Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Содержание

Введение
1.Строительство и архитектура Древнего Египта
2.Особенности изобразительного искусства
Тест
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Древнее государство  в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной  Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4-начало 3 вв. до н. э.), до 341 до н. э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий. Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

Основные принципы древне-египетского  искусства начали складываться в  период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

Большое развитие получил  скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили  вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.

 

 

1.Строительство и архитектура Древнего Египта. Пирамиды – важнейший элемент архитектуры. Пирамиды Хеопса, Хефреня и Микерина – наиболее известные пирамиды, сохранившиеся до настоящего времени. Назначение сфинксов – статуй фантастических существ с телом льва и головой человека или животного

Единственным из «Семи  чудес света», дошедшим до наших дней, являются египетские пирамиды. Древняя египетская архитектура даже в наши дни поражает мощью своих громадных каменных сооружений. Среди огромных колонн древних храмов, вздымающихся к небу и стоящих часто, как деревья в лесу, можно заблудиться. У входа в эти храмы, как грозная стража, стоят огромные статуи фараонов, лежат каменные сфинксы. Сфинкс — в Древнем Египте — воплощение царской власти, статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или священного животного.

Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились  первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV тысячелетия до н. э. правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, — южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

Дед и отец Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и величественные гробницы — пирамиды, которые должны были увековечить имена грозных правителей. Их рабы воздвигали плотины, прорывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для орошения полей. Благодаря этому с полей Египта снимались высокие урожаи, что приносило фараонам новые и новые доходы. [2, c.109]

Хеопс же думал только о том, чтобы  прославить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем,— это гостиницы. Подлинное жилище человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице». И Хеопс решил сократить по возможности государственные расходы, а большую часть своих доходов тратить на создание гробницы, которая будет выше и величественнее всех прежних царских гробниц.

Чужеземных рабов не хватало, и  к работам стали привлекать земледельцев — египтян. Фараон велел выбирать для работы самых крепких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кормили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на смену им гнали все новых и новых…

Первые десять лет ушли на подготовительные работы. Прокладывали удобный путь к месту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира — Гиза), рыли подземные тайники и закладывали фундамент. А в каменоломнях, примерно в 600 милях к востоку от Нила, скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом  2,5 тонн каждая были гладко  обтесаны медными орудиями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу. Высота пирамиды была 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно достигала высоты современного сорокаэтажного дома. Сторона основания пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем 9 футбольных полей. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10х5х5 м.), в которой был установлен царский гроб — саркофаг. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, но предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, истощавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили  все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую мумию погребальными пеленами. Египтяне верили, что возможно воскрешение мертвых. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. Владельцы богатых поместий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков  и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и плакальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего быков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности  которого нам неизвестны, мумия была выброшена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось со временем. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.

В 1953 г. два египетских археолога  откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длиной с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое царство мертвых.

На следующий год другой египетский археолог разыскал в песках новую  пирамиду — фараона Хесемхета, жившего  за сто лет до Хеопса. Пирамида, к  счастью, была нетронута! Ни один грабитель  в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.

Древние египтяне верили в загробную  жизнь. Жрецы внушали народу, что  и после смерти фараон останется  властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская религия учила, что бедняки и рабы не имеют никакой надежды на счастливую жизнь даже в загробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же как и при жизни. В загробном мире, по представлению египтян, существует такое же неравенство, как и на земле: одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством. [4, c.126]

Пирамиды имеют геометрическую форму и напоминают гигантские кристаллы.

Самая высокая из них - пирамида фараона  Хуфу, более известная, как пирамида Хеопса, как называли его греки. Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. Площадь пирамиды Хеопса составляет около пятидесяти пяти тысяч квадратных метров. Ее высота - 146,6 метра. Длина каждой из четырех наклонных сторон - около двухсот тридцати пяти метров. Пирамида Хеопса сложена из 2 млн. 300 тысяч известняковых блоков, каждый из которых весит 2,5 тонны. Блоки очень плотно примыкают друг к другу. Поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами. Согласно описанию греческого историка Геродота в строительстве пирамиды участвовало более 100 000 человек. Пирамиду Хеопса возводили двадцать лет, и еще десять лет ушло на строительство дороги для перевозки известняка из каменоломни на востоке от Нила. Пирамида прекрасно сохранилась до наших дней, но стала ниже на 9 метров из-за несколько поврежденной вершины. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру размером 10х5х5 метров. В камере был установлен саркофаг, не сохранившийся до наших дней. Археологи предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в усыпальницу царицы.

Две другие египетские пирамиды фараонов: Хафра (Хефрена)и Менкаура (Микерина) имеют конструкцию, аналогичную пирамиде Хеопса. Пирамиды имеют правильную геометрическую форму . В их основании лежит квадрат. Поскольку первой была построена пирамида Хеопса, она и определила пропорции всех пирамид Гизе вместе с заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Пирамиды Египта ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Пропорции египетских пирамид, основанные на "золотом сечении", определяли их главные размеры, в том числе и углыв наклона сторон. В группу гробниц входили заупокойные храмы.

Общую планировку египетских пирамид отличала строгость и  четкость форм. В оформлении внутреннего  пространства залов в качестве опор использовались свободно стоящие столбы. Пол пирамиды Хефрена, покрытый белыми известняковыми плитами, хорошо сочетался с розовыми гранитными столбами-четырехгранниками и темно-зелеными статуями фараона, расположившимися вдоль стен. В композицию группы египетских пирамид хорошо вписывался огромный сфинкс фараона Хефрена, возведенный возле его храма. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов Египта. Поздние правители уже не возводили таких масштабных сооружений.

Пирамида Микерина осталась незаконченной и достраивалась  его сыном, Шепсескафом, но уже не из камня, а из кирпича.

Сфинкс — величайшая загадка древности. До сих пор достоверно неизвестно кто, зачем и когда воздвиг это грандиозное сооружение. Размеры Большого Сфинкса Гизы поражают воображение — его высота более 20 метров, ширина 11,5 метров, а длина 72 метра. Этот величественный монумент таит в себе многие тайны и загадки, на протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем тайн далекого прошлого.

Одна из легенд повествует, что этот огромный хищник днем и ночью охраняет покой пирамид, и с помощью «третьего глаза» следит за обращением планет, Сириусом и восходом Солнца, питаясь космической силой. В обмен на это ему следовало приносить жертвы. Другая легенда гласит, что гигантская статуя таинственного зверя охраняет «эликсир бессмертия». Согласно легендам, основоположник эзотерических знаний Гермес Трисмегист, владел секретами изготовления «философского камня», с помощью которого металл можно было обратить в золото. Также, «философский камень» являлся основой для создания «эликсира бессмертия». По приданиям Трисмегист был сыном Египетского бога по имени Тот, который построил на берегу Нила первую пирамиду и возвел Сфинкса рядом с комплексом пирамид в Гизе, призванного охранять рецепт «эликсира бессмертия», который был спрятан в его недрах. [5, c.105]

Информация о работе Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта