Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:15, биография
Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше, современнику Александра Невского[5]. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом[6].
Родословное древо Пушкиных, (акварель, неизвестный художник, начало XIX века; центральный музейА. С. Пушкина)
В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.
Подлинный прибор Пушкина из музея на Мойке, 12, Санкт-Петербург
Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись:
Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове[58].
Тогда же была запрещена
публикация «Медного
всадника». В начале 1834 года
Пушкин дописал другую, прозаическую петербургскую
повесть — «Пиковая
дама» и поместил её в журнале
«Библиотека
для чтения», который платил Пушкину
незамедлительно и по высшим ставкам.
Она была начата в Болдине и предназначалась
тогда, по-видимому, для совместного сВ. Ф. Одоевским и Н. В.
25 июня 1834 года Пушкин
подаёт в отставку с просьбой
сохранить право работы в
Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.
Основная статья: Современник (журнал)
По словам С. А. Соболевского:
Мысль о большом повременном издании, которое касалось бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно служить отечеству пером своим, занимали Пушкина почти непрерывно в последние десять лет его кратковременного поприща… Обстоятельства мешали ему, и только в 1836 г. он успел выхлопотать себе право на издание «Современника», но уже в размерах весьма ограниченных и тесных[61].
Со времени закрытия
«Литературной газеты» он добивался права
на собственное периодическое издание.
Не были осуществлены
замыслы газеты («Дневник»), различных
альманахов и сборников, «Северного зрителя»,
редактировать который должен был В. Ф. Одоевский.
Вместе с ним же Пушкин в 1835 году намеревался
выпускать «Современный летописец политики,
наук и литературы». В 1836 году он получил
разрешение на год на издание альманаха.
Пушкин рассчитывал также на доход, который
помог бы ему расплатиться с самыми неотложными
долгами. Основанный в 1836 году журнал получил
название «Современник». В нём печатались
произведения самого Пушкина, а также Н. В. Гоголя, А. И.
Тем не менее, читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Пушкин мог бы выпустить его отдельной книгой, тогда роман мог принести доход, так необходимый ему. Однако он всё-таки принял решение опубликовать «Капитанскую дочку» в журнале и не мог уже рассчитывать на одновременный выход отдельной книгой, в те времена это было невозможно. Вероятно, роман был помещён в «Современник» под влиянием Краевского и издателя журнала, опасавшихся его краха. «Капитанская дочка» была благосклонно принята читателями, но отзывов восторженных критиков о своём последнем романе в печати Пушкин не успел увидеть. Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя»[62].
Весной 1836 года после
тяжёлой болезни умерла
Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся
с матерью в последние дни её жизни, тяжело
переносил эту утрату. Обстоятельства
сложились так, что он, единственный из
всей семьи, сопровождал тело Надежды
Осиповны к месту погребения в Святые
горы. Это был его последний визит в Михайловское.
В начале мая по издательским делам и для
работы в архивах Пушкин приехал в Москву.
Он надеялся на сотрудничество в «Современнике»
авторов «Московского
наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Х
По воспоминаниям французского издателя и дипломата Лёве-Веймара, побывавшего летом 1836 года в гостях у Пушкина, тот был увлечён «Историей Петра», делился с гостем результатами своих архивных поисков и опасениями, как воспримут читатели книгу, где царь будет показан «таким, каким он был в первые годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели». Узнав, что Лёве-Веймар интересуется русскими народными песнями, Пушкин сделал для него переводы одиннадцати песен на французский. По мнению специалистов, изучавших эту работу Пушкина, она была выполнена безукоризненно[63].
Летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским». Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой. Три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой. Сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался…» и «Мирской власти» — Страстная неделя Великого поста[64]. Ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу. По мнению В. П. Старка:
«В этом стихотворении сформулировано идеальное поэтическое и человеческое кредо Пушкина, выстраданное всей жизнью»[65].
В цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я памятник воздвиг себе нерукотворный…») — в качестве зачина или, по другим версиям, финала, — поэтическое завещание Пушкина.
Основная статья: Последняя дуэль и смерть А. С. Пушкина
Дуэль Пушкина с Дантесом.А. А. Наумов, 1884
Бесконечные переговоры
с зятем о разделе имения после смерти
матери, заботы по издательским делам,
долги, и, главное, ставшее нарочито явным
ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее
за собой пересуды в светском обществе,
были причиной угнетённого состояния
Пушкина осенью 1836 года. 3 ноябряего друзьям[K 5] был разослан анонимный
пасквиль с оскорбительными намёками
в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший
о письмах на следующий день, был уверен,
что они — дело рук Дантеса и его приёмного
отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал
вызов на дуэль Дантесу. Геккерн (после
двух встреч с Пушкиным) добился отсрочки
дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта,
и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи
Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение
сестре Натальи Николаевны Екатерине
Гончаровой. В тот же день Пушкин
послал своему секундантуВ. А. Соллогубу пись
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:
Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: …жду царского слова, чтобы умереть спокойно… Государь: Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки. — Считается, что эту записку передал Жуковский |
Николай видел в Пушкине
опасного «вождя вольнодумцев»
(в этой связи были ограничены народные
выступления в его память) и впоследствии
уверял, что он «насилу довёл Пушкина до
кончины христианской», что не соответствовало
действительности: ещё до получения царской
записки поэт, узнав от врачей, что его
рана смертельна, послал за священником,
чтобы причаститься. 29 января(
Распоряжение Государя:
1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от
долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей
на воспитание каждого по вступление на
службу.
5. Сочинения издать на казённый счёт в
пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.
По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке[70]. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.
Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, — так было означено и на билетах, а между тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и выразил попечителю своё прискорбие по этому поводу. Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием! Из дневника А. В. Никитенко[71].
После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. В письме к губернатору Пскова Пещурову А. Н. Мордвинов по поручению Бенкендорфа и императора указывал на необходимость запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина»[71]. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы скульптора Александра Пермагорова (1786—1854)[72].
Основная статья: Потомки Пушкина
Из четырёх детей Пушкина только двое оставили потомство — Александр и Наталья. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в США, Англии, Германии, Бельгии. Около пятидесяти из них проживают в России, в том числе Татьяна Ивановна Лукаш, прабабушка которой (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину[73].