Городская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Содержание

Введение 3
1.Зарождение городской культуры. Ее суть 5
2.Городская литература 7
3.Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства 10
Задание 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология - копия.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 
ГОУ ВПО 
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра: Истории, философии  и права

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология

На тему №12: «Городская культура»

 

 

 

 

 

 

Студентка   
Курс:  Группа  
Личное дело  
Преподаватель

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1.Зарождение  городской культуры. Ее суть 5

2.Городская  литература 7

3.Творчество  жонглеров и зарождение театрального  искусства 10

Задание 17

Заключение 21

Список использованной литературы 23

 

 

Введение

Средние века – время  напряженной духовной жизни, сложных  и трудных поисков мировоззренческих  конструкций, которые могли бы синтезировать  исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного  развития. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний, культура средних веков создала новые  художественные стили, новый городской  образ жизни.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние  века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе  институты научного познания и образования.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и  возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение  мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются  новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии  и цехи, защищающие интересы своих  членов. С возникновением городов  усложняется само ремесло, оно требует  уже специальной подготовки.

В городах формируются  новые социальные отношения - ремесленник  лично свободен, защищен от произвола  цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть  власть сеньора, в таких городах  возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том  числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый  от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым  типом личности.

Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой  культуры, нации, становление системы  образования.

 

1.Зарождение городской  культуры. Ее суть

Своеобразная городская  культура складывается в Западной Европе со второй половины XI столетия, XII век  и первая половина XII в. стали в  её развитии важнейшим этапом. В  этот период идёт развитие различных  направлений средневековой культуры это: развитие музыки, литературы, театра, городской и народной культур.

При всём разнообразии и  пестроте городских образований  в средневековой Европе, возникающая  в них культура отмечена определённым типологическим единством. Корни этого  единства – в общности городского уклада, в котором производственные функции выходят на первое место. Приток крестьян из крепостных деревень в город, где люди получали свободу  и овладевали городскими ремёслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Все эти разнородные  элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорную борьбу, часто в  рамках одного, отдельно взятого произведения.

В городе встречаются и  начинают взаимодействовать сословия. Благодаря тому, что в городе грань  между феодалами и сословиями стирается, происходит развитие, культурное общение – всё это становится более естественным. Поэтому литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции церковной  книжности, учёности, элементы рыцарской  аристократической литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество горожан. Интересы их определялись в обществе, - они  не имели привилегий, но зато горожане имели свою независимость: экономическую  и политическую. Светские феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за независимость определила основное идейное направление городской литературы – антифеодальная направленность. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных  школ, возглавляемых магистрами, - это  были частные школы, материально  от церкви не зависящие. Преподаватели  этих школ жили за свет платы, взимаемой  с учащихся, и обучать в них  своих детей могли все, кто  мог позволить себе заплатить  за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности  в среде городского населения. Постепенно развивается и школьная специализация: например, во Франции школы города Меца славились хорошей музыкальной  подготовкой, школы Камбре – учителями  математики, а в школах Тура обучали  медицине. Из города в город переходила молва о прекрасных учителях, к  которым устремлялись жаждущие новых  знаний ученики.

Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется  и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. По сравнению  со словесным искусством горожан  разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством.1

 

2.Городская литература

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). В XIII в. начинает клониться к  закату рыцарская литература. Следствие  этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие  от рыцарской начинает интенсивные  поиски новых идей, ценностей, новых  художественных возможностей для выражения  этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в  городах в средние века жили, прежде всего, ремесленники и торговцы. В  городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и  представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме  того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков.

Городская литература была антифеодальной и антицерковной  по своей направленности. Городские  поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство  ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка, во Франции  их называли фаблио. Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы  и музыканты. Героем этих коротких рассказов  чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных  мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко  сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

Тематически к фаблио примыкает  шванк - жанр немецкой городской средневековой  литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ  в стихах, позже в прозе. Возникший  в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

В XII в. появились также  произведения городского сатирического  эпоса. Всем названным жанрам были присущи  реалистические черты, сатирическая заостренность  и немного грубоватый юмор. Они  высмеивали корыстолюбие католического  духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении XII- XIII вв. Впервые он появился во Франции, а впоследствии был переведен  на немецкий, английский, итальянский  и другие языки. В основе «Романа  о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских  народов.

Широкое распространение  получило еще одно произведение средневековой  литературы – «Роман о Розе», который  состоит из двух разнородных и  разновременных частей. Он был составлен  во Франции в XIII в.: первая часть романа была написана поэтом-рыцарем Гильомом де Лоррисом и представляет собой  любовную аллегорию. В ней в виде действующих лиц выступают различные  человеческие качества: разум, лицемерие, злоязычие и др. Иной характер носит  вторая часть романа, написанная ученым горожанином Жаном де Меном. Она  носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные  порядки, утверждая необходимость  всеобщего равенства. В ней критикуются  католическое духовенство и сам  папа, отрицается божественное происхождение  королевской власти и делается смелый вывод о том, что истинное благородство заключается не в знатном происхождении, а в личных достоинствах человека. Взгляды Ж. де Мена отличались большим радикализмом, и не случайно его часто называли «Вольтером Средневековья». 2

Важным фактором развития городской культуры был фольклор, прежде всего деревенский, так как  деревенское население постепенно прибывало в города и воздействовало на культуру «по – своему». В городе воздействие фольклора было иным, из него в городскую культуру широко проникли социальные и бунтарские мотивы, таящиеся в обществе. Такие устремления  народа нашли отражение в литературных памятниках, где фигура крестьянина  приобретает внушительные размеры, несопоставимые даже с образами рыцарских романов. 3

 

3.Творчество жонглеров  и зарождение театрального искусства

В деревнях и замках, на дорогах  и постоялых дворах выступали  странствующие артисты – жонглеры. Церковь их преследовала как наследников  «языческих» мимов. Жонглерам не разрешалось объединяться в гильдии  или цехи, как купцам, ремесленникам  и художникам. У них не было никаких  прав. Гонимые, отлучаемые от церкви, полуголодные и усталые, но всегда в ярких, веселящих  глаз костюмах, бродили они, осторожно  обходя монастыри, из деревни в деревню, из города в город.

Многие бродячие артисты  умели жонглировать ножами, кольцами и яблоками, петь, танцевать и  играть на музыкальных инструментах. Среди них были акробаты, дрессировщики  диких зверей, люди, изображавшие повадки, крики и привычки животных. На радость  зрителям жонглеры декламировали басни  и маленькие веселые рассказы. Среди них были карлики, уродцы, великанши, необыкновенные силачи, рвавшие цепи, канатоходцы, бородатые женщины. Жонглеры водили с собой собак, обезьян  в красных юбочках, сурков. Были среди  них и кукольники с деревянными  куклами, с веселым, неустрашимым Панчо  – братом нашего Петрушки. Бесстрашные  жонглеры в замках смеялись над горожанами, а в городах – над феодалами  и всегда – над алчными и  невежественными монахами.

В 813 г. церковный собор  в Туре запретил церковнослужителям смотреть «бесстыдство позорных жонглеров  и их непристойные игры». Однако без  жонглеров мы не можем представить  ни одного города средневековья. Веселость  и бескорыстие жонглеров восхвалялись в средневековых произведениях: «Жонглер другим и нравом не в пример: поел – и распевает веселей… Он телом здрав затем, что сердцем щедр». 4

Некоторые жонглеры оставались постоянно служить в замках. Таких  артистов стали называть менестрелями, т.е. служителями искусства. Они сочиняли и исполняли под музыку стихи и баллады, развлекая рыцарей и дам.

Под влиянием роскоши восточных  правителей, с которой познакомились  крестоносцы, все изысканнее становятся жилища и костюмы феодалов, богатых  горожан, а зрелища, устраиваемые для  них, приобретают особую пышность. Крупные  феодалы завели в своих замках дворы наподобие королевских  с особым порядком – церемониалом.

В рыцарях стали со временем ценить не только их происхождение, боевые заслуги, но и образованность, и придворную обходительность, и изысканную вежливость – «куртуазность». Эти добродетели, которыми обязан был обладать идеальный  рыцарь, были на самом деле очень  далеки от реальных качеств феодалов.

Придворное общество услаждалось  теперь стихами поэтов. Во Франции  такого поэта называли трубадуром или  трувером, в Германии – миннезингером. Поэты славили любовь к Прекрасной даме – возвышенную и вечную. Своего расцвета поэзия трубадуров достигла в XI вв. Известны были даже женщины-поэты. Свои стихи и песни они посвящали  Прекрасному рыцарю. Сами поэты, особенно знатные дворяне, редко исполняли  свои стихи и песни: для этого  приглашали жонглеров, которые все  чаще выступали рядом с трубадурами. В королевских и рыцарских  замках за небольшую плату жонглеры пели, плясали, играли шутливые сценки. Часто они разыгрывали и военные  сцены, например, о битве за Иерусалим.

Информация о работе Городская культура