Архетипы коллективного бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Его работы по психологии, по анализу современной культуры, места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас его считают неким духовным пророком.

Вложенные файлы: 1 файл

Архетипы коллективного бессознательного К-Г Юнга.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 2. Архетипы и их значение  для творчества.

2.1. Понятие «архетипа»  и его сущность.

  Выражение» архетип» встречается уже у Филона Александрийского и Иринея по отношению к образу Божьему в человеке. Архетип (от греческого arhetypon, arhe – начало и typoc - образ) – ключевое понятие аналитической психологии Юнга. Вводя понятие архетип Юнг явно отдает дань своим гуманитарным пристрастиям, а также склонности во всем усматривать многозначительные символические ассоциации, особенно в сказках, мифах, религиозных текстах. Содержаниями личного бессознательного являются главным образом чувственные комплексы, которые составляют интимность душевной жизни. Содержания же коллективного бессознательного составляют архетипы. «Это название точное и полезное, т.к. оно показывает, что при коллективных бессознательных речь идет об архаических или первоначальных образ, т.е. о всеобщих образах, существующих с древнейших времен… Что понимается под архетипом достаточно ясно высказано при изложении его в связи с мифом, религиозным учением и сказкой… Мифы в первую являются психическими манифестациями, в которых выступает сущность души, которая прежде не признавалась».7

   В психике человека коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде символических форм или идей, носящих схематический характер. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными воплотиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень.

   Архетип сам по себе не входит в сознание, он не дан в чувственном опыте. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. В сознание входят «архетипические образы», уже подвергнутые сознательной переработке. Архетипы направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетип проявляется в виде огромного количества коллективных образов и символов, которые представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода модель, позволяющую объяснить наличный опыт.

   Архетипы настолько близки к инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного» поведения. Являясь регуляторам психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное их отца и повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – в формах без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

   По мнению Юнга, активизация архетипов происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом, конкретная форма архетипа реализуется символическим путем, через архетипический образ в психике индивида.

   Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны (Jung, 1943). Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы пли видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка — единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же ид протя-жении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.

   Как рождается архетип? Это — постоянный «осадок» переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона па другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.

   Аналогично, люди на протяжении своей жизни подвергались воздействию многочисленных сил природы — землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров и т. д. Из этих переживаний возник архетип энергии, предрасположенность ощущать энергию, попадать под ее власть, желание создавать и контролировать энергию. Детское восхищение хлопушками, юношеское увлечение автогонками, навязчивый интерес взрослых к атомной энергии сходятся в архетипе энергии. Этот архетип управляет людьми, подвигая к открытию новых видов энергии. Наш атомный век выражает господство архетипа энергии. Таким образом, архетипы функционируют как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении продуцировать повторение одних и тех же переживаний. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих матери укоренено в архетипических праформах «Великой Матери» и «Великого Отца».

 

2.2. Виды архетипов  и их источники .

  Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

   В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог — это страх Божеский, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Это архетип, он всегда дан только через символы, таким символом Бога является для христиан Иисус Христос, для мусульман — Мохаммед и т.д.

   В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительнее сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Напримep, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.  

   Некоторые наиболее важные архетипы.

  Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченнымм. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

   Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») — это публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона — это маска, которую надевает человек в ответ на требования социальных условностей и традиций, и в ответ на внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность и она часто — хотя и не всегда — скрывает истинную природу человека. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Персона — это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.

   Если, как это часто случается, эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества — вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.

   Ядро, из которого развивается персона,— архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)

    Тень - это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.

    Архетип тени ответствен и за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут либо укрываться от публичного позора за персоной, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, пронизывает частные аспекты эго и значительную часть личного бессознательного.

    Тень с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более объемное, трехмерное существование.

    Обычно Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает, что устранить ее невозможно. Просто подавить ее не удается. Чтобы устранить невроз, страдание, связанное с Тенью, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней. Обнаружение и признание собственной Тени позволяет прекратить ее проецирование на других - приписывание им собственных негативных качеств. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой Анима и Анимус.

   Широко признано, что человек в сущности — животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность — лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.

    Фемининную сторону мужской личности и маскулинную сторону женской Юнг приписывает архетипам. Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине — анимус (Jung, 1945 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских расовых переживаний, связанных с женщинами, и женских, связанных с мужскими. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулинизированной.

   Анима и Анимус - архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина - Анимой. Анима — природный женский архетип, это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Анима получает персонификацию в принципе Эроса и символически представлена галереей женских фигур от святой до проститутки. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Однако, хорошо гармонично развитая, Анима в мужчине позволяет ему успешно соотноситься с глубинными слоями собственной психики.

    Анимус - это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персонифицируется в Логосе, это способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти. В то же время, хорошо развитый, Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.

    Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей Анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего Анимуса. Но Анима и Анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается идентифицировать свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое неидентичны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.

   Архетипы, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политики и других видах теоретической и практической деятельности людей.

Информация о работе Архетипы коллективного бессознательного