Готический и романский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».

Содержание

Введение…………………………………………………2стр.
Романский стиль……………………………………….3-8стр.
Готический стиль………………………………………9-11стр.
Заключение……………………………………………12-13стр.
Список использованной литературы…………………………14стр.

Вложенные файлы: 1 файл

романский и готический стиль.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

 

Хотя готика возникла в  процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей  архитектуре ренессанса, барокко  и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание  организации пространства и объемной композиции. Название « готика »  не отражает правильно существо данного  стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль  получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).

 

 

Характерными чертами  стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная  каркасная система опор и ребристый  свод. Преимущество использования ребер  заключается в том, что свод может  быть больше, вследствие чего уменьшаются  возникающие от него нагрузки. Погашение  этих нагрузок системой контрфорсов  позволило сделать более тонкими  и стены. Стремление максимально  уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала  быть несущим элементом и стала  всего лишь заполнением между  несущими пилонами. В результате своей  вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил  полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье  сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры  и колонны переносят собранные  в пучок статические нагрузки на фундаменты.

 

С развитием стиля готика готическое пространство значительно  изменяется. Если разнообразная в  своих проявлениях романская  архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического  стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью  монашеских орденов цистерцианцев  и доминиканцев и работающих на них  строительных артелей распространяются во все доступные области. 

 

Уже в поздний романский  период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают  в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где  романская школа отставала в  развитии и где непосредственно  не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому  искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она  появляется в Англии, а в следующем  столетии в Германии, Италии и Испании.

 

 

 

больше, вследствие чего уменьшаются  возникающие от него нагрузки. Погашение  этих нагрузок системой контрфорсов  позволило сделать более тонкими  и стены. Стремление максимально  уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала  быть несущим элементом и стала  всего лишь заполнением между  несущими пилонами. В результате своей  вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил  полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье  сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры  и колонны переносят собранные  в пучок статические нагрузки на фундаменты.

 

С развитием стиля готика готическое пространство значительно  изменяется. Если разнообразная в  своих проявлениях романская  архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического  стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью  монашеских орденов цистерцианцев  и доминиканцев и работающих на них  строительных артелей распространяются во все доступные области. 

 

Уже в поздний романский  период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают  в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где  романская школа отставала в  развитии и где непосредственно  не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому  искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она  появляется в Англии, а в следующем  столетии в Германии, Италии и Испании.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Главное отличие между  описываемыми стилями заключалось  в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а  готические конструкции приобрели  более совершенный, облегченный  в ряде сооружений каркасный характер.

 

Романская архитектура сложилась  в результате совмещения исконных местных  и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские  укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

 

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы  античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось  от архитектурных деталей античного  происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

 

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными  историками для характеристики всего  средневекового искусства, которое  ассоциировалось у них с варварским искусством).

 

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой  культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального  начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области  искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.  Бирюкова, Н.В. История  архитектуры: Учеб. пособие / Н.В.  Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с. 

2.  Гутнов А. Э. Глазычев  В. Л. Мир архитектуры. –  М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с. 3.  Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций /  образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.

 

3.  Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – 200 с.

 

4.  Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Готический и романский стиль