Введение в курс «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

Содержание

Введение 3
1. Понятие культура 4
2. Культурология как наука о культуре 6
3. Область изучения и цель предмета 8
4.Становление культурологии как системы знаний 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

1. Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э. Тейлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения,  подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  правил и норм. Культура - это образ  жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе  теорий обучения : культура –  это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие важность моментов  организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения:  культура – это организация  различных феноменов (материальных  предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов  или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Под типологией в современной научной литературе понимается метод расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью обобщенной модели. Данный метод используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов [4].

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается  культура, нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов.

Культурология имеет, как  и каждая наука, свои теории, которые  объясняют мир.

В культурологии  выделяется две основные теории.

1. Игровая теория.

Игра предшествует культуре. Все в культуре существует в форме  игры. Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле функции игры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием общества и развитием личности.

2. Эволюционная теория.

Культура рассматривается  в этом случае как развивающаяся. Каждая культура развивается в сторону цивилизации. Тогда возникает оппозиция между культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.

Каждая цивилизация  имеет свои технологии. А всякая технология имеет две стороны: как  идея, образ, открытие - это явление культуры, но как практика - это явление цивилизации.

Выделяется 4 типа технологий.

1. Технологический.

С помощью него человек  устанавливает связь с природой.

2. Социальные технологии.

Позволяют выстраивать  экономические и политические технологии.

3. Социологические.

Они связаны с воздействием на человеческие убеждения.

3. Теория "Восток-Запад".

Эта теория актуальна  сегодня, так как повысилась роль человека. Человек - носитель культуры.

 

4. Становление культурологии как  системы знаний

 

Появление в XX в. Особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено:

а) осознанием спекулятивности  классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыслить  богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в) стремлением к выработке  «общего знаменателя» в понимании  культуры в условиях резкого роста контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса  сравнения, субординации разных культур, в частности европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах «третьего мира»;

д) целесообразностью  целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и  их удовлетворения в потребительском  обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры;

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком научно-технического прогресса, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.

Кроме влияния этих факторов важнейшее значение для становления культурологи имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологи надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологи как системы знания историческое развитие представлений о культуре — от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего, культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества — например, музыка, произведения живописи), но его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается.

В данном случае обнаруживается второй — коммуникативный — слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

 

Заключение

 

Мы исходим из представлений  о культурологии как самостоятельной  научной дисциплине, вышедшей из лона философии, точнее — философии культуры. Под влиянием эмпирического материала она и задает координаты, ориентиры культорологического познания, выполняет по отношению к культурологии методологическую функцию.

В культурологии как  научной дисциплине акценты (по сравнению  с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.

Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

Культурология использует все методы философского социо-гуманитарного  познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, широко используется диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде».

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Введение в культурологию /.Отв ред. Е.В. Попов. - М. Владос, 1996.
  2. Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская книга. 1998.
  3. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998.
  4. Д.Н. Павлюченков. Конспект лекций по дисциплине «Культурология» Вязьма 2006 г.

 

 

 




Информация о работе Введение в курс «Культурология»