Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:43, реферат
Цель данной работы определить роль изучения личности в организации индивидуально-профилактической работы.
Задачи данной работы: определить понятие индивидуальной профилактики; выяснить, каквы формы и методы индивидуальной профилактики и каково воздействия изучения личности на организацию индивидуальной профилактики.
Введение.
Понятие и сущность индивидуальной профилактики
Основания для проведения индивидуальной
профилактической работы
3. Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы
Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по контролю над реализацией Программы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание
Введение.
профилактической работы
3. Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы
Список используемой лимтературы.
Введение.
Целью предупреждения преступлений, как
и целью борьбы с преступностью, является
противодействие криминальным процессам
в обществе, обеспечение сдерживания,
сокращение преступности и темпов ее роста,
защита личности, общества и государства
от преступных посягательств.
Эта цель находит свою конкретизацию в
решении ряда следующих задач:
выявление и устранение или нейтрализация
причин преступности и условий, способствующих
совершению преступлений;
индивидуальное профилактическое воздействие
на лиц с противоправным поведением;
предотвращение готовящихся преступлений;
снижение у населения и отдельных граждан
риска стать жертвами преступных посягательств.
Решая указанные задачи, предупреждение
преступлений в то же время представляет
собой важную часть общего процесса борьбы
с преступностью, оно пронизывает большинство
составных элементов этого процесса, включающего
выявление, раскрытие, расследование преступлений;
розыск лиц, скрывшихся от органов дознания,
следствия и суда, осуществление правосудия
по уголовным делам, исполнение уголовного
наказания, устранение негативных последствий
преступлений.
В этом заключается актуальность данной
работы.
Цель данной работы определить роль изучения
личности в организации индивидуально-профилактической
работы.
Задачи данной работы: определить понятие
индивидуальной профилактики; выяснить,
каквы формы и методы индивидуальной профилактики
и каково воздействия изучения личности
на организацию индивидуальной профилактики. 1
1. Понятие и сущность
индивидуальной профилактики
Индивидуальное предупреждение преступлений
(индивидуальная профилактика) - это деятельность
государственных и негосударственных
органов, организаций и их представителей
по выявлению лиц, от которых, судя по их
поведению, можно ожидать совершения преступления,
оказанию воздействия на них и окружающую
их среду с целью позитивной коррекции
поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации
криминогенных факторов, действующих
в данной среде.
Проведение индивидуального предупреждения
преступлений связано с преодолением
серьезных трудностей, многие из которых
порождены особенностями современной
ситуации. Основными из этих особенностей
являются следующие:
ранее существовавшая система негосударственных
субъектов индивидуальной профилактики
(добровольные народные дружины, товарищеские
суды, домовые комитеты и т.п.) практически
распалась;
количество общественных помощников органов
внутренних дел в проведении индивидуальной
профилактической работы (в том числе
общественных воспитателей) резко сократилось
либо их не стало вообще (шефы, наставники,
члены комсомольских оперативных отрядов);
значительно снизились возможности органов
внутренних дел в оказании профилактируемым
лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве,
в ресоциализации лиц, освобожденных из
мест лишения свободы;
из-за увеличения числа безработных, бедствующих
слоев населения резко возросло количество
маргинальных элементов (бродяг, попрошаек
и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-
отсутствие уверенности в завтрашнем
дне, в перспективе социального благополучия
осложняет отношения во многих семьях,
способствует бытовым конфликтам, отрицательно
влияет на воспитание детей, порой перечеркивает
все усилия индивидуально-
ликвидация одних (ЛТП) и попытки реорганизации
других (спецприемников, приемников-распределителей
для несовершеннолетних, мест изоляции
маргинальных элементов и правонарушителей)
резко снизли возможности применения
мер принуждения к лицам, на которых убеждение
и оказание помощи не действуют.
Все это заставляет искать новые формы
и методы индивидуально-
При этом необходимо иметь в виду, что
определение круга лиц, требующих профилактического
воздействия, при отсутствии законных
оснований может повлечь за собой произвольные
решения, а тем самым - ущемление прав граждан.
Применительно к индивидуальной профилактической
работе правоохранительных органов такие
основания - это прежде всего факты противоправного
поведения конкретных лиц. Именно они
дают право поставить лицо на профилактический
учет, влекущий за собой определенное
ограничение его прав и свобод. Поэтому
категории этих лиц и виды их антиобщественного
поведения специально установлены в законодательных
и нормативных актах, что определяет пределы
индивидуальной профилактической работы
правоохранительных органов. 1
К категориям лиц, к которым могут применяться
меры индивидуальной профилактики преступлений,
отнесены:
лица, в отношении которых осуществляется
контроль за соблюдением установленных
для них в соответствии с законом ограничений
(условно осужденные; осужденные к мерам,
не связанным с лишением свободы, или к
принудительным мерам воспитательного
воздействия; освобожденные из мест лишения
свободы после отбытия наказания за тяжкие
или особо тяжкие преступления либо имеющие
две и более судимости за совершение преступлений
средней тяжести, а также подпадающие
под действие Положения об административном
надзоре и состоящие под таким надзором;
освобожденные из специальных учебных
или лечебно-воспитательных учреждений;
несовершеннолетние правонарушители,
состоящие на учете в подразделениях по
предупреждению правонарушений несовершеннолетних);
лица с устойчивым противоправным поведением
(неоднократно и грубо нарушающие общественный
порядок; систематически потребляющие
наркотические или другие одурманивающие
средства без назначения врача; злоупотребляющие
алкоголем, поведение которых представляет
опасность для окружающих, вследствие
чего к ним примеялись меры административного
воздействия; грубо нарушающие обязанности
по воспитанию детей и своим поведением
вовлекающие их в совершение правонарушений
или способствующие этому);
лица, привлекаемые к ответственности
за совершение преступлений, а также являющиеся
подозреваемыми или обвиняемыми в совершении
преступлений (в период расследования)
либо в отношении которых уголовное дело
прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам,
а равно лица, в отношении которых в возбуждении
уголовного дела отказано по этим же основаниям.
Индивидуальная профилактическая работа
проводится также с лицами, являющимися
потенциальными и реальными жертвами
преступлений вследствие своего поведения,
образа жизни, физических или психических
особенностей, социально-ролевых установок.
В отношении всех этих лиц меры индивидуальной
профилактики играют роль социального
инструмента, призванного нейтрализовать
или устранить негативные черты личности
и ее антиобщественное поведение. Когда
же речь идет о профилактическом воздействии
на конкретную социальную среду личности,
то подразумеваются нейтрализация либо
устранение внешних негативных элементов
материального и духовного порядка, которые
деформируют личность (неблагоприятные
материальные и бытовые условия жизни
индивида, влияние нравственно неблагополучной
микросреды, отрицательные межличностные
отношения и др.).
Личность - главное звено в цепочке причин
преступного поведения. Именно через нее
в результате взаимодействия "преломляется"
влияние криминогенной среды. На личность
поэтому в первую очередь и должно направляться
профилактическое воздействие .
Конкретизация этого воздействия требует
внимания к следующим основным характеристикам
личности:
антиобщественное поведение и образ жизни
лица, совершение преступлений которым
достаточно вероятно;
социальные и демографические элементы
структуры личности, отражающие и одновременно
определяющие ее негативное поведение
(антиобщественную направленность);
социально значимые психофизические особенности
в меру их подверженности исправлению,
изменению, лечению. Здесь имеются в виду
особенности личности, которые сами по
себе, возможно, не имеют криминогенного
значения, но в конкретной неблагополучной
для личности жизненной ситуации могут
сыграть роль побудительной силы к совершению
преступления (аномалии в психике, не исключающие
вменяемости, в сексуальном поведении
и т.п.);
условия неблагоприятного формирования
личности и криминогенного влияния на
нее в семье, бытовом окружении, в сферах
труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных
группах;
неблагополучные условия индивидуального
бытия и иные длительно действующие обстоятельства,
определяющие криминальную ситуацию и
облегчающие совершение преступления;
элементы неблагоприятной жизненной ситуации,
которые имеют криминогенный характер
и существуют достаточно продолжительное
время, чем определяется возможность их
выявления и воздействия на них.
Целью индивидуальной профилактики является
позитивная коррекция личности, влекущая
изменение ее поведения - от антиобщественного
к законопослушному. Достижение этой цели
требует последовательного решения следующих
конкретных задач:
выявление лиц, поведение которых свидетельствует
о реальной возможности совершения ими
преступлений;
изучение этих лиц и источников отрицательного
воздействия на них;
прогнозирование индивидуального поведения;
постановка лиц на профилактический учет;
планирование мер индивидуальной профилактики;
непосредственное профилактическое воздействие;
контроль за поведением и образом жизни
лиц, поставленных на учет;
систематическая проверка результатов
проведенных профилактических мероприятий.
1. Основные понятия
Документ разработан
для определения
Основные понятия в работе с несовершеннолетними поставленными на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
Несовершеннолетний, поставленный на учет в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушения или антиобщественные действия
Индивидуальная
Понятие «индивидуальная профилактическая работа», утверждая в качестве нормы профилактической работы индивидуальный подход, является инструментом профессионального действия.
Программа индивидуальной профилактической работы, План реабилитации семьи и ребенка – документ в соответствии с которым проводится индивидуально-профилактическая работа. 1
2. Основания для проведения индивидуальной профилактической работы
В Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" точно определены условия организации и применения индивидуальной профилактической работы (статьи 5,6,7,8). Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, поставленными на учет в районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и их родителями (законными представителями) являются обстоятельства, зафиксированные в постановлении районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В устанавливающей части Постановления указываются дата и время совершения антиобщественного действия, причины и условия их совершения.
В постановляющей части документа исходя из анализа причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению несовершеннолетними противоправных деяний, районная (городская) комиссия принимает решение:
- о постановке несовершеннолетнего на учет в комиссию;
- о разработке Программы индивидуальной профилактической работы (далее Программа) или Плана реабилитации семьи и ребенка (Приложение 2, 3).
Комиссия определяет, какой орган (учреждение) системы профилактики, в
соответствие с законодательством, разрабатывает Программу.
Должностные лица ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания (приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569).1
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут учет всех несовершеннолетних (п.п. 1-14 ст. 5 ФЗ-120) в соответствии с Порядком учета несовершеннолетних в районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании данных районных (городских) органов и служб системы профилактики.
Во исполнение распоряжения Губернатора Томской области от 29 декабря 2008 года № 407-р «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов» специалисты по опеке и попечительству муниципальных образований Томской области ведут учет детей, нуждающихся в государственной защите (Приказ Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 18-п от 29.01.2009).
3. Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы
3.1. На основании Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органы и службы системы профилактики планируют мероприятия в соответствии с ведомственными правовыми актами с конкретной категорией несовершеннолетних в пределах своей компетенции.
Запланированные мероприятия, направленные на устранение причин безнадзорности и антиобщественных действий согласуются с исполнителями (под подпись исполнителя).
Мероприятия фиксируются в Программе индивидуальной профилактической работы.
*Программа индивидуальной
профилактической работы (далее
Программа) представляет собой
документ органа или
Наименование и форма данного документа утверждается органами и учреждениями системы профилактики (Приложение № 2, 3)..
3.2. После разработки Программа, как правило, в срок до 30 дней предоставляется в комиссию на утверждение (выносится постановление комиссии).
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сроки индивидуальной профилактической работы устанавливаются по усмотрению субъекта профилактики, давая ему для этого определенные ориентиры. К ним относится:
1) срок, необходимый для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;
2) до устранения причин
и условий, способствовавших
3) срок, минимально необходимый для устройства несовершеннолетнего.
Федеральным законом установлен предельный срок в случаях:
- достижения совершеннолетия (18 лет);
- наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К этим обстоятельствам относятся определяемые судом сроки таких наказаний, как исправительные, обязательные работы, либо испытательный срок при условном осуждении, который определяется судом в соответствии с ч. 3 ст. 73 Уголовного кодекса РФ. В течение указанных сроков с несовершеннолетними проводится индивидуально-профилактическая работа. По окончанию срока наказания несовершеннолетний подлежит снятию с учета.
Основным критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни подростка, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении подростка в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.
План реабилитации ребенка и семьи, индивидуальная программа социальной реабилитации и др. в соответствии с ведомственными документами.1
4.1. После предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав специалистами по опеке и попечительству, образовательными учреждениями, подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав отчета о реализации мероприятий Программы, комиссия вправе провести проверку представленной информации в целях установления истинного положения дел.
На заседании комиссии заслушивается отчет ответственного исполнителя (можно совместно с соисполнителями) о проделанной работе и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего. После чего комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает следующие решения (Приложение №4):