Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:27, контрольная работа
Алексей Иванович Фатьянов - замечательный поэт - песенник, наш земляк. Он родился в 1919 году в деревне Малое Петрино Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 30-е годы XX века эта деревня стала частью города Вязники. Здесь, на древней Владимирщине, прошло его детство и ранняя юность. В Малом Петрине провел Алексей Фатьянов свои детские годы. Он окончил начальную школу и здесь же на долгие годы прописана его поэтическая деятельность, которую поэт безраздельно посвятил делу служения Родине, своему народу. Алексей писал: Все свое детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа.
Алексей Иванович Фатьянов
(1919-1959)
Алексей Иванович Фатьянов - замечательный поэт - песенник, наш земляк. Он родился в 1919 году в деревне Малое Петрино Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 30-е годы XX века эта деревня стала частью города Вязники. Здесь, на древней Владимирщине, прошло его детство и ранняя юность. В Малом Петрине провел Алексей Фатьянов свои детские годы. Он окончил начальную школу и здесь же на долгие годы прописана его поэтическая деятельность, которую поэт безраздельно посвятил делу служения Родине, своему народу. Алексей писал: Все свое детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Алексей Иванович утверждал, что у них в Малом Петрине все парни – гармонисты-слухачи, разве что рождаются без гармони. Никто специально музыке не учился, но каждый умел играть «на слух», без нот.
Дед по материнской линии звался Василием Меньшовым. Домом Меньшова начиналась деревня Малое Петрино, окраина города Вязники.
Обычной в деревне была простая народная вежливость – выходя на улицу, все приветствовали друг друга поклонами, мужчины приподнимали фуражки со словами «Доброе утро». А какую радость давала ему река Клязьма! Алеша бегал к рыболовам, с неутомимым любопытством наблюдая за ними. Так принимал он в душу состояние рыбалки, где ловится не только рыба, но и особо светлые мысли и озарения. Там, у костра, на берегу Клязьмы, Алексей становился поэтом. Детство Алеши пролетело быстро.
Алексей был крупнее сверстников по телосложению и никогда не дрался, чаще растаскивал задир и утирал разбитые носы, как взрослый. В 16 лет он лишился матери и стал жить в Москве у сестры. Жили очень бедно.
Костюм был один, когда Алексей его стирал, то сидел дома, выйти на улицу было не в чем, и туфли были одни, да и то парусиновые. В дальнейшем Алексей никогда не откладывал деньги и никогда их не копил. За два года он окончил театральную студию и стал профессиональным актером, а дальше – армия.
Увлечение стихами не проходило, да к тому же, очень часто вместе со словами появлялась мелодия. Алексей обладал природным чувством песни, даром редким.
Всю жизнь поэт считал, что краше земли Владимирской нет ничего на свете. Этим чувством пронизаны его стихи, посвященные родным местам.
Там, под липами, в старом доме,
Я родился в голодном году,
Там навек полюбил я гармонии,
Соловьев и берез красоту.
В путь далекий ты проводил меня,
Край любимый мой, как ты хорош!
Долети, моя песнь, до Владимира,
А оттуда дорогу найдешь.
Вот эти-то гармони, соловьи, березы нашли выход в песенной поэзии А. И. Фатьянова. Вязники являлись истоком песен, песенного вдохновения. Об этом говорил С. Никитин: «Любил он приклязьменский городок прямо-таки по-сыновьи. Истоки его творчества оттуда... и еще от войны, как у всех поэтов этого поколения» .
Рано проявились и его театральные способности. После десятилетки А. Фатьянов окончил студию имени Дьякова при театре Красной Армии в Москве, где получил звание актера, затем учился в литературном институте им. Горького. В 1940 году рядовым солдатом он участвовал в финской кампании. С первых дней Великой Отечественной войны Алексей был литературным работником ансамбля Советской Армии имени Александрова и корреспондентом фронтовой газеты «За Родину». Но всё это время не бросал своих литературных занятий.
Песенное наследие
Алексея Фатьянова поистине неисчерпаемо.
В нем, как в зеркале, отразилась
судьба целого поколения, его радость
и боль, его гордость. Поэтический
голос Алексея Фатьянова
Начало творчества Алексея Фатьянова совпало с первыми днями войны. Он принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне, начал её рядовым, был ранен, получил несколько орденов и медалей. А в 90-е годы Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина поэт-фронтовик Алексей Фатьянов за выдающийся вклад в литературу, за большой вклад в Победу над фашистской Германией в войне 1941 -1945 годов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» посмертно.
Летом 1942 года счастливая судьба свела его с композитором Соловьёвым-Седым. Часто в составе концертной бригады они колесили по фронтам Великой Отечественной войны.
Вспоминает Соловьёв-Седой со свойственным ему юмором:
«Дороги были сильно разбиты нашей авиацией и артиллерией. Тряска выматывала душу. Чтобы скоротать время в пути, мы решили написать в дороге песню, чтобы порадовать ею балтийцев. Фатьянов импровизировал вслух, а я мурлыкал под нос, разрабатывал мелодию песни. Делали мы это на протяжении нескольких часов, чтобы не забыть мелодии и текста. Незаметно солисты концертной бригады начали подпевать авторам. Это длилось бесконечно и скоро так надоело, что Фатьянов объявил, если кто-то ещё раз запоёт песню, будет беспощадно оштрафован. Он снял пилотку и угрожающе посмотрел на каждого из нас. Первым проштрафовался наш бас. Он боялся забыть мелодию и непроизвольно запел вполголоса.
Фатьянов потребовал штраф. Бас отдал носовой платок.
Это была песня «Давно мы дома не были».
Дебют этой песни превзошёл все ожидания: на «бис» пришлось спеть трижды, а бойцы под впечатлением концерта, несмотря на позднее время, не расходились.
Оптимизм советского народа и его вера в скорую победу нарастали не только к концу войны. Песня «На солнечной поляночке» была написана Алексеем Фатьяновым в 1942 году, когда до победы было ещё далеко.
Песня ворвалась в солдатские сердца, и они забились радостно и громко. В ней было столько удали и задора, что как-то сама собой забывалась усталость и прибавлялись силы. И тогда на фронт к солдатам стали долетать песни А. Фатьянова и В. Соловьёва-Седого, песни жизнерадостные, полные веры в нашу победу. Время было, надо сказать, такое, когда людям было совсем не до песен и, тем более, не до весёлых. А эти песни разлетались по фронтам, находили себе союзников и друзей, завоевывали солдатские сердца.
Поэту удавалось говорить от имени сотен людей в серых шинелях. Удавалось неслучайно: Алексей Фатьянов умел чутко схватывать перемены в жизни, настроении своих однополчан.
Песня, которая рождалась на передовой, в походных условиях, была о близком, понятном, о том, что поэту и его спутникам приходилось испытывать в дни войны.
Когда А. Фатьянов сочинял свои стихи, ему, наверное, виделась фронтовая земля, суровая, будничная обстановка после недавнего жестокого боя, отрешённые лица солдат, сидящих на корточках возле горящей печурки. Пройдёт немного времени, появится вездесущий старшина, бойцы задвигаются, узнав, что прибыла полевая кухня, начнут позвякивать ложками о котелки. После ужина и «боевых ста граммов» при свете коптилки, сделанной из патронной гильзы, начнёт кто-нибудь разговор по душам о доме, о семье, о родных и близких, о той, что ждёт. Поэт ничего не выдумывал, он писал о виденном и пережитом.
Именно в те дни, появились первые солдатские песни Алексея Фатьянова и Василия Соловьёва-Седого: «Я вернулся к друзьям», «Гвардейская песенка», «Южно-Уральская», «Шёл отряд сторонкой», «Ничего не говорила», «Гнётся тонкая осинка», «Звёздочка», «Шла с ученья третья рота» и другие.
Это и были те самые грозные, боевые песни, которые сопровождали наших солдат на маршах, в походах, в бою.
Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав песню А.Фатьянова «Соловьи», не влюбился бы в неё. Она звучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием.
Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.
Вот что рассказывал о рождении этой замечательной песни сам Алексей Фатьянов:
«Помню фронт… В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхаясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолётов во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей. И это вошло в песню: «Пришла и к нам на фронт весна…» Именно таким было первоначальное название песни «Соловьи».
Стихи и песни Фатьянова звучат торжественно, брызжут весельем, иронией, трогают легкой грустью, печальным раздумьем. В этом смысле особенно искренней представляется песня «Когда весна придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Построенная на глубоком подтексте, она вызывает в нас разнообразные эмоции и , прежде всего, чувство гордости за свою Родину, за свой народ, хотя речь в ней идет казалось бы об очень простом факте, об одной единственной улице, на которой родился и вырос лирический герой и которая раскрыла перед ним дорогу в трудовую жизнь.
«На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя»
И недаром песня эта с экранов кинотеатров сразу шагнула в жизнь, стала одной из самых любимых песен. Судьба ее героев типична для молодых людей тех лет. Многие, как герои этой песни, родились на маленькой улице, голубей гоняли, взрослели. Здесь, на уличном перекрестке, они встречались впервые со своей любовью, заводская проходная вывела их в люди, дала профессию, многие из них стали подлинными героями тех дней.
Много прекрасных песен, созданных в творческом содружестве с Соловьевым - Седым, Борисом Мокроусовым, Никитой Богословским и другими композиторами, подарил людям Алексей Иванович. Многие из них широко известны и любимы по- настоящему. Всего на его стихи написано около двухсот песен. Фатьяновскими песнями музыкально оформлен целый ряд кинофильмов послевоенных лет. Это и «Небесный тихоход», и «Большая жизнь», и «Без вести пропавший», и «Весна на Заречной Улице», и «Дом, в котором я живу», и «Солдат Иван Бровкин» и др. В 1953 году на экран вышел фильм «Свадьба с приданым». По нынешним меркам это мюзикл. А прежде фильма был спектакль. Шли репетиции, артист, игравший простоватого гражданина Курочкина, горделиво прохаживался по сцене и напевал: «Давай, товарищ, закурим по одной», что никак не вязалось с мирным фильмом. Композитор Борис Мокроусов пригласил на репетицию своего друга, Алексея. А на следующий день он пришел с готовой песней и спел песню, которая сразу же понравилась всем.
Лучшие из стихов Фатьянова и без музыки хороши, а с музыкой – тем более. Их можно читать и перечитывать вслух и про себя , читать с листа и на память. Их можно и петь – одному и в хоре, за дружеским столом и со сцены, петь, как душа просит и как память подсказывает.
Еще молодым он испытал счастье слышать песни на свои стихи не только по радио или с эстрады, но и в окружающей жизни, и понимать, что его песни знают буквально все и почти все любят.
И в то же время ему пришлось пережить чувство глубокого неудовлетворения, порой – обиды. При жизни у него не вышло в Москве ни одной книги. Не было настоящих рецензий, однако было немало мимоходных, но весьма ощутимых уколов.
Но вот прошло время, и стало совершенно очевидно, что песни его не забыты, а прочно укрепились в сознании народа.
О чем бы ни писал поэт,
главная его тема — тема Родины.
Его песни несут в себе огромный
заряд большой
« Если б я родился не в России,
Чтобы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелегкий я осилил?
Алексей Фатьянов - большой поэт, наделенный бесценным и редким, именно песенным талантом… Его песни- это гордость нашего поэтического поколения, наше волнение, выражение нашей любви к Родине, к России, к жизни», - так писал о нем в своих воспоминаниях Михаил Луконин.
Малая родина А. Фатьянова — владимирская земля. Вязники манили поэта:
Мой край любимый, к тебе с поклоном
Пришел я после стольких лет!
Если внимательно прочитать его произведения, можно убедиться — почти все они навеяны родными вязниковскими местами. Часть их прямо относится к Вязникам. Вот приземистый, из кондового леса рубленый, весь в глубоких трещинах по торцам, в три окошка старый дом. Он всему городу известен тем, что однажды поэт подслушал:
«По мосткам тесовым» — это уже признаки былого Малого Петрина, что спасалось от грязи деревянным настилом вдоль домов. И тут уж, конечно, «в садах, не смолкая, соревнуются соловьи». Их вдохновенные трели неразлучны с поэзией Фатьянова».
В 1959 году поэта не стало. Он был совсем молодым – 40 лет. Еще многое смог бы сделать для нашей литературы, для своего народа этот замечательный поэт.
Остались стихи и песни. Они живут. Время не властно над ними. Если какие-то песни миллионы людей поют десятилетиями и в печали, и в радости, то они уже считают их народными. И правда, трудно представить, что когда-то один человек написал про соловьев на войне, и про свечи огарочек, и что майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. Кажется, эти строки были всегда. Как и эти: «В тумане скрылась милая Одесса», «Если б гармошка умела все говорить, не тая», «Когда весна придет, не знаю». Фатьянов видел основную причину популярности своих произведений в их народности. Он писал: «Народными становятся прежде всего песни, «угадавшие» душу и сердце народа, выразившие его мысли и чаяния, написанные благородным и чистым языком, на котором разговаривает народ в данное время. Создание песни требует от поэта и композитора глубокого знания своего искусства, настоящего мастерства». Творчество А. И. Фатьянова — живое воплощение глубокого искусства и настоящего мастерства. Не случайно Ярослав Смеляков назвал его «запевалой и мастеровым» русской песни.При жизни А. Фатьянова вышел только один сборник его стихов. Но песни его - пела вся страна. Поет и сегодня.