Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:48, реферат
Объект исследования: меценатство в России.
Цель исследования: оценить вклад меценатов России в развитие нашей культуры. Определить важность деятельности меценатов для науки и искусства.
Задачи исследования. Погрузится в историю, изучить происхождение и значение слов меценат, меценатство. Раскрыть суть данной деятельности. Познакомится с известными меценатами России и их деятельностью во благо культуры. Узнать о меценатах Владимирского края. Подвести итог проделанной работы.
Введение 3
История 4
Меценаты XIX-XX вв. 7
Московские меценаты 8
Меценаты Владимира. Никитины 22
Заключение 30
Список литературы 32
Меценатство Саввы Ивановича
было особого рода: он приглашал
своих друзей-художников в Абрамцево,
зачастую вместе с семьями, удобно располагал
в основном доме и флигелях. Все
приезжавшие под
В начале января 1885 года на первых
страницах московских газет появился
анонс об открытии Русской частной
оперы, первой постановкой которой
была «Русалка» Даргомыжского. Декорации
были написаны И. Левитаном по акварельному
эскизу В.М. Васнецова. Создатель Русской
частной оперы – Савва
Будучи крупным
Последователем Мамонтова
стал Сергей Иванович Зимин, выходец
из богатой купеческой семьи. Еще
мальчиком он тайком бегал на занятия
пением в Частную оперу, а после
окончания коммерческого
Здание в Камергерском переулке, в котором находилась Русская частная опера Мамонтова, связано еще с одним известным именем в мире московского меценатства.
В 1862 году родился Савва Тимофеевич Морозов. Известный меценат и общественный деятель.
Савва Морозов происходил из богатого купеческого старообрядческого рода, он был внуком основателя морозовской династии – Саввы Васильевича. Из двух с половиной десятков богатейших купеческих семей Москвы семь носили фамилию Морозовы, а «Т-во Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств России. Савва Тимофеевич учился на физико-математическом факультете Московского университета, серьезно изучал философию, посещал лекции В.О. Ключевского. Продолжил образование в Англии, изучая химию в Кембридже, работал над диссертацией. Но после морозовской стачки и болезни отца вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Успешно ворочая семейными капиталами, ведя строгий учет каждому целковому, он тем не менее давал деньги на издание книг, жертвовал Красному Кресту, но главный его подвиг – финансирование МХАТа.
Известный режиссер, актер,
руководитель Общества искусства и
литературы К.С. Станиславский и
драматург, в котором видели преемника
А.Н. Островского, преподаватель драматических
классов Московского
Меценатство давало Морозову интерес к жизни, приближение к искусству, возможность дарить радость. «Этому замечательному человеку, - писал Станиславский, - суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды…»
Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре.
Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц.
Варвара Алексеевна была главной пайщицей в Товариществе «Русских ведомостей». В этой газете, которую издавал ее второй муж, участвовали лучшие представители русской литературы: Толстой, Салтыков-Щедрин, Успенский, Чехов, Серафимович. Сознание того, что если Бог дал тебе, то и ты должен помогать другим, – двигало московскими благотворителями и меценатами.
В Замоскворечье, в тихом
Лаврушинском переулке, стоит здание,
которое хорошо знают и москвичи,
и гости столицы. Это Третьяковская
галерея. Она носит имя своего
основателя – московского купца
Павла Михайловича Третьякова (1832-1898).
На протяжении многих лет Третьяков
покупал лучшие картины русских
художников, работы старых русских
мастеров, иконы, поддерживал передвижников.
Сначала коллекция размещалась
в жилых комнатах Павла Михайловича,
затем к дому пристроили галерею,
которая в 1881 году стала свободна
для посещения. В 1892 году Третьяков
передал в дар Москве свою знаменитую
галерею. Павел Михайлович отказался
от дворянства, которое ему хотел
пожаловать царь после такого бесценного
дара. Он гордился тем, что он – купец,
и принял только звание «Почетный
гражданин Москвы». Он бескорыстно
помогал нуждающимся
В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: “Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ , которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни.” Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства.. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси2.
31 мая 1912 года произошло
событие, которого ждала вся
общественность Москвы и
Юрий Степанович Нечаев,
представитель дворянского
___________________
2http://www.moyamoskva.ru/
Он воздвигал храмы
по всей России, богадельни, училища, а
в Москве, на Шаболовке, был выстроен
комплекс дворянской богадельни имени
С.Д. Нечаева, его отца. Юрий Степанович
был вице-председателем
поощрения художеств, он помогал издавать журнал «Художественные сокровища России».
При встрече с Цветаевым Юрий Степанович объявил сумму в 300 тыс. рублей. Ранее никто не жертвовал более 30 тысяч. К тому же на его средства были заказаны итальянским камнетесам «каменные фасады» музея, а в Норвегии - внутренняя колоннада музея. После 1905 года Нечаев-Мальцев единолично взял на себя финансирование работ по отделке музея. Он потратил 2,5 млн. рублей.
Братья Щукины, происходившие из именитой купеческой семьи, – яркий пример бескорыстного служения искусству и своему народу. Страстные и со временем профессиональные коллекционеры, они оставили в истории культурной жизни России яркий след, внесли громадный, хотя и недооцененный, вклад в русское музейное дело.
Старший брат Петр стал основателем
частного общедоступного музея. Для
размещения своей обширной коллекции
(он собирал редкие издания, предметы
искусства стран Востока, русской
старины и памятники
Передав все свое собрание Историческому музею, Петр Иванович остался хранителем своего музея и его основным спонсором. Сейчас в здании, где располагалось «Отделение Императорского Российского исторического музея имени Императора Александра III – Музей Петра Ивановича Щукина» размещается Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. Сергей Щукин – первый русский коллекционер, собиравший французских импрессионистов и постимпрессионистов. Сергей Иванович хотел, чтобы его собрание хранилось и экспонировалось целиком. Но после революции собрание было национализировано, дом Щукина был превращен в Первый музей новой западной живописи (Сергей Иванович до эмиграции успел поработать там хранителем и экскурсоводом), а затем, после расформирования музея в 1948 году, вещи из нее были переданы в Эрмитаж и Государственный музей им. А.С. Пушкина.
Младший брат Дмитрий Иванович
Щукин – владелец одной из самых
значительных и ценных коллекций
старого западного искусства
и библиотеки по искусству – в
1914 году объявил о намерении
Семья Рябушинских была одной из самых влиятельных и богатых в России. Каждое поколение Рябушинских значительно приумножало семейные капиталы. Их деловые интересы распространялись на разные сферы и по всей стране: текстильное производство, лесопильный и стекольный заводы, писчебумажная фабрика, льнопромышленное производство, банковское дело. Сергей и Степан Рябушинские стали основателями АМО, предтечи нынешнего ЗИЛа. Особенно заметным было участие клана Рябушинских в общественной жизни, на что уходила большая доля семейного бюджета.
Информация о работе Вклад меценатов в развитие российской культуры