Готический и романский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».

Содержание

Введение…………………………………………………2стр.
Романский стиль……………………………………….3-8стр.
Готический стиль………………………………………9-11стр.
Заключение……………………………………………12-13стр.
Список использованной литературы…………………………14стр.

Вложенные файлы: 1 файл

романский и готический стиль.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………2стр.

Романский стиль……………………………………….3-8стр.

Готический стиль………………………………………9-11стр.

Заключение……………………………………………12-13стр.

Список использованной литературы…………………………14стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную  идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство  воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими  посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».

 

Строго следуя универсальным церковным  канонам, средневековые художники  призваны были в образной форме явить  божественную красоту. Эстетический идеал  средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание  красоты. Идея превосходства духа над  телесным, плотским представлена в  аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости  и отрешенности от внешнего мира. В  развитии европейской архитектуры  раннего средневековья можно  выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской  архитектуры и означала переход  ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних  и тех же в основном социально-исторических условиях.

 

В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных  стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.

 

 

 

 

 Романский.

 

Название это появилось  только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.

 

 

Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально  все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали  ее для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне  содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках  короля. Таким образом возникли сложные  взаимозависимые отношения между  господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени  общественной лестницы. Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны  велись практически постоянно. В  результате центральная королевская  власть теряла свои позиции, что приводила  к раздробленности государств. Экспансионистские  стремления особенно наглядно выражались в крестовых походах и в  порабощении славянского Востока.

 

 

Характерные черты.

 

Важной задачей романского строительного искусства стало  преобразование базилики с плоским  деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие  пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать  и главные нефы. Толщина свода  иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

 

Основой для новых типов  сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в  плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие  от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами  базилика)

 

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической  превратилась в полукруглую, можно  получить так называемый повышенный крестовый свод. Своды чаще всего  имели полнотелую кладку, что, как  мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим  шагом вперед стал романский составной  пилон: к основному пилону добавлялись  полуколонны, на которые опирались  гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение  нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и  пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

 

В более позднее время  сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция  получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала  остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 - 1066).

 

Для перекрытия боковых нефов  вместо крестового свода иногда применялись  полуцилиндрические своды, очень часто  используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это, прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

 

Типы сооружений Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства  сыграли монашеские ордена, в большом  количестве возникавшие в то время, - особенно бенедиктинский орден, основанный в VI в. в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший  опыт.

 

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными  церквами были важной составной частью общественной жизни в романский  период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить  Клюнийский монастырь. В конце XI в. в  Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая  монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был  смело, перекрыт 28 - метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно, вело к обогащению палитры строителей.

 

В романской архитектуре  существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно  размещенными апсидами.

 

Развитие романской архитектуры  характеризуется изменениями в  организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной  организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное  пространство, особенно популярное в  Германии, Испании и французских  областях между реками Луарой и Гаронной.

 

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например во Франции  и южной Англии (кафедральный собор  в Норвиче, 1096 - 1150).

 

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего  пространства.

 

Степень воздействия базиликальных  пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения  стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию  организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без  ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

 

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат  плана главного нефа приходится два  элемента боковых нефов. Между двумя  пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более  стройным. Чередование массивных  и более тонких пилонов могло  бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов  оказывалось сильнее: при использовании  шестичастного свода, когда все  пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа  одинаковых опор создает впечатление  большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый  декор, часто украшена «слепыми»  арками, иногда расположенными в несколько  ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких  высоких окон. Интерьер украшен живописью  и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

 

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность  ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая  по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается  различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

 

Пилоны, так же как и  колонны, имеют трехчастное деление  на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем  изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны  используются там, где свод имеет  небольшой пролет или маленькую  высоту в подземных криптах или  в окнах, когда несколько узких  проемов объединились в группу.

 

Внешний вид романской  церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме  блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они  стали только в готический период.

 

В результате простого объединения  объемов возникали различные  композиции. Доминирующее положение  занимает объем главного нефа с полукруглой  апсидой, с одним или несколькими  поперечными нефами. Различного типа башни размещают по - разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех - или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного  нефов. Наибольшее внимание уделяется  западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко  и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из - за большой толщины стен образован  уступами, в углы которых устанавливаются  колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть  фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей  увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает  обычно двукратной ширины нефа.

 

Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые  были воинскими опорными пунктами и  административными центрами. Они  имели регулярную планировочную  основу. Ряд их существовал еще  в раннем средневековье, однако в  тот период они превращались в  торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.

 

 

 

 

Готический.

 

В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней  Европе возросли урожаи. В связи  с этим часть сельского населения  стала специализироваться на ремесленном  производстве и в торговле, освободившись  от влияния феодалов и создав самостоятельные  коммуны. Так внутри феодального  общества возник новый класс - городская  буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего  на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса.

 

 

Историческая характеристика стиля готика

 

В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое  строительство. Новый архитектурный  стиль получил название готики. Это  название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими  таким образом свое отношение  к казавшейся им варварской архитектуре  Западной и Средней Европы.

Информация о работе Готический и романский стиль