Архитектурный
ансамбль Богучарово
Усадьба
– создание особого мира. Это
некоторое «островное» положение
пейзажа. Это и некоторая обособленность
от внешнего мира довольно
условными границами в виде
естественных препятствий – водных
преград (речек, прудов), оврагов
лесов, а также искусственных
рвов, въездных башенок, обелисков
и т.п.
Архитектурный
комплекс усадьбы «Богучарово»
великолепно вписался в природный
ландшафт и дополнен искусственно
созданным парковым ансамблем.
Усадьба
«Богучарово» представляет собой
один из ярчайших примеров
отражения культуры российской
провинции, как выражение передовых
художественных вкусов своего
времени и идейных устремлений
общества, как проявление выраженного
личностного начала, в том числе
роли владельцев (на каждом временном
этапе) усадьбы в формировании
своеобразной культуры.
Сохранившиеся
архитектурные сооружения усадьбы
– реальные памятники усадебного
строительства.
Необычайно
интересны некоторые исторические
сведения о местности усадьбы.
Первопоселенцами этих земель
были финно-угорские племена.
О том, что это были финны,
говорят как некоторые географические
названия, так и, особенно, памятники
финского религиозного культа, так
называемые камни-мегалиты.
Из географических
названий этой местности невольно
обращают на себя внимание
такие, как название оврага
«Савра» на востоке и название
речки Селюма на севере от
Богучарова. «Савра» - несомненно, не
славянское, а «селюма» - финское
и значит «круглая поляна».
Но лучшими
показаниями первопоселенцев данной
местности, финнов, являются остатки-памятники
финского религиозного культа, это
камни-мегалиты, найденные в наших
краях.
«Конь-камень»
находится между селами Богучарово
на юге, Слободка на севере
и Хомяково на северо-востоке.
Первоначально он находился в
овраге, впадающем в р. Нюховку,
потом сместился на левый берег
этой речки. По имени этого
камня и сам овраг, где он
находился (да и сейчас находится),
называется «Конек». «Конь-камень»
сейчас не виден по причине
болотистой местности, он ушел
глубоко в почву.
Столь
же интересен и другой мегалит,
существующий под другим именем
– «Свинья-камень». Он находился
на западе от Богучарова и
на юге от Малахова, на правом
берегу р. Нюховки, впадающей
в р. Волоть, близ оврага Губы.
Камень это был громадный: по
природе своей – это жерновой
песчаник, по внешнему очертанию,
сверху, он представлял большое
сходство с туловищем свиньи.
Таким
образом, описанные памятники
финского культа являются доказательством
присутствия на богучаровских
землях финно-угорских племен
и пережитками отдаленного прошлого
и постепенно стираются с лица
земли в христианскую эпоху.
Первое
упоминание о местечке Богучарове
встречается в «Отказной книге»
1644 года, в которой «пустошь Татаринова
Богучарова тож» по «Государеве
Цареве и Великого Князя Михайло
Федоровича и Всея Руси грамоте:
… отказал Демиду Олександру
сыну Хомякову». После пожалования
Хомяковым Богучарова следующее
упоминание этого места встречается
в 1763 году, когда Тульская провинциальная
канцелярия, отвечая на запрос
Академии Наук, сообщает, что «…в
пятнадцати верстах в деревне
Волоти через речку Волоти
мост, за которой в левую сторону
верстах в трех село Богучарово,
где церковь». К этому времени
в селе уже существовал господский
дом и каменная церковь во
имя Сретения Господня. В конце
18 века строится новый господский
двухэтажный (цокольный этаж –
каменный, верхний – деревянный)
дом и вблизи от него разбивается
регулярный липовый парк.
В 19 столетии
храм обветшал, и вместо него
на том же месте в 1840 году
построен новый, каменный по
проекту А.С. Хомякова и крепостного
архитектора Сергея Александрова
на средства Марьи Алексеевны
Хомяковой, урожденной Киреевской.
По 1815 год
Хомяковы жили в Москве, а на
лето выезжали в Богучарово. Так
что уже детские годы будущего
писателя тесно связаны с Тульским
краем.
Период
с 1832 по 1860гг. связан с пребыванием
Алексея Степановича в Богучарове
в летнее время (на зиму уезжал
в Москву), пишутся исторические
и философские сочинения, публицистические
статьи, стихотворения.
После
его кончины в 1860 году усадьба
переходит его старшему сыну
Дмитрию, который владел ею
до 1917 года. При последнем владельце
в усадьбе разворачиваются большие
строительные работы: пристраиваются
два флигеля к господскому
дому, заново строится телятник,
обновляются и расширяются парники
и оранжерея.
В ансамбль
усадьбы «Богучарово» 18-19 вв. входят:
1. Господский
дом с флигелями 18 век;
2. Храм
во имя Сретения Господня 1836 г.;
3. Колокольня
Сретенского храма 1894г.;
4. Дом управляющего
усадьбы «Богучарово» 19 век;
5. Помещение
для жеребят 19век;
6. Парк
усадьбы Хомяковых 18-19вв.
7. Система
прудов 18-19вв.
Храм во
имя Сретения Господня (1840). Был
построен на закате русского
классицизма, со всеми присущими
ему чертами.
Колокольня
Сретенской церкви решена в
виде 4-хгранного высокого объема
с 4-мя проемами наверху и
с пирамидальным завершением
на 4 ската.
Господский
дом, П-образный в плане, расположен
в центре усадьбы, ориентирован
строго по сторонам света. Главный
фасад, к входам которого подходит
главная аллея, вытянут почти
на 80м. Так он выглядит за
счет пристроенных флигелей, соединенных
с основным объемом переходами.
Первоначально здание имело форму
вытянутого прямоугольника.
Несмотря
на неоднократные переделки (перепланировки)
дома, в основном на установку
дополнительных перегородок, и
некоторые утраты в убранстве
фасадов, господский дом представляет
и сегодня значительный интерес
и заслуживает тщательного обследования
и изучения.
Цокольный
этаж – каменный, основной –
деревянный. Фасады оштукатурены. На
западном фасаде центральное
окно отмечено треугольным фронтоном,
два соседних окна – пальметтами.
Окна равномерно прорезают фасад
и немного утоплены в плоскости
стен. Пространство между оконными
проемами отмечено плоскими пилястрами
- гладкими на западном, северном
и южном фасадах, и каннелированные
на восточном (парковом) фасаде. Кроме
того, окна паркового фасада отмечены
треугольными профилированными
фронтонами и лепными розетками,
центральные окна – пальметтами.
Все здание опоясывает широкий
фриз с лепными украшениями
из триглифов и профилированный
карниз с большим выносом. На
восточном фасаде очень красива
просторная терраса с лестницей,
ведущей в парк. В плане дом
разделен на две половины, где
вдоль паркового фасада анфиладою
расположены 6 парадных комнат, с
противоположной стороны – 4 изолированные
комнаты, выходящие в коридор,
предназначавшиеся для жилья.
В одном из прежних залов,
разделенным теперь перегородками
на малые помещения, привлекает
красивый лепной карниз с необычно
большим выносом. Также интересна
«Каминная» комната с хорошо
сохранившимся богатым лепным
декором потолка, в торцах помещения
расположены два камина, за что
комната и получила свое название.
Сохранилось
описание дома начала 20 века: «В
этом старинном доме Хомяковых
еще много сохранилось от той
обстановки, которая окружала Алексея
Степановича. Обширное помещение,
состоящее из 4-х больших и нескольких
меньших комнат, разделенных коридором,
заставлено разнообразной мебелью
разного времени производства
и разных стилей. Стены украшены
картинами, портретами и некоторыми
произведениями скульптуры. В этом
отношении замечательна «голубая
гостиная», где по линии карниза
способом «alfresco» размещены в
длинном ряду портреты литераторов
и ученых, составлявших Московский
кружок так называемых «славянофилов».
Особенно
замечательна была наследственная
библиотека, помещавшаяся в одной
из больших комнат и двух
кабинетах и даже в коридоре
и над коридором. Здесь множество
изданий и на многих иностранных
языках, в том числе есть многотомные,
редкие и весьма ценные издания,
относящиеся к разным отраслям
наук и очень много к истории
искусства. Книги размещены большей
частью рядами на открытых
полках, в нескольких шкафах и
просто на столах и этажерках.
Это богатейшее книгохранилище
основано Степаном Александровичем
Хомяковым, отцом Алексея Степановича,
и, наследованное от его предков,
находится в постоянном пользовании
его настоящего хозяина, а поэтому
не только бережно хранится, но
и постоянно пополняется им».
В 1918 году,
по словам старожилов, из дома
вывезли 20 подвод с мебелью
и картинами, тогда же была
вывезена в Тулу вся библиотека,
насчитывающая более 8 тысяч томов.
С востока
к дому пристроена во второй
половине 19 века открытая веранда,
облицованная каменными плитами,
балюстрада выполнена из кирпича.
Цоколь основного дома 18 в. выложен
из кирпича в 10 рядов кладки
со швами - 78см., система перевязки
- верстовая готическая. Общая длина
памятника 84м., ширина – 20м.
Усадебный
парк Богучарово состоит из
двух частей: первая, относящаяся
к 18 в. – регулярная, 2-я –
пейзажная.
Регулярный
парк разбит за господским
домом и спускается к Среднему
пруду, с юга ограничен дорогой
проходящей через усадьбу. Прямоугольник
парка прорезает три липовые
аллеи, одна – параллельно
господскому дому, и две в южной
части, перпендикулярно господскому
дому, спускающиеся к Среднему
пруду. В центре парка строго
по оси господского дома, разбита
большая поляна, спускающаяся почти
к самому пруду, в центре
ее и по краям расположены
отдельно стоящие большие деревья
(дуб, липа, росли кедры, каштаны,
но не сохранились). Справа от
поляны устроен прямоугольник
«театра», обсаженный по периметру
липами. Вдоль дороги устроен
небольшой вал, обсаженный двумя
рядами липовых деревьев, эта
аллея затем идет вдоль Среднего
пруда, только в северной части
обсажена лиственницами. В регулярном
парке большинство аллей –
липовые, их ширина около 4-х
метров, кроме того, на поляне
посажены дубы и немножко лип,
строго по оси дома возле
пруда сохранилась ель. Других
пород деревьев в регулярном
парке не встречается. Общая
длина парка с запада на
восток 1500м., ширина с севера на
юг – 1500м.
Пейзажная
часть парка занимает большую
территорию, располагаясь за прудами
(Верхним, Средним, Нижним) по склонам
оврагов и полей. Пейзажный
парк за Верхним и Средним
прудами имеет строго продуманную
посадку, где группы специально
посаженных деревьев образуют
живописную композицию, рассчитанную
для восприятия с прогулочных аллей регулярного
парка. Группы деревьев образованы из
хвойных, лиственных или чаще смешанных
пород. Как правило, в центре такой группы
посажены хвойные породы: ель, лиственница.
А по краям – лиственные (в основном дуб,
липа, реже – береза, клен). На заднем плане
образованы «кулисы» из сплошной бессистемной
посадки лиственных пород (береза, клен,
дуб, липа). На переднем плане, перед темными
группами, по краю пруда для контраста
посажены березы. За Средним прудом пейзажная
часть переходит в сплошной густой березовый
лес. По краям к парку примыкают две рукотворные
березовые рощи (Южная и Северная).
Посадка
в этих рощах велась строгими
рядами. Расстояние между рядами
и деревьями в рядах составляет
4 метра. В пейзажном парке за
Средним прудом и примыкающем
к нему с востока березовом
лесу был охотничий заказник,
где специально содержались дикие
козы.
С севера
и юга к усадьбе примыкают
яблочные сады, на востоке за
Нижним прудом – поля.
Дом управляющего
усадьбы Богучарово (19в.) построен
по приказу и на средства
последнего владельца усадьбы
– действительного статского
советника Дмитрия Алексеевича
Хомякова (сведения получены от
местных жителей). Дом расположен
в центре усадьбы, около господского
дома, и представляет собой двухэтажный
прямоугольный в плане дом: 1-й
этаж – кирпичный, 2-й – деревянный,
обшит профилированными досками.
Углы второго этажа обработаны
в руст прямоугольными плашками.
4-х скатная стропильная крыша
имеет покрытие из кровельного
железа. 1-й этаж оштукатурен и
покрашен в розовый цвет, 2-й
побелен.
1-й этаж
коридором делится на две части,
каждая из которых состоит
из двух изолированных комнат.
На второй этаж ведут 2 лестницы,
одна парадная двухмаршевая каменная
расположена в западной пристройке;
другая – винтовая (ступени изготовлены
из чугунного литья) расположена
в южной пристройке. На втором
этаже 6 комнат. На втором этаже
парадная лестница имеет деревянную
балюстраду, балясины точёные токарной
работы. Полы в комнатах из
дубового паркета, уложенного
ромбами размером 20х20. В комнатах
были изразцовые кафельные печи
(кафель молочного цвета размером
20х20). Сохранились профилированные
карнизы и розетка в большой
комнате. Первоначальные металлические
изделия (замки, щеколды, ручки,
шпингалеты) на дверях не сохранились,
как и не сохранилось и первоначальное
убранство помещений.