Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:37, доклад
Краткое описание
Архитектура, или зодчество — искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро—интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.
Содержание
Введение Республиканский период Имперский период Заключение Список литературы
В эпоху республики,
особенно в V—II вв. до н. э , храм —основной
тип общественного здания. Он сложился
постепенно в результате скрещивания
преобладающих местных италийско-этрусских
традиций с греческими, приспособленными
к местным условиям. Строились круглые
и четырехугольные псевдопериптеры с
входом лишь с главного фасада. Круглый
храм — моноптер состоял из цилиндрической
основы, окружённой колоннадой. Вход был
по этрусскому обычаю с одной, торцевой,
стороны.
Круглый храм Сивиллы
(или Весты) в Тиволи (I в. до н. э. ), под Римом,
окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен
рельефами с изображением традиционного
римского мотива —бычьих черепов, “букраниев”,
с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это
был символ жертвоприношения и памяти.
Ордер в таких храмах отличался жёсткостью
рисунка и суховатостью: колонны утратили
присущую им в Греции пластичность. Греческий
круглый периптер обычно имел ступенчатое
основание и был рассчитан на круговое
обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как
и этрусские храмы, сочетает фронтальную
строго симметричную продольную осевую
композицию и круглую. Ось храма подчеркнута
парадным входом с расположенными перед
ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное,
со сводчатыми пролетами основание храма
в Тиволи создает переход от каменного
обрыва скалы, которую он живописно завершает,
к изящной круглой ротонде коринфского
ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый
на высокое основание, гармоничный по
пропорциям, со стройной и строгой колоннадой,
наполненной светом, храм доминирует в
пейзаже. Его спокойные гармоничные формы
контрастируют с бурным каскадом водопада.
Прямоугольные римские
храмы также отличались от ордерных греческих,
как показывает хорошо сохранившийсяхрам
Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме
(I в. до н. э) —уникальный образец раннего
завершенного римского храма типа псевдопериптера
с замкнутой фронтальной осевой композицией.
Греческий периптер в ней расчленен на
открытый со всех сторон глубокий передний
портик и целлу, окруженную полуколоннами,
сливающимися со стеной. Акцентируя главный
фасад портиком со свободно стоящими колоннами
и парадной лестницей входа, архитектор
объединил его с замкнутой целлой ионическим
ордером. У него тоже вход лишь с одной
стороны, ионические колонны завершаются
капителями скромного рисунка. Фронтон
совершенно “негреческий”, без скульптур
внутри его тимпана и с богатыми, строго
вычерченными профилями.
Великолепны римские
мосты I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо
его практических достоинств (он простоял
более двух тысяч лет отличается выразительностью
образа. Мост зрительно как бы опирается
на воду полукружиями арок, опоры между
которыми для облегчения веса прорезаны
высокими и узкими проёмами. На арках сверху
лежит карниз, придающий мосту особую
законченность. Мост словно шагает от
берега к берегу непрерывно идущими арками:
он динамичен и одновременно устойчив.
Своеобразие римской
архитектуры сказалось в создании нового
типа частного жилого дома богатых землевладельцев,
торговцев, ремесленников. Римские особняки
— это большей частью одноэтажные дома,
в которых уютность семейного быта сочеталась
с приспособленностью к деловой жизни.
Частично внешний вид
римского города можно представить на
примере Помпеи —италийского города,
который вместе с городами Геркуланум
и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате
извержения вулкана Везувий. Погребённый
под пеплом город случайно обнаружили
при строительстве водопровода в XVII в.
С 1748 г. до наших дней продолжаются его
раскопки. Город имел регулярную планировку.
Прямые улицы обрамлялись фасадами домов,
внизу которых были устроены лавки - таберны.
Обширный форум был обнесён прекрасной
двухэтажной колоннадой. Там находились
святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера,
большой амфитеатр, построенный, как и
у греков, в природном углублении. Рассчитанный
на двадцать тысяч зрителей, он значительно
превосходил потребности жителей города
и предназначался также для приезжих (население
Помпеи сооставляло не более десяти тысяч
человек). В городе было два театра.
Замечательны помпейские
дома — “домусы”. Это были прямоугольные
сооружения, которые тянулись вдоль двора,
а на улицу выходили глухими торцевыми
стенами. Главным помещением былатриум
(от лат. atrium —“закопчённый”, “чёрный”,
т. е. помещение, почерневшее от копоти),
который выполнял священную функцию. Рим
при основании имел в самом центре культовую
яму —“мундус”, куда все жители бросали
плоды и горсть земли со своей старой родины.
Открывалась она лишь один раз в году —
в день Подземной богини или не открывалась
совсем. Каждый дом повторял эту модель:
в атриуме часто было отверстие в центре
крыши— комплювий. Под ним находился бассейн
для сбора воды, родственный мундусу, —
имплювий. В целом атриум выполнял функцию
“мирового столпа”, связывавшего каждый
римский дом с небесами и подземным миром.
Не случайно в атриуме стояли все самые
важные вещи: тяжелый сундук с семейными
ценностями, стол типа жертвенника и шкаф
для хранения восковых масок предков и
изображений добрых духов-покровителей—
ларов и пенатов. В глазах римлян, подобно
этрускам, дом обладал своим сакральным
пространством, родственным космосу. Хорошим
примером этрусского жилища является
дом Альбуция Цельса, у которого отверстие
в крыше поддерживают четыре коринфские
колонны. Но по происхождению Помпеи были
городом греческим. Тот же помпейский
дом был одновременно проникнут и эллинским
духом... Ни в чем так ярко он не проявляется,
как в чудных перестильных двориках –
небольших кусочках природы, заключенных
внутри самих домов и представляющих как
бы небольшие садики или цветники с фонтанами
и нимфеями, мраморными рельефами и бронзовыми
статуэтками богов, свежим, чистым воздухом
и прохладной тенью от цветущих деревьев
и кустов.
Внутри дома были расписаны.
Прекрасно сохранившиеся фрески показывают,
какой была обычная жизненная среда римлянина.
Ранние дома ( II— конец I в. до н. э. )
расписывали в так называемом первом помпейском
стиле. Стены домов были расчерчены геометрическим
орнаментом, который напоминал обкладку
стен полудрагоценными камнями. Затем
этот “инкрустационный” стиль сменился
“архитектурным”, иливторым помпейским.
Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера
второго помпейского стиля превращали
интерьер в подобие городского пейзажа.
Во всю высоту стен шли изображения колоннад,
всевозможных портиков, фасадов зданий.
Контрастом одноэтажным домам патрициата
с их роскошью и комфортом были многоэтажные
доходные дома, сдававшиеся в наем, — в
них обитал римский народ, плебеи. При
всех достижениях римской архитектуре
свойственны черты ограниченности. Тенденция
возвеличивать власть императоров, устремленность
к масштабным преувеличениям, внешним
эффектам лишь свидетельствует о кризисе
Римской республики. После разгрома многочисленных
восстаний и завершения гражданских войн
начался период стабилизации, но уже в
условиях жесткой диктатуры империи.
Имперский период.
В конце I в. до н. э.
Римское государство из аристократической
республики превратилось в империю. Первым
правителем, открывшим путь к единовластию,
был внучатый племянник Цезаря Октавиан,
прозванный Августом (Блаженным). Цезарь
усыновил его незадолго до своей гибели.
Когда же Октавиана провозгласили императором
(27 г. до н. э. ), это означало, что ему вручают
высшую военную власть. Официально он
всё ещё считался одним из сенаторов, хотя
и “первым среди равных” — принцепсом.
Время правления Октавиана называется
принципатом Августа. С тех пор римское
искусство начало ориентироваться на
идеалы, которые насаждали правители.
До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев—Клавдиев
и Флавиев. Так называемый “римский мир”
— время затишья в классовой борьбе, наступившее
в начале правления Августа, — стимулировал
высокий расцвет искусства, рост строительства.
Античные историки характеризуют период
правления Августа ( 27 г. До н. э. —14
г. н. э.) как “золотой век” Римского государства.
С ним связаны прославленные имена архитектора
Вептрувпя, историка Тита Ливия, поэтов
Вергилия, Овидия и Горация.
Официальным направлением
в искусстве стал “августовский классицизм”,
оказавший огромное влияние на последующее
развитие западно - европейского искусства.
Римские художники ориентировались на
великих мастеров Греции времен Фидия,
но естественность греческой классики
сменилось рассудочностью, сдержанностью.
Рим приобрел совершенно новый облик,
соответствующий престижу мировой столицы.
Выросло количество общественных зданий,
строились форумы, мосты, акведуки,
обогатилось архитектурное
убранство. По словам историка Светония,
Август так Рим “украсил, что по справедливости
мог хвастаться, что принял его кирпичным,
оставляет его мраморным”. Город поражал
современников необозримостью площади
— ни с одной стороны он не имел четких
границ. Его предместья терялись в роскошных
виллах Кампаньи. Великолепные здания,
колошше портики, сводчатые и украшенные
фронтонами крыши, богато декорированные
бассейны и фонтаны чередовались с зеленью
рощ и аллей.
При Августе был создан
Алтарь Мира — памятник воссоединения
сторонников нового режима и потерпевших
поражение республиканцев. Алтарь представлял
собой самостоятельное здание без крыши,
ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду
рельефы были разделены на два яруса фризом
с меандровым орнаментом (ленточный орнамент,
как правило, изломанная под прямым углом
линия). Нижний изображал застилающие
всё поле стебли, листья и завитки Древа
Жизни с птичками и разной живностью на
нём; верхний представлял торжественное
шествие, включавшее членов императорского
дома. Царит греческая изокефалия (головы
изображённых находятся на одном уровне),
однако в группу вторгаются оживляющие
ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные
персонажи изображены оборачивающимися,
они как бы обращаются к зрителю (что было
неприемлемо для классического греческого
памятника).
Золотой век Августа
не мог просто так уйти в небытие – ведь
вокруг него создавался ореол бессмертия.
И Рим начинает строить себе памятники.
Себе и своему семейству Август соорудил
на марсовом поле величественныймавзолей,
около 90 метров в диаметре, состоявший
из двух мощных концентрических стен и
насыпного холма с вечнозелеными деревьями.
Возможно холм венчался статуей правителя.
Представление о стиле
культовой августовской архитектуры дает
храм в Ниме (нач. I в. н. э. Южная Франция),
принадлежащий к типу псевдопериптера,
в котором акцентировалось внутреннее
пространство. Классические формы коринфского
ордера строго соблюдены, пропорции стройны,
по сравнению с республиканскими храмами
появилось тяготение к изяществу, нарядности.
Храм выстроен из розового известняка,
имеет шестиколонный портик. В композиции
целого проступают волевое напряжение
и рассудочная ясность, придающие зданию
оттенок официальности. Торжественность
усиливается и тем, что храм поднят на
высокий подиум (основание).
Наряду с господствующим
классическим течением продолжала развиваться
архитектура, имевшая чисто практическое
значение, например, инженерные постройки.
Мудрая простота замысла, умение достигнуть
художественного результата немногими,
но выразительными средствами отличают
грандиозный по высотеГардский мост в
Ниме (Южная Франция), являющийся частью
акведука, снабжающего водой город Немуз.
Мост представляет собой многоярусную
крупнопролетную аркаду над долиной реки
Гар. Почти равные по высоте крупные пролеты
арок двух нижних ярусов завершаются низкой
аркадой. Горизонтальность и масштабность
сооружения и вместе с тем его легкость
подчеркнуты динамикой ритма нарастающих
различного размера арочных пролетов
средней аркады, которая получила значение
композиционного центра. Гардский мост
— символ инженерного искуссва Рима.
Уже при первых приемниках
Августа начинает исчезать мнимая идеальность
золотого века. Новой вехой в искусстве
стало правление Нерона, одного из самых
безумных деспотов на римском троне.
Император Нерон решил
придать Риму новый облик. Он смотрел на
Рим, как на свое личное владение, в котором
центром должен был стать его дом. По указу
императора были тайно сожжены несколько
городских кварталов, на месте которых
император воздвиг его - знаменитыйЗолотой
дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно.
Древние авторы, сильно преувеличивая,
писали, что здесь расстилались безбрежные
сады и поля и всё было необыкновенное
и огромное. Сохранилось несколько залов.
Некоторые из них имеют необычную форму
(например, восьмиугольную). Стены, арочные
ниши, сводчатые перекрытия возведены
настолько смело и красиво, что дом, лишённый
всяких украшений, поражает своей оригинальной
конструкцией. Украшали здание фрески
третьего помпейского стиля, ешё более
изящные и тонкие, чем прежде. На светлом
фоне золотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным
были разграничены тонкие рамки, между
которыми на хрупких гирляндах свисали
золотые сосуды. На стенах в рамках помешались
отдельные картинки, сверху шли небольшие
фризы с фантастическими изображениями
морских кентавров, птичек, масок.
Высокий расцвет переживали
провинции. Римская империя превратилась
в империю рабовладельцев Средиземноморья.
Сам Рим приобрел облик мировой державы.
Конец I и нач. II в. н. э. (период правления
Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных
архитектурных комплексов, сооружений
большого пространственного размаха.
Рядом с древним республиканским
форумом были возведены предназначенные
для торжественных церемоний форумы императоров
(Форум Траяна и др. ), стремившихся увековечить
себя пышными сооружениями. Строились
многоэтажные дома — они определили облик
Рима и других городов империи. До сих
пор поражают своим суровым величием развалины
гигантских дворцов цезарей на Палатине
( I в. н. э. ).
Воплощением мощи и
исторической значительности императорского
Рима были триумфальные сооружения, прославляющие
военные победы Рима. Триумфальные арки
и колонны возводились не только в Италии,
но и в провинциях во славу Рима. Римские
сооружения были там активными проводниками
римской культуры, идеологии.
Арки сооружали по
разным поводам — и в честь побед, и как
знак освящения новых городов. Однако
их первичный смысл связан с триумфом
— торжественным шествием в честь победы
над врагом. Проходя через арку, император
возвращался в родной город уже в новом
качестве. Арка была границей своего и
чужого мира.
У входа на римский
Форум в память победы римлян в Иудейской
войне была воздвигнута мраморнаяТриумфальная
арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшего восстание
в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим
и исполненным благородства императором,
правил сравнительно недолго (79—81 гг.
). Арку воздвигли в честь правителя в 81
г. , уже после его смерти. Совершенная
по форме, сверкающая белизной однопролетная
арка (15, 4 м высоты, 5, 33 м ширины) служила
основанием скульптурной группы императора
на колеснице. Расчленение каменного массива
классическим ордером придало соразмерность
и ясность формам. По сторонам проёма арки
Тита стоят по две коринфские колонны.
Украшает арку высокая надстройка - аттик,
с посвящением Титу “От сената и народа
римского”. Выступающий антаблемент и
аттик над ним, контрасты света и тени
усиливают пластическую и живописную
выразительность форм. Среднюю часть арки
над архивольтом замыкают две летящие
фигуры богини победы—Виктории, исполненные
в невысоком рельефе. Они как бы венчают
победителя. Пространство арочного пролета
расширяется кассетами свода (небольшие
углубления на поверхности потолка или
свода, имеющие чаще всего квадратную
форму) и настенными живописно трактованными
рельефными композициями, изображающими
торжественное шествие триумфатора и
легионеров с трофеями, захваченными в
храмах Иерусалима. Построение высокого
рельефа, его светотеневые эффекты усиливают
ощущение глубины пролета арки. Бурные
движения легионеров точно вырываются
из плоскости рельефа в реальное пространство.
Пафос их жестов как бы вторит триумфальной
теме архитектуры. Раскраска и позолота
усиливают живописность и жизненность
сцены. Изображённые внутри арки сцены
соответствуют моменту прохождения через
неё, таким образом зритель невольно приобщается
к действию, как бы становится участником
сцены. Наверху статуя императора на колеснице,
запряжённой четвёркой лошадей.