Библиотека в системе современной гуманитарной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:30, реферат

Краткое описание

Трансформация библиотеки в контексте современных социогенных и культурных процессов может носить двоякий характер: 1) рекультурация, т.е. коренная ломка представлений о содержании, функциях, месте и роли библиотеки в культурном пространстве, вплоть до ее упразднения. Результат этого процесса - деструкция сознания человека и социума, утверждение ценностно-нормативного вакуума (аномии). Аномия порождает негативного индивида, неспособного нести ответственность перед обществом и самим собой, она - яркое проявление социального одиночества и антикультуры; 2) второй вариант преобразований современной библиотеки носит «мягкий» характер и он предпочтительнее первого, так как связан с сохранением основных сущностных качеств библиотеки как культурного агента в диалоге культур; как кумулятора исторической, социальной и культурной памяти человечества. Тем самым создаются условия для конструирования гуманистически ориентированной личности.

Содержание

Введение.
I глава. Феномен библиотеки в культуре.
§ 1. Современные концепции библиотеки.
§ 2. Библиотека как социокультурный институт.
§ 3. Типы библиотеки в историко-культурном пространстве.
II глава. Библиотека в пространстве современной культуры.
§ 1. Библиотека в межкультурной коммуникации.
§ 2. Библиотека в культуре переходного периода.
§ 3. Библиотека в современной провинциальной культурной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Введение.

I глава. Феномен библиотеки  в культуре.

§ 1. Современные концепции  библиотеки.

§ 2. Библиотека как социокультурный институт.

§ 3. Типы библиотеки в историко-культурном пространстве.

II глава. Библиотека в  пространстве современной культуры.

§ 1. Библиотека в межкультурной  коммуникации.

§ 2. Библиотека в культуре переходного периода.

§ 3. Библиотека в современной  провинциальной культурной среде.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Библиотека в системе современной гуманитарной культуры"

Актуальность темы исследования.

Библиотека как феномен  культуры привлекает к себе исследовательский  интерес с момента осознания  ее как необходимого элемента жизни  и деятельности культурного человека. Свидетельством тому являются высказывания о библиотеке как «науке жизни», «храме мудрости» античных и средневековых мыслителей. Философы эпохи Возрождения, выдающиеся деятели Нового и Новейшего времени рассматривали ее как необходимое условие для формирования автономной духовной жизни личности, как культурное образование, посредством которого человек реализует себя в цивилизационных процессах. Интерес к библиотеке обострился в условиях глобализации и информатизации современного общества, когда традиционная библиотека оказалась в затруднительном положении. В новых для себя условиях ей необходимо не только сохраниться в качестве автономной единицы культурного пространства, но и прорваться в будущую культуру, не растеряв свои информалогические и культуротворческие позиции. К времяопережающим свойствам библиотеки, позволяющим ей упрочить свою креативную сущность, относятся процессы изменения сознания библиотекаря и читателя. Опираясь на эти изменения, можно применять высокие гуманитарные технологии в формировании общественного сознания будущих поколений. В этом случае библиотека может претендовать на роль «культурного капитала» и представлять интерес как ценность с точки зрения социокультурных трансформаций. Вплетаясь в культурную ткань человечества, библиотека выполняет роль системообразующего элемента.

Трансформация библиотеки в  контексте современных социогенных  и культурных процессов может  носить двоякий характер: 1) рекультурация, т.е. коренная ломка представлений о содержании, функциях, месте и роли библиотеки в культурном пространстве, вплоть до ее упразднения. Результат этого процесса - деструкция сознания человека и социума, утверждение ценностно-нормативного вакуума (аномии). Аномия порождает негативного индивида, неспособного нести ответственность перед обществом и самим собой, она - яркое проявление социального одиночества и антикультуры; 2) второй вариант преобразований современной библиотеки носит «мягкий» характер и он предпочтительнее первого, так как связан с сохранением основных сущностных качеств библиотеки как культурного агента в диалоге культур; как кумулятора исторической, социальной и культурной памяти человечества. Тем самым создаются условия для конструирования гуманистически ориентированной личности. В этом случае все, даже незначительные изменения библиотеки, происходят под пристальным вниманием библиотечного сообщества, которое является органической частью современного культурного сообщества.

Обращение к библиотеке как к  необходимой составляющей современной  гуманитарной культуры, практикуемое в современном культурологическом знании, позволяет выработать целостное  представление о ней как культурной форме, явленной в границах общечеловеческой и локальной культуры. Анализу  подвергается структура библиотеки, система ее организации, находящаяся  в эволюции своих институтов, социальных функций как сущностных характеристик  библиотеки.

Информатизация общества толкает библиотеку по пути преобразования библиотечного фонда по системе  гипертекста, что грозит деформационными  искажениями не только библиотеке, но и читателю, так как сведенное до точки пространство стирает различие между тем, кто посылает, и тем, кто получает (воспринимает) информацию. Отсюда становится реальной угроза разрушения структуры межкультурного взаимодействия, в которой библиотеке отводится одно из ведущих мест. Кроме того, в современных условиях универсализации и глобализации культурных процессов происходит не только межкультурная коммуникация (аккультурация и инкультурация), но и явно усиливается стремление отдельных (локальных) культур сохранить свою автономию и «самость» и тем самым избежать унификации. Библиотека как институциализированный элемент культуры находится в точке пересечения этих процессов. Поэтому автор предпринял попытку осмыслить культурологическую сущность библиотеки, проанализировать изменения, которые происходят сегодня в ней как культурном институте и как учреждении культуры.

Степень разработанности проблемы.

Описание библиотеки как  культурного и образовательного центра встречается у античных авторов, средневековых мыслителей и деятелей Возрождения (Аристотель, Платон, Каллимах, Страбон, Ф. Кассиодор, П. д. Ашери, Г. Ноде и др.). Но, пожалуй, с века Просвещения библиотека становится предметом пристального и систематического научного интереса. Тогда же возникает интерес к библиотеке в России (В. Н. Татищев). К концу XIX века в Германии складывается самостоятельная наука о библиотеке (U. Jochum BibliotheKsgeschichte) и появляется отраслевое изучение библиотеки - библиотековедение. Оно в основном сосредоточивается на «внутренних» технологических проблемах жизни библиотеки в культурном пространстве и потому ограничивается культурно-утилитарной проблематикой (определение библиотеки, ее типологизация, каталогизация, фондирование и т.п.). Потребовалось изменение самой теории культуры, приобретение ею нового статуса, чтобы возник вопрос о библиотеке как формообразовании культуры. С целью наиболее полного изучения библиотеки как явления культуры ряд специалистов обратился к исследованию исторических типов библиотек, к истории рукописной и печатной книги. В этом направлении работали Н. Вержбицкий, И. Е. Баренбаум, Е. JI. Немировский, Б. С. Горбачевский, Б. П. Сапунов, М. И. Слуховский и др. Многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривали феноменологию библиотеки. Здесь следует назвать известные публикации А. Г. Глухова, Б. П. Иванова, С. И. Вехова, А. А. Гинкена, Д. Рескина, Р. Эмерсона, F. Milkay, R. Ferle, Т. Birta. Этими авторами библиотека характеризуется как хранилище книг. К этой же проблеме обращались писатели и поэты: Н. Гумилев, М. Цветаева, Г. Гессе, У. Эко, X.-JL Борхес и др.

Изменение статуса библиотеки в информационном обществе, рост демократизма библиотечного дела, развитие новых  библиотечных технологий заставили  исследователей обратиться к разработке новой библиотечной доктрины. В этом плане значительных успехов достигли Н. А. Рубакин, Ю. Н. Столяров, Н. И.Тюлина, В. Р. Фирсов, Н. Ф. Федоров, В. Г. Гейнц, Н. С. Никитина, Н. Н. Щерба, а из зарубежных ученых - Д. X. Шира, Э. Кассирер, Х.-Г. Гадамер, М. Фуко, Р. Барт, П. Бурдье, У. Эко и др.

В 80-90-е годы XX столетия внимание исследователей привлекла деятельность библиотек как общенациональных учреждений культуры, которые являются «зеркалом эпохи». Этой проблеме были посвящены работы И. Багрова, Б. Ф. Володина, JI. Д. Данильянц, Г. А.Власовой, Т. В. Петрусенко, А. А. Деомидовой, Е. И. Кузьминой, И. Г. Трусова, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма и современных зарубежных ученых Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, А. Гидценса и др. Всесторонние преобразования общественной и культурной жизни в рамках процессов глобализации и мультикультурализма по-своему отразились на библиотеке как социокультурном институте и получили соответствующее освещение в работах В. М. Беспалова, С. Г. Матлиной, В. Плахова, Н. Н. Цыгановой, И.

A. Бутенко, М. Я. Дворкиной, Н. В. Жадько, А. И. Остапова, А. В. Соколова,

B. Р. Фирсова, В. Б. Чурбанова, А. Н. Ванеева, М. И. Слуховского, М. Н. Тихомирова, Н. С. Карташова, М. Ю. Лотмана, В. И. Межуева, С. А. Дятлова, М. Делягина, Г. В. Палаткиной, французского исследователя библиотеки В. Humbaire (Б. Юмбера).

Значимый интерес с точки  зрения исследования библиотеки в современном  культурном пространстве представляют труды крупнейших философов XX века, которые ставили вопросы соотношения знания и мудрости (Ж. Маритен), о библиотеке в системе знаний (X.-JI. Борхес, Х.-Г. Гадамер, П. Сорокин, М. Фуко, У. Эко, П. Бурдье и др.).

Явный исследовательский  интерес к библиотеке как центру знания с неизбежностью привел к  возникновению когнитивных аспектов в изучении библиотеки, которые достигают  своего апогея в конце 90-х годов XX века. К этому моменту наметились и обозначились контуры шести когнитивных парадигм библиотеки: 1) классификационная (М. Дьюи, Ш. Отле, Э. Р. Сукиасян и др.); 2) когнитивно-педагогическая (К. И. Абрамов, А. Я. Айзенберг, Н. К.Крупская, В. И. Терешин, О. С. Чубарьян); 3) когнитивно-психологическая (Н. А. Рубакин, К. И. Воробьева); 4) философско-знаниевая (М. И. Акилина, А. И. Ракитов, А. В. Соколов); 5) общекогнитивная (Д. Ликлайдер, А. И. Остапов, М. С. Слободяник, Э. JI. Шапиро, Д. Шира); 6) библиографическая когнитология (Ю. С.Зубов, В. А. Фокеев, JI. В. Астахова).

Значительную помощь в  работе над диссертационным исследованием  оказали культурологические идеи, заключенные  в работах зарубежных и отечественных  исследователей культуры (Лесли Уайта, Дж. Мердока, Ральфа Л. Билза, Бронислава Малиновского, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, С. Н. Иконниковой, Э. В. Соколова, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, О. П. Елисеева, П. Гуревича. О. В. Ромах, В. С. Семиной и др.). Перечисленный ряд авторов и их концептуальные построения свидетельствуют о наличии научного интереса к библиотеке и о попытках соединить всесторонние подходы к ней как феномену культуры с практической деятельностью реальной библиотеки, которая переживает сегодня сложное для себя время. Неоднозначность указанной проблемы, разносторонние попытки со стороны ученых и практиков предложить «свое», наиболее оптимальное решение дальнейшей судьбы библиотеки в ускоряющихся процессах глобализации, унификации и стандартизации культуры, заставили автора обратиться к проблеме библиотеки как феномену современной гуманитарной культуры и рассмотреть ее с позиции интегративного культурологического знания.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы, опираясь на методы философии, культурологии  и библиотековедения, исследовать  библиотеку как символат(образование) культуры, как культурную форму и полифункциональный социокультурный институт, развивающий гуманитарную культуру.

В ходе реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть особенности библиотеки как социокультурного института;

• изучить основные типы библиотек  в контексте историко-культурного  пространства;

• определить место библиотеки в  системе межкультурной коммуникации;

• выявить содержательную и функциональную особенности библиотеки в переходный период;

• проследить влияние библиотеки на современную провинциальную культурную среду.

Объектом диссертационного исследования является библиотека как органическая часть современной гуманитарной культуры, рассматриваемая с позиции  культурологического знания.

Предметом исследования выступает  библиотека в своем институциональном  выражении (как символат гуманитарной культуры) и как учреждение культуры, которое осуществляет полифункциональную деятельность в современном глобальном и локальном культурном пространстве.

Теоретико-методологической основой  диссертационного исследования выступают  историко-культурные, культурофилософские, культурологические и библиотековедческие концепции библиотеки как феномена культуры, институциализированного и оформленного в конкретно-исторические типы.

Основными методами исследования являются:

• метод системного анализа;

• метод философской герменевтики;

• метод когнитивно-функционального анализа;

• метод личностно-деятельностного подхода;

• аксиологический метод;

• семиотический метод.

При постановке и решении  конкретных задач, связанных с исследованием  библиотеки как социокультурного института  и учреждения культуры, структуры  библиотечного пространства, мы опирались  на специальные методы и приемы, разработанные в историческом и  теоретическом библиотековедении, а также на понятия, введенные  в научный оборот М. Фуко, П. Бурдье, JI. Уайтом, Дж. Мердоком, Э. Кассирером, У. Эко, М. Ю. Лотманом.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной неразработанностью культурологического подхода к изучению библиотеки как символата современной гуманитарной культуры. Подобный подход предполагает выявление факторов влияния культуры и общества на библиотеку как культурную форму, раскрытие механизмов взаимодействия общества и библиотеки в современном глобальном культурном пространстве, определение степени влияния библиотеки на локальные культурные процессы.

С позиции культурологического  подхода к библиотеке достигнуты следующие результаты:

•Во-первых, библиотека исследована  как социокультурный институт с  присущими ему сущностными характеристиками.

•Во-вторых, показано, что развитие библиотеки как феномена культуры, развертывание ее конкретных типов  и форм находится в динамической зависимости от процессов, происходящих в обществе и культуре, особенно в той ее части, которая касается аксиологии.

•В-третьих, раскрыта специфика библиотеки как агента межкультурной коммуникации. .

•В-четвертых, показана креативная возможность  библиотеки в переходный период.

•В-пятых, выявлена культуротворческая и культуросберегающая роль библиотеки в провинциальной культурной среде.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования  материалов диссертации:

- в разработке ряда общенациональных  и региональных программ развития  библиотеки в условиях модернизации  современного общества;

- в создании специальных проектов  на основе сотрудничества с  международными гуманистическими  организациями и центрами, которые  позволяют превратить библиотеку  в культурно-образовательный и  воспитательный центр и вместе  с этим решить вопрос о разнообразии  носителей текстов, а также  открыть доступ всем читателям  (пользователям) библиотеки к  национальным и мировым информационным  системам;

- выводы диссертационной работы  позволяют уточнить и расширить  представления о библиотеке как  культурном феномене;

- в преподавании общих и специальных  курсов теории, истории культуры  и библиотековедения, в практической  и деятельности библиотек (частично  в деятельности библиотекаря-когнитолога).

Положения, выносимые на защиту:

1. Библиотека как социокультурный  институт выполняет в обществе  информационно-знаниевую, коммуникативно-познавательную, образовательную, мемориальную, кумулятивную, культурную, креативную, рекреационную, воспитательную и библиотерапевтическую функции. Посредством названных функций библиотека приобретает в гуманитарном культурном пространстве современности статус информационно-культурного центра, в котором коммуникативно-познавательные ситуации, как семантические структурные конфигураторы, способны не только системно отражать культурно-знаниевые состояния пользователя (мотив, поиск, восприятие, осмысление, решение, действие), но и быть хранителем тезауруса культуры, объединяя в себе различные культурные эпохи, традиции, стили и направления. Тем самым библиотека содействует устойчивому развитию общества и человека, предоставляя последнему возможность продуманно и гармонично отвечать на «вызовы» времени.

Информация о работе Библиотека в системе современной гуманитарной культуры