воспрещение занимать общественную должность,
штраф, возмещение вреда.
При совершении погрома, поджога,
причинении из мести убытков (без посягательств
на личность) - возложение обязанности
возместить убытки, в случае невозможности
- тюремное заключение. Для умалишенных
- направление в соответствующий приют,
для рецидивистов - депортация.
При банкротствах и преступной
несостоятельности - возмещение убытков,
лишение права торговли и права занимать
общественные должности.
При подделке монет, кредитных
билетов, удостоверений, объявлений и
свидетельств, присвоении звания, лжесвидетельстве
- тюремное заключение на неопределенный
срок, штраф, лишение должности и возмещение
убытков.
При двоеженстве и подмене или
сокрытии ребенка - релегация (ссылка в
местности с тяжелым климатом) на неопределенный
срок.
IV. Преступников, виновных
в мятеже, восстании, отказе от
повиновения власти, целесообразно
осуждать к тюремному заключению на неопределенный
срок.
В "Позитивном критерии наказания"
Гарофало предложил отказаться от установления
определенных мер наказания для привычных
преступников и применять к ним заключение
на неопределенное время в особые заведения.
А в "Криминологии" он принял заключение
на неопределенное время как общий принцип.
Эта идея неопределенных приговоров впервые
была реализована не на родине Гарофало,
а в далекой Америке, где тюремное заключение
на неопределенный срок начали практиковать
в штате Атланта начиная с 1887 г. Эту идею
горячо поддержал Гриффитс, главный тюремный
инспектор Англии. Он не только предпринял
усилия к реализации ее в пенитенциарной
практике королевства, но и согласился
принять участие в Женевском конгрессе
уголовной антропологии, где высказал
оригинальную идею: "Необходимо разделить
преступников на две большие категории:
тех, которые никогда не должны бы были
входить в тюрьму, и тех, которые никогда
не должны бы были выходить из нее. Для
случайных преступников тюрьма бесполезна,
штраф или условное осуждение вполне достаточны.
Привычным преступникам тюрьма недостаточна,
если изъятие из общества не будет продолжаться
неопределенное время, т. е. пока не будет
доказательств действительного исправления".
Ферри писал о преступлении
как о многогранном явлении. Преступников
он называл «больными» и призывал изучать
и лечить такие болезни. Гарофало пытался
дать социологическое определение преступнику
и преступлению. Ферри вел речь о мерах
социальной защиты. Он же, оценивая различные
группы причин преступлений, особое внимание
обращал на социальные факторы. Так или
иначе, и Ферри, и Гарофало приходят, по
сути, к тем же выводам, что и Ломброзо.
Потому их и рассматривают, как ярких представителей
ламброзианства.
Кстати, несмотря на многочисленные
старания ученых того времени выработать
понятие преступления, не связанное с
правовым определением, это сделать так
никому и не удалось. Попытки антропологов
дать описательную характеристику преступления
(естественно, со своих позиций), равно
как и аналогичные попытки представителей
социологического направления, потерпели
неудачу. «Эта идея, - писал в свое время
С.В. Позднышев об антропологической школе,
- разбита на голову, и на ней трудно с успехом
настаивать». Между тем все еще оставалось
немало ученых, относящихся к числу сторонников
данной школы. Но много было и противников
этого учения, особенно среди юристов.
Не могли его признать, конечно, и представители
прогрессивной мысли. Вспомним, как отрицательно
отозвался Л.Н. Толстой о Ломброзо, когда
последний посетил великого писателя.
Среди исследователей,
объяснявших природу преступления биологическими
особенностями человека, несомненно, следует
назвать Зигмунда Фрейда (1865 - 1939). Взгляды
этого ученого-психиатра на преступность
также относятся к области биологических
концепций. Однако фрейдизм внес нечто
новое в теорию «прирожденного преступника».
Если Ломброзо считал, что только некоторая
часть людей рождается преступниками,
то исходной позицией Фрейда явилось положение
о том, что все без исключения люди рождаются
преступниками (хотя большинство ими не
становятся). Теория Фрейда основывается
на том, будто сущность психики человека
есть результат воздействия врожденных,
архаичных половых и агрессивных инстинктивных
импульсов. Контролирует эти инстинкты
волевое образование человека. Такое образование
уже выше человека, оно довлеет над ним.
Однако, как утверждал Фрейд,
определяющую роль играют инстинкты. Волевое
же образование, иногда именуемое фрейдистами
интеллектом, должно подавить, затормозить
природные инстинкты. Если такового не
происходит, возникает невротический
конфликт, внешним проявлением которого
является преступление. Иначе говоря,
когда контролирующий фактор не способен
подавить природный инстинкт, то возникает
конфликт, выливающийся в преступление.
Нетрудно заметить, что данная проблема
никак не увязывается с сознанием человека.
Это - теория сексуальности, которая является
краеугольным камнем учения Фрейда. По
Фрейду, человек от природы наделен разрушительными,
агрессивными инстинктами. Поэтому в основе
теории Фрейда лежит образ человека, как
части природы, а динамика человеческой
психики объясняется иррациональными
факторами. Для этого привлекаются явления
и процессы, которые сами нуждаются в анализе
с точки зрения человеческого поведения.
Нетрудно увидеть родство этой теории
с концепциями Ломброзо об атавизме. Фрейд
пытался преодолеть вакуум в естественных
науках, который в тот период восполнил
И. П. Павлов, разработавший теорию рефлексов.
Фрейдизм, по существу, никак
не объясняет истоки преступности. Это
теория почти полностью игнорирует роль
социальных факторов, отвлекает внимание
от социальных причин преступности. Эта
теория почти полностью игнорирует роль
социальных факторов, отвлекает внимание
от социальных причин преступности. Собственно,
теорию Фрейда нельзя назвать криминологической.
Скорее, это психология повседневной,
обыденной жизни. Психология же преступного
поведения при этом, по существу, не объясняется.
Любые поступки людей, утверждает Фрейд,
увязывая свои взгляды с преступлениями,
- это рвущиеся наружу бессознательные
инстинкты или влечения. В этом квинтэссенция
теории Фрейда.
Под воздействием контраргументов
фрейдисты (Сонди, Александер, Штауб, Хилли,
а вслед за ними Гловер, Хилгард, Хартунг,
Уайт, Бломберг) пытались утвердить свою
правоту за счет различных модификаций.
Именно на почве фрейдизма возникла фрустрационная
концепция. В соответствии с этой теорией
преступное поведение объясняется как
агрессивная реакция, вызванная неудовлетворенностью
инстинктивных желаний. Данная теория
получила довольно широкое распространение,
однако она, как показала жизнь, отнюдь
не объясняет в полной мере преступное
поведение.
Заключение
Проблемы, связанные с преступностью,
всегда являлись самыми запутанными и
животрепещущими и вызывали множество
дебатов со стороны ученых. Однако для
решения данных проблем требуется множество
практических исследований, которые зачастую
не оцениваются по достоинству. Примером
таких исследований могут служить выводы,
сделанные величайшим ученым в области
антропологии и психологии, Ч. Ломброзо,
которые не были восприняты всерьез в
свое время. Однако следует отметить, что
эмпирические исследования Чезаре Ломброзо,
имеют очень важное значение в сфере криминологии
и не потеряли своей актуальности и в XXI
в. А относительно суждений Ч. Ломброзо
о роли психических аномалий в механизме
преступного поведения можно отметить
тот факт, что и современные исследователи
в области психиатрии во многом приходят
к тождественным с ним выводам.
Список используемых
источников и литературы
1. Криминология: учебник
для студентов вузов, обучающихся
по специальности 021100 «юриспруденция»/
Г.А. Аванесов, С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев,
Н.Д. Эриашвили/ Под ред. Г.А. Аванесова.
3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. - 480 с.
2.Р.Д. Брауберг. Судебная психиатрия:
учебник для мед.вузов. - М.: Рарог, 2006. -
320 с.
3.Криминология: учебник в
3-х частях. Ч. 2/ Под ред. С.Я. Лебедева
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010.
- 740 с.