Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:07, реферат
Экологическая преступность – сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Положительным является и то положение, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления.
Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволило заложить правовые предпосылки для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью, ранее не предусматривавшие мер по предотвращению экологической преступности, стали в последние годы финансировать и обеспечивать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
Укреплению правовой основы борьбы с экологической преступностью способствуют также государственные научно-технические программы, предусматривающие задания по правовому обеспечению решения различных экологических проблем. Например, разрабатывались такого рода программы под условными названиями "Охрана здоровья населения России", "Экологическая безопасность России" и др.
Большое значение для борьбы с преступлениями и другими экологическими правонарушениями имеют документы, отражающие стратегию борьбы с экологической преступностью, увязывающие ее с общими программами социально-экономического развития страны. Например, 4 февраля 1994 года Президентом Российской Федерации была утверждена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также принята концепция перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. В этих документах определялись планы действий Правительства России в области охраны окружающей среды на 1994–1995 и 1996–1997 годы, другие природоохранные акты федерального и регионального значения.
В борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, "круглых столов", проводимых по соответствующей проблематике. Они консолидируют усилия, улучшают координацию в этой сфере деятельности природоохранных и правоприменительных органов.
Вместе с тем в связи с необходимостью активизации использования новейших достижений науки и техники для предотвращения экологических преступлений важной мерой могло бы стать формирование и развитие нового специализированного научного криминологического направления – экологической криминологии.
Экологическая криминология должна исследовать социальную практику и общественные отношения в сфере экологии, изучать их особенности, причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений, разрабатывать рекомендации о мерах контроля и борьбы с ними.
В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важно обеспечить усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства, ужесточение государственного экологического контроля (включая мониторинг), повышение ответственности за экологические преступления.
Важную роль в решении этих задач в сфере экологии призвано играть взаимодействие различных государственных органов на самом высоком уровне. Указом Президента
Российской Федерации 13 июля 1993 года была создана Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. В 1996 году по ее инициативе правоохранительными министерствами и ведомствами рассматривались вопросы применения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения. Было проведено Всероссийское совещание по борьбе с экологическими правонарушениями, наметившее необходимый комплекс мер для их решения.
Консолидации сил и средств для защиты законных экологических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать также формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.
К числу главных задач экологической юстиции следует отнести: предупреждение преступлений и иных экологических правонарушений; выявление и устранение условий, их порождающих; координацию деятельности по борьбе с этими правонарушениями; формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам личности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствованию правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколений российского общества в экологически благоприятной природной среде.
62-я Генеральная Ассамблея
Интерпола в резолюции, принятой
в 1993 году, рекомендовала государствам
– членам этой организации
способствовать созданию в
В Нижнем Новгороде, например, экологическая милиция действует с 1993 года. Подчиняется она городскому комитету охраны окружающей среды. Действуют или создаются аналогичные структуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Ярославской области и в Москве.
Подразделения экологической милиции могли бы взять на себя функции предупреждения, выявления и пресечения экологических правонарушений, проведения дознания; проведения оперативно-розыскной деятельности по экологическим преступлениям; взимания штрафов за экологические правонарушения; контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами предписаний, содержащихся в полученных ими лицензиях на использование природных ресурсов; производства иных работ и оказания услуг в области охраны окружающей среды либо связанных с воздействиями на окружающую среду.
IX Конгресс ООН по
Неверное толкование природоохранительного законодательства этими судами привело к вынесению незаконных оправдательных приговоров. Впоследствии по протестам прокурора они были отменены.
При назначении уголовного наказания судами во многих регионах допускаются и другие необоснованные послабления лицам, совершившим экологические преступления: наказания ниже нижнего предела, предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, условное осуждение, отсрочка наказания. Создание специализированных экологических судов могло бы изменить данную ситуацию.
В системе органов, ведущих борьбу с экологической преступностью, важную роль призваны играть специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры.
К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась система таких прокуратур: функционируют Волжская (на "правах областной) природоохранная прокуратура и подчиненные ей 15 межрайонных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением экологического законодательства в Волжском бассейне, и 48 межрайонных природоохранных прокуратур, действующих в рамках территориальных прокуратур.
Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора за исполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализуют негативные последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, нарушений экологического законодательства исполнительными органами и органами местного самоуправления.
Борьба с экологической преступностью должна иметь солидную правовую основу. Например, в специальном федеральном законе можно было бы комплексно регламентировать все необходимые положения, связанные с повышением ответственности физических и юридических лиц за нарушения закона в экологической сфере, специфике их выявления и предупреждения.
Санкции должны соответствовать степени общественной опасности содеянного и тяжести наступивших последствий, а также учитывать мотивацию противоправного поведения, его причины и условия. Нельзя допускать послабления ответственности лиц, совершающих экологические преступления, ухудшающих природную среду обитания человека во имя извлечения сверхдоходов. Действия таких лиц нередко носят характер промысла.
В современных условиях роста экологических правонарушений и продолжающегося ухудшения природной среды обитания необоснованная либерализация мер ответственности в экологической сфере является негуманной, способной привести общество к резко отрицательным экологическим и иным последствиям в самом ближайшем будущем.
В борьбе с экологической преступностью важно постоянно иметь в виду, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровью и развитию человека.