Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 00:48, контрольная работа
Готика царила повсеместно. Как в Париже Нотр-Дам, венский собор св. Стефана главенствует над огромной столицей.
Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почти одинаковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по- дворцовому обширное пространство, — новшество германской готики.
В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вы¬звал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий— ратуш, торговых рядов и складов, домов цеховых организаций. Величественные городские звонницы — вечевые башни (бефруа), игравшие важную роль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду с собором, как бы символом мощи и богатства города, — замечательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.).
Введение…………………………………………………………………….2
1.Готический стиль в архитектуре Западной Европы……………….…..2
2. Готический стиль во Франции………………………………………….5
3. Готический стиль в Германии………………………………………......8
4. Готический стиль в Англии……………………………………………..9
5. Готический стиль в Италии………………………………………….....10
6. Готическая живопись. Витраж и книжная миниатюра……………….11
Заключение………………………………………………………………....13
Список использованной литературы……………………………………..16
2. Готический стиль во Франции………………………………………….5
3. Готический стиль в Германии………………………………………......8
4. Готический стиль в Англии……………………………………………..9
5. Готический стиль в Италии……………
6. Готическая живопись. Витраж и книжная миниатюра……………….11
Основой романского храмового здания
служила сама каменная масса. Эта масса
с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась
и уравновешивалась подпружными а
Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов— полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы— контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.
Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.
Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18—20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском —до 38 и, наконец, в Амьенском—до 42м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.
Готические соборы не только высоки,
но и также очень протяженны: например
Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина
трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг
него требуется пройти по меньшей мере
полкилометра. И с каждой точки собор смотрится
по-новому. В отличие от романской церкви
с ее четкими, легко обозримыми формами,
готический собор необозрим, часто асимметричен
и даже неоднороден в своих частях: каждый
из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,
галереи, башни, какие - то площадки с аркадами,
громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно
сложная, ажурная игра ажурных форм. И
все это пространство обитаемо - собор
и внутри и снаружи населен массой скульптур
(
в Шартрском соборе около десяти тысяч
одних статуй). Они занимают не только
порталы и галереи, но их можно найти также
и на кровле, карнизах, под сводами капелл,
на винтовых лестницах, возникают на водосточных
трубах, на консолях. Словом, готический
собор - это целый мир. Он и действительно
вобрал в себя мир средневекового города.
Если даже сейчас, в современном Париже,
собор Парижской Богоматери царит над
городом, и перед ним меркнет архитектура
барокко, ампира, классицизма, то можно
представить, как еще более внушительно
он выглядел тогда, в том Париже, среди
кривых улочек и маленьких двориков по
берегам Сены. Тогда собор был чем - то
большим, чем просто местом церковной
службы. Вместе с ратушей, это был центр
всей общественной жизни города. Если
ратуша являлась центром деловой деятельности,
то в соборе, кроме богослужения происходили
театральные представления, читались
университетские лекции, иногда заседал
парламент и даже заключались мелкие торговые
договоры. Многие городские соборы были
так велики, что все население города не
могло его заполнить. Возле собора, как
правило, располагались торговые ряды.
Потребности городской жизни побудили
преобразовать замкнутый толстостенный,
крепостного типа романский собор вот
в такой пространственный, открытый вовне.
Но для этого надо было изменить саму конструкцию.
А вслед за конструкцией произошло и изменение
архитектурного стиля. Поворот к готике
начался с архитектуры, и лишь потом стал
распространяться на скульптуру и живопись.
Архитектура неизменно оставалась основой
средневекового синтеза искусств. Если
сравнивать типичные сооружения романского
стиля и готики, то кажется, что они противоположны.
Одни - представители массивности, другие
- легкости. Но если взять сооружения переходного
периода, то видно, что готика берет свое
начало из романских корней. Началось
все это с простейшей клетки, с ячейки,
покрытой сводом, травеи. Они были квадратными,
и это ставило определенный предел по
расширению главного нефа. Храм при такой
системе перекрытий не мог быть достаточно
просторным внутри - он оставался узким
и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы
расширить и облегчить систему сводов.
Сплошные своды заменяются реберными
перекрытиями - системой несущих арок.
Вся воздушность, вся сказочность готического
строения имеет рациональную основу: она
вытекает из каркасной системы постройки.
Средневековые зодчие с гениальной интуицией
применили здесь закон параллелограмма
сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего
не несет, и, следовательно, ее незачем
делать сплошной и глухой. Так появляются
сквозные галереи, аркады, огромные окна.
Галереи используются для установки статуй,
а окна - для монументальной живописи из
цветных стекол. Средневековые художники
страстно любили чистые, яркие, звучные
краски. Это сказалось и в витражах, и в
миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри
собор просторен, трансепт почти сливается
с продольным пространством. Таким образом
устраняется резкая граница между клиром
и посетителями. "Святилище" перестает
быть чем - то недоступным и сокровенным.
Гробницы помещаются прямо в храме, а не
в темной подземной крипте, как в романских
церквах. Стиль готики драматичен, но не
мрачен и не уныл. Что же представляли
собой средневековые города? Основная
масса городского населения представляла
собой самые мятежные, самые свободные
слои общества. Ремесленники уже не были
чьими - то слугами, они объединялись в
самостоятельные союзы, цеха. Во многих
городах возникли университеты. Соборы
и ратуши возводились по заказу городских
коммун. Строились и достраивались они
долго - десятилетиями, а то и веками. Все
изобразительное убранство готических
соборов, включая статуи, рельефы, витражи
и алтарную живопись, все это мыслилось
как своеобразная энциклопедия средневековых
знаний - конечно подчиненных богословию.
Причем в каждом соборе прослеживалась
своя тема. К примеру Парижский посвящался
богоматери и всему, что с ним связано;
Амьенский - выражал идею мессианизма:
на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы
этих изобразительных богословских энциклопедий,
были, в общем, столь расплывчаты и аллегории
настолько условны, что под их сенью находили
себе место самые разнообразные сюжеты
и мотивы, в том числе и очень далекие от
церковной концепции мироздания. Под руками
средневековых камнетесов мертвый камень
оживает и расцветает тысячами соцветий.
Трудно найти в истории более органические
формы синтеза искусства, возникающие
на этой основе. В большинстве готических
соборов скульптурное убранство преобладало
над живописью, если не считать витражи:
это опять - таки определялось характером
архитектуры, сделав стены ажурными и
потому неподходящими для фресок.
2.Готический стиль во Франции.
В силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления, о которых мы говорили выше, обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому. Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным. Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». А кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции:Пикардия,Шампань и Нормандия—с такими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан, — истинными сокровищницами готического искусства.
Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не одинаковой в разных странах.
Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) —
самый внушительный и, несомненно, самый
замечательный памятник ранней готики,
которым и открывается новая эра в истории
западноевропейской архитектуры. Почти
шесть веков прошло с тех пор, как был он
воздвигнут, и Париж преобразился благодаря
его стройной громаде, воцарившейся над
городом. Во много раз увеличилась за эти
века столица Франции, украсилась многими другими
памятниками, знаменитыми на весь мир,
но Нотр-Дам по-прежнемуглавенс
Реймский собор (где короновались французские
короли и в который победно внесла свое
знамя Жанна д'Арк) вместе со столь
же прославленным Шартрским соборо
Есть в Нормандии городок Мон-Сен-Мишель. Он
высится на скале, в час прилива со
всех сторон окруженной морем. Это своего
рода заповедник готического искусст
Подобный же благодарности достоин славный мастер (возможно, Пьер де Монтеро), создавший такую подлинную жемчужину высокой готики, как Сен Шапель в Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл. Чудесен ее интерьер: вместо стены— ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкой изящнейших архитектурных форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода, доводя их динамику до самого пола. Стремительность взлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.
От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждение: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского — башни, от Парижского — фасад, от Амьенского— продольный корабль, от Реймского — скульптуру». Но и в этих высказываниях названы далеко не все замечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции.
Замки, все более приобретающие характер дворца,
городские ратуши с открытыми галереями,
знаменитый Дворец правосудия в Руане, частные
дома свидетельствуют о развитии светского
строительства в XIV—XV вв. Но после своего
великого расцвета в XIII в. готика уже отошла
от достигнутой ясности, от своего совершенства. Краббы —
причудливые декоративные детали в виде
стилизованных листьев, укрепля
3.Готический стиль в Германии.
В Германии готический стиль развился
позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета
французов, германские искусствоведы
склонны видеть в германском художественном гении самого полного
и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика,
говорят они, как бы созданы друг для друга.
Действительно, готика была периодом расцвета
германского искусства, лишь с
трудом и не до конца воспринявшего впоследствии
идеалы Ренессанса. Созданное германским
художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейш
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это- в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.
Но французы скажут в ответ, что в их готике
порыв не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность
и завершенность и в то же время большее изящество,
что безудержная порывистость чужда французскому художественному г
Тут два взгляда, как будто несовместимые. И однако те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусство французы — Кельнским собором.
«...Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гоголь считал этот собор венцом готического искусства. Гордость Германии — Кельнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Гордость Франции — Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, — воФрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурном шатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня — «самое высокое и ясное откровение готической мысли».
Информация о работе Готический стиль в архитектуре Западной Европы