Башкирское театральное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Истоки башкирского театрального искусства восходят к древним обрядам, играм и празднествам башкир. Такие празднества, как «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Медвежий праздник», обряды, связанные с рождением и социализацией ребенка, свадебные обряды, лечебная магия и др. - почти все они представляют собой прообраз театрального искусства. В обрядах, играх и празднествах башкир много танцев, песни, которые исполняются почти всеми участниками обряда.

Содержание

Введение
Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури
Туймазинский драматический театр
Башкирский государственный театр кукол
Национальный молодежный театр Республики Башкортостан
Башкирский государственный театр оперы и балета
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Башкирское театральное искусство.docx

— 26.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури
  3. Туймазинский драматический театр
  4. Башкирский государственный театр кукол
  5. Национальный молодежный театр Республики Башкортостан
  6. Башкирский государственный театр оперы и балета
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

До начала XX в. в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 г. почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. Слово «академический», здесь означает почетное звание, которое присваивается лучшим актерским коллективам. Такое звание первый башкирский государственный театр получил в 1935 г.

В 30-х годах в Уфе  появилось еще несколько театров: республиканский русский, кукольный, театр оперы и балета. Позднее  государственные театры открылись  в других городах Башкортостана: башкирские - в Сибае и Салавате, русский и башкирский - в Стерлитамаке. Кроме них, в районных центрах, городах, дворцах культуры Уфы успешно  работают народные театры. Самодеятельным драматическим кружкам, которые  получают широкое признание зрителей, присваивается звание «народный». В  Сибае, наряду с башкирским государственным  театром долгие годы успешно работал  и башкирский народный театр. Недавно  он был преобразован в театр-студию. Таким образом, в Зауралье стало  два профессиональных театральных  коллектива. А в Уфе сбылась  давняя мечта молодежи города, в 1990 г. открылся Национальный молодежный театр.

Современную и жизнестойкую форму нашли театралы города Стерлитамака. Там в 1980 г. создано театральное  объединение «САММИ» Башкирское театральное искусство.

Истоки башкирского театрального искусства восходят к древним  обрядам, играм и празднествам башкир. Такие празднества, как «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Медвежий  праздник», обряды, связанные с рождением  и социализацией ребенка, свадебные  обряды, лечебная магия и др. - почти  все они представляют собой прообраз театрального искусства. В обрядах, играх и празднествах башкир много  танцев, песни, которые исполняются  почти всеми участниками обряда. Вот эти особенности башкирских обрядов были приняты и развиты  В.Г. Иманским, первым режиссером и актером башкирского театра. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологические принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены. В 1919-24 гг. складывается театральная система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических работах и художественной практике И. Зайни, Г. Мингажева, Б. Юсуповой, Г. Альмухаметова, Ф. Гаскарова.

В следующем году Вали Муртазин поставил музыкальную сатирическую комедию Хабибуллы Ибрагимова «Башмачки». В Башкортостане нет человека, который не знал бы этого блистательного произведения.

В 1926 г. открывается театральное  отделение Техникума искусств и  с этого времени башкирский театр  имел постоянный источник квалифицированных  национальных кадров. Все более разрастаясь, выходит на сцену башкирская драматургия, представленная именами Ниязбаева, Юлтыя, Ибрагимова, Габитова, Бурангулова, Файзи, Тагирова и других.

В 30-е годы сложился новый  образ режиссуры, о которой можно  говорить как о целом направлении  в искусстве постановки (Ш.М. Муртазина, Р.В. Исрафилов, Л.В. Валиев). Подлинный переворот произошел в искусстве театральной декорации: Г.Ш. Имашева, Т.Г. Еникеев. На новые уровни сценической поэтики, профессионального мастерства вышел актер. На  протяжении 1960-1980-х годов мощными волнами в академическую труппу вошли люди, в чьи руки перешли ключи к поэтическому коду национальной сцены. Это, с одной стороны, выпускники башкирской студии Российской театральной академии Гулли Мубарякова, Зинира Атнабаева, Роза Каримова, Ильшат Юмагулов, Хамит Яруллин, Шамиль Рахматуллин, Гузель Сагитова, Муллаян Суяргулов. А с другой - воспитанники Уфимской театральной школы, представленные уже всеми возрастными группами: Асия Нафикова, Дарига Файзуллина, Кашаф Назиров, Нурия Ирсаева, Ильсияр Гизетдинова, Савия Сираева, Фидан Гафаров, Ахтям Абушахманов, Ахат Хусаинов, Рамзия Хисамова, Тансулпан Бабичева, Олег Ханов, Танзиля Хисамова, Загир Валитов, Рафиль Набиуллин и др. Состоялся как режиссер А. Надыргулов. В 1948 г. в театр пришел талантливый актер Хусаин Кудашев, сыгравший более 200 ролей.

Башкирский академический  театр драмы имени Мажита Гафури - частый гость крупнейших театральных фестивалей. Например, постоянно участвует в Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» (Казань). Два года подряд (2005, 2006) выступал в Стамбуле на Международном фестивале «Простор - театр», принимал участие в Первом Кочевом Международном фестивале «Желанный берег» - Лики Чингисхана (2005, Саха-Якутия, Бурятия), во Всероссийском фестивале «Реальный театр» (Н.-Новгород, психологический триллер «Пролетая над гнездом кукушки», сентябрь 2007 г.).

В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР).

В 2009 году Башкирский государственный  академический театр драмы имени  Мажита Гафури отметил свое 90-летие.

В 2010 году в рамках «Дней  культуры и науки Башкортостана  в Турции» показал спектакль  «Ахметзаки Валиди Туган».

Сегодня театром руководит  народный артист Башкортостана Х.Г. Утяшев.

Из истории русского театрального искусства Башкортостана

Днем рождения Русского драматического театра в Уфе считают 27 марта 1861 года. В 1931 г. была набрана новая труппа, которую возглавил А. Андреев. Спектакли  показывали во Дворце труда. Самыми значительными работами театра в 30-е годы были «Темп» Н. Погодина, «Страх» А. Афиногенова, «Разгром» А. Фадеева, «Гроза» А.Н. Островского, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера и др.

В 70-е годы в театре появлялись самые острые, животрепещущие произведения советских писателей и драматургов: Н. Эрдмана, Н. Думбадзе, В. Распутина, В. Астафьева, В. Васильева, И. Дворецкого, А. Галича, Л. Петрушевской, М. Рощина. Заслуживает внимания и обращение Русского драматического театра к башкирской национальной драматургии: «Салават» Б. Бикбая, «Тансулпан» К. Даяна, «Изгнанная» И. Юмагулова, «Похищение девушки», «Страна Айгуль» М. Карима.

Многие годы театр возглавляли  директор, заслуженный работник культуры РСФСР Л. Левитин и главный  режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР и Башкортостана Г. Гилязев. В 1983-1984 гг. им на смену пришли заслуженный работник культуры Башкортостана В. Стрижевский и заслуженный деятель искусств Башкортостана М. Рабинович.

В 1982 г. театр переезжает в новое здание в центре Уфы. Это  позволяет театру открыть Малую  сцену, улучшить техническое оснащение. Государственный академический  русский драматический театр  Республики Башкортостан – участник и призер Всероссийских и Международных фестивалей разных лет. Ближайшие: 1993 и 1995 гг. – Международный фестиваль русских драматических театров в Йошкар-Оле, в 1994 г. - Международные фестивали в Ялте и Москве, в 1997 и 1999, 2005 – Международный фестиваль «Театр без границ» в г. Магнитогорске, в 1998 г. – Всероссийский фестиваль в Костроме, посвященный 175-летию А.Н. Островского и Международный фестиваль театрального авангарда в г. Раквере (Эстония), 1999 г. – Международный фестиваль в Киеве «Киев майский», 2000 и 2003 гг. – театральный фестиваль камерных спектаклей «Он и она» в г. Тольятти, 2004 г. – театральный фестиваль «Золотой конек» в Тюмени, 2005 г. – Международный театральный фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбурге, 2006 г. – Международный театральный фестиваль «Белая вежа» в Бресте (Беларусь), 2007 г. - Международный фестиваль Fontanon Estate в Риме (Италия).

Туймазинский драматический театр

Открытие первого театрального сезона состоялось 2 декабря 1991 года со спектаклем классика татаро-башкирской драматургии М. Файзи «Ак калфак» на сцене ДК «Родина».  Из числа талантливых самодеятельных артистов была набрана первая труппа: Рима Ключарева, Венер Закиров, Таурат Надршин, Маргарита Сидорова, Венер и Лира Сулеймановы, Муршида Фаррахова, Динар Кутдусов, Файруз Шарипов и др.

Репертуар театра богат и  часто обновляется. Он представлен  такими спектаклями, как «Зулейха» и «Осень» по произведениям Г. Исхаки, «Башмачки» Дж. Файзи и Т. Гиззата, «Погасшие звезды» К. Тинчурина и др.

Башкирский государственный  театр кукол 

У Башкирского государственного театра кукол богатая и славная  биография. Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 г. В этот день в  Малом зале Уфимского дворца искусств (ныне театр оперы и балета) состоялся  его первый спектакль «Репка». Естественно, театр возник не на пустом месте. У  него была достаточно прочная творческая основа - самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной  школе. Руководила этим кружком человек  необыкновенного таланта - Мария  Николаевна Елгаштина. Она же стала первым директором и режиссером кукольного театра.

Первые три месяца театр  играл спектакли только на русском  языке, а летом 1932 г. М.Н. Елгаштина привлекает к работе с куклами артистку Башкирского драматического театра Гамбару Мансурову, которая организует и возглавляет башкирскую труппу театра. Вскоре театр стал называться Республиканским объединенным театром кукол. Репертуар был широк и разнообразен: народные сказки (русские, башкирские, народов Кавказа и Прибалтики, Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера); произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Маршака, Аксакова, Шварца...

Но недолгим было безоблачное  «детство» театра - началась Великая  Отечественная война. Театр кукол  начал перестраиваться на работу в новых условиях.

Долгие годы у театра не было специального помещения. В ноябре 1976 г. театр пригласил зрителей в  свой новый дом по адресу: проспект Октября, 158. С этого времени у  театра начинается поистине новая  творческая жизнь.

В 1980 г. театр ездил с  творческим отчетом в Москву. Это  событие стало большим праздником в жизни коллектива. В 1988 году театр  участвовал на фестивале в Индии. За спектакль «Индийская легенда» (режиссер заслуженный деятель искусств РБ П.Р. Мельниченко) театр был удостоен Международной премии им. Дж. Неру. Последние  годы творческим коллективом руководили А.Р. Саетов (директор) и заслуженный артист РФ, народный артист РБ А. Ахметшин (главный режиссер). С 2011 года театром руководит И.Р. Альмухаметов.

Национальный  молодежный театр Республики Башкортостан

28 сентября 1990 года состоялось  торжественное открытие Театра  юного зрителя. Создание театра, тем более театра для детей  и юношества – это одно из  величайших и благих дел человечества. Одним из таких людей и является  основатель Театра юного зрителя,  сегодняшнего Национального молодёжного  театра Республики Башкортостан  имени Мустая Карима, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева и премии обкома комсомола им. Г. Саляма, профессор Габдулла Габдрахманович Гилязев.

Театр имеет две труппы - башкирскую и русскую. Первым художественным руководителем был О.З. Ханов.

Театр представлен такими талантливыми актерами, как С. Буранбаева, З. Давлетбаева, Р. Каримова, Н. Нургалин, М. Усманов, З.Саетова и др. В этом же театре играл талантливый актер Р. Басареев. Русскую труппу театра представляют актеры: М. Апраксина, О. Балакова, Т. Гурина, Ю. Горбучов, Е. Волошин и многие другие. В репертуаре театра произведения У. Шекспира, Лопе де Веги, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, М. Бурангулова, М. Карима, Г. Шафикова и др.

Театр молод, находится в  постоянном поиске, поднимает актуальные проблемы современности, пытается не отстать от тенденций мировой сцены.

Башкирский государственный  театр оперы и балета

Многие годы в республике живет и работает Башкирский государственный  театр оперы и балета. Он был  основан 14 декабря 1938 г. В 1938 г, состоялся  первый выпуск национального отделения. Из Москвы зачинатели привезли дипломный  проект-оперу Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Оркестр и хор театра были сформированы из выпускников Башкирского музыкального училища, а художественным руководителем стал талантливый московский дирижер П.М. Славинский. Уже в первый сезон театр осуществил постановку четырех опер. Кроме премьеры «Прекрасной мельничихи», уфимцы увидели «Тайный брак» Чимарозы, «Ер Тыргын» Н.Бусиловского и «Фауст» Ш. Гуно.

Со сцены башкирского  театра начиналось восхождение мировой  звезды балета Рудольфа Нуреева (1938-1993). В Уфе состоялся его дебют, предопределивший становление знаменитого  танцовщика и хореографа. Наличие  в республике театра оперы и балета всегда являлось мощным стимулом для  композиторов в создании музыкально-сценических  произведений. З. Исмагилов - мастер оперного жанра и Н. Сабитов - мастер балетных партитур постоянно держали наполненным творческий портфель театра. И ныне не угасает активность башкирских композиторов, работающих в музыкально-сценических жанрах. В последнее десятилетие театр поставил оперы «Послы Урала», «Шаура» и «Салават Юлаев» З. Исмагилова, «Современники» Х. Ахметова, «Черноликие» Х. Заимова - А. Чугаева, камерную оперу «Черные воды» С. Низамутдинова.

Творческая атмосфера  театра втягивает в свою орбиту многих звезд отечественного искусства. И  это не только гастроли отдельных  солистов. В Уфе прочно утвердилась  традиция проведения праздников оперного искусства и хореографии - фестивалей, посвященных памяти выдающихся деятелей искусства.

Начало этой традиции дал  первый Шаляпинский фестиваль, прошедший в 1991 г. Тогда в лучшем спектакле - «Дон Карлос» - пели Александр Дедик, Иван Пономаренко, Нина Козлова, Наталья Рудина. Второй Шаляпинский фестиваль прошел в 1993 г.

Информация о работе Башкирское театральное искусство