Деятели Краснодара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:27, доклад

Краткое описание

Фелицын Евгений Дмитриевич
История создания Кубанского войскового музея тесно связана с деятельностью известного регионального исследователя Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью". О нем говорили, что он

Вложенные файлы: 1 файл

деятели.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

Куликовский Михаил Алексеевич 

Главный режиссер Краснодарском  краевого театра драмы, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, почетный гражданин города Краснодара, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, депутат  краевого Совета депутатов трудящихся, член президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), председатель правления  Краснодарского отделения ВТО, член комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по Государственным премиям РСФСР в области литературы, искусства и архитектуры, член комиссии по драматургии и критике Союза писателей РСФСР . Михаил Алексеевич Куликовский родился 15 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Первая мировая война, революция, гражданская война - все эти исторические события непосредственно коснулись его семьи. Отец - костромской крестьянин, затем питерский рабочий фабрики государственных знаков, участник Октябрьской революции. Он оказал большое влияние на сына. Это был настоящий рабочий интеллигент. Миша пошел бы по стопам отца, если бы не объявление о приеме в театральную студию Александрийского театра, которое он, студент Ленинградского технологического института, случайно увидел из окна трамвая. Михаил поступил в эту школу-студию и окончил ее в 1927 году. Один из немногих, он был зачислен в труппу старейшего русского театра, который сегодня называется Санкт-Петербургский академический театр драмы им. А.С. Пушкина. Первый учитель Куликовского, режиссер С. Нерадовский, стал его наставником и другом. Он приобщил юношу к чтению, научил чувствовать и понимать искусство, разбираться в явлениях жизни. «Уроки его остались по мне навсегда», - признавался М.А. Куликовский. Знаменитый режиссер Ю. Юрьев, сценический партнер М. Савиной и В. Комиссаржевской, замечательных русских актрис, преподал М.А. Куликовскому азы актерского мастерства. Михаил Алексеевич застал на сцене великого В. Давыдова, участвовал в знаменитом мейерхольдовском «Маскараде», в массовых сценах во мхатовских спектаклях. Позже М.А. Куликовский с успехом высту­пал на сцене Ленинградского театра комедии, а в конце 30-х годов, увлекшись режиссурой, уехал в провинцию. Играл крупные роли и самостоятельно ставил спектакли в театрах Петрозаводска, Таганрога, Симферополя. Обретя большой опыт, режиссерские навыки, профессионализм, сделав себе имя в театральных кругах страны, он становится главным режиссером Оренбургского, а затем Иркутского театров. В 1959 году М.А. Куликовский переехал на Кубань, навсегда связав свою жизнь и творческую судьбу с краснодарской сценой. Более четверти века он возглавлял Краснодарский краевой театр драмы: был его главным режиссером. Недаром М.А. Куликовского называют «легендой театральной Кубани». Театр, руководимый М.А. Куликовским, стремился определить свой творческий облик, искал свою тему в искусстве. Уже первые спектакли говорили о тяготении коллектива к героико-романтической теме. Появляются на сцене «Океан» А. Штейна, «Иркутская история» А. Арбузова, «Маскарад» М. Лермонтова. «Поднятая целина» М. Шолохова, «Король Лир» В. Шекспира. В режиссерском труде М.А. Куликовского важную роль играет его актерское дарование, огромная сценическая культура человека, воспитанного на лучших традициях русского театра. Не случайно особое место принадлежит любимому им герою - Арбенину из «Маскарада» М. Лермонтова. Арбенин в исполнении Куликовскою предстал и прокурором, и адвокатом своей судьбы. Актер раскрыл в нем человека, ставшего жертвой «века блестящего и ничтожного». Герой Куликовского отличался от окружающего его общества тем, что сохранил способность к борьбе. Он наделен той самой «гордой душой», которая «не устает и не хладеет под ношей бытия». Роль Арбенина в исполнении Куликовским была отмечена в Театральной энциклопедии. Это была единственная роль, сыгранная Михаилом Алексеевичем на краснодарской сцене. Но любителям театрального искусства других городов запомнились его Чацкий в «Горе от ума» А. Грибоедова, Федор Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого, генерал Огнев во «Фронте» А.Корнейчука, офицер Сафонов в симоновских «Русских людях». Творчество М.А. Куликовского многопланово. Он ставил спектакли разные по теме, жанру и стилю. Таковы спектакли, составившие тетралогию о суровых днях Великой Отечественной войны. Это постановка пьесы С. Алешина «Каждому свое», драма кубанского автора Б. Каспарова «День седьмой», «Трибунал» A. Макаенка и «Нашествие» Л. Леонова. Многие спектакли, поставленные М.А. Куликовским, среди которых «Человек и глобус» В. Лаврентьева, «Продолжение» Д. Валеева, а также «Премия» Л. Гельмана, «Энергичные люди» B.Шукшина, «Безымянная звезда» М. Себастиана, получили признание зрителей и высокую оценку критики. В 1978 году в обращении к молодежи Кубани он говорил о том, что искусство всегда должно быть гражданственным, это школа жизни, школа мышления, школа нравственности. Оно формирует духовный мир человека, вырабатывает в нем способность к сопереживанию, состраданию. М.А. Куликовский напомнил слова Н. Гоголя о важности постижения искусства в молодые годы: «Забирай с собой, выходя из мягких юношеских лет... все движения человеческой души, не оставляя их на дороге, - не подымешь потом». Народная мудрость гласит: «Учитель воспитывает ученика, чтобы было у кого потом учиться». Этой народной мудрости придерживался всю жизнь М.А. Куликовский, который очень любил молодежь, не жалел ни сил, ни времени для работы с молодыми актерами. Режиссуру Куликовского можно назвать педагогической, а его репетиции - «уроками Куликовского», так как они давали не только профессиональные знания, но и навыки житейской мудрости, образцы поведения, демократизма и остроумия. Как режиссер-педагог Михаил Алексеевич воспитал в стенах Краснодарского театра драмы большую группу ярких актеров. Это народные артисты России А. Кузнецова, И. Макаревич, А. Горгуль, заслуженные артисты РСФСР Е. Афанасьева, С. Гронский, П. Петров, артисты А. Попов, Л. Жаданова, Ю. Косых, Л. Евстигнеева, Е. Братковская, C.Голубь, Л. Иванов, Т. Лисица и другие. Многие из его учеников успешно работают сегодня в разных театрах нашей страны. М.А. Куликовскому удалось собрать прекрасный актерский коллектив. Он всегда бережно, внимательно относился к актерам, никогда не делил роли на главные и второстепенные. В отборе репертуара М.А. Куликовский был изобретателен и безошибочен. Он заинтересованно относился к произведениям кубанских авторов. На сцене Краснодарского театра драмы получили живое воплощение пьесы А. Яковлева «Великое сердце», «Рубиновые всполохи», В. Бакалдина «Человек с последней парты», инсценированный роман Б. Крамаренко «Плавни», драматический триптих А. Ломоносова по пьесам Н. Погодина «Незабываемые годы», романтическая комедия В. Мхитаряна «Верните бабушку». Особенно удавались режиссеру комедии: лирическая «Собака на сене» Лопе де Вега, изящная «Миллионерша» Б. Шоу, гомерически смешная «Дуэнья» Р. Шеридана, сельская история «Любовь и голуби» В. Гуркина и другие. Воспитанник старой александрийской школы, М.А. Куликовский жил и творил в духе времени. "Он любил драматургию А. Арбузова («Годы странствий», «Этот милый старый дом»), ставил произведения А. Гельмана («Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми»). Драматические произведения А. Горького увидели свет рампы Краснодарского драматического театра, носящего имя великого писателя - «Васса Железнова», «Старик», «Варвары» и другие. Одним из самых красивых его спектаклей был «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, в котором он открыл новую актрису, Татьяну Лисицу. Она блистательно сыграла Сюзанну. Обратившись к «Трибуналу» А. Макаенка, он на главные роли назначил «неглавных» артистов - Лию Шереметьеву и Петра Петрова (ныне заслуженные артисты Кубани), которые создали колоритные, правдивые образы молодых супругов из далекого белорусского села, оккупированного гитлеровцами.Заслуга М.А. Куликовского в том, что краевой театр драмы получил высокое и почетное звание академического. Здесь им поставлено более 60 спектаклей по произведениям отечественной и зарубежной классики, современных авторов. Его спектакли навсегда останутся в памяти тех, кому довелось их видеть. Спектакли «Кочубей» А. Первенцева и «Старик» М. Горького были награждены Государственной премией им. К. Станиславского. «Фауст» И. Гете - сбывшаяся мечта всей жизни М.А. Куликовского. Два десятилетия он вынашивал план постановки этого спектакля. «Фауст» с его мятежным духом, неудержимым стремлением человека к познанию истины, к раскрытию смысла жизни, постоянно увлекал, будоражил фантазию художника. Неоднозначность человеческой натуры волновала его и как режиссера, и как актера. Основа режиссерского замысла спектакля - двойственная природа человеческой души: «Но две души живут во мне». В работе над «Фаустом» проявился большой организаторский талант Куликовского. Ему понадобились четкая академичность «Александринки» и собственный актерский темперамент, богатейший опыт постановщика, а также чуткое понимание запросов зрителей. Этим спектаклем режиссер подвел итог своей деятельности режиссера-постановщика. Он стал событием в театральной жизни не только Кубани, но и всей страны. Профессиональную работу М.А. Куликовский всегда сочетал с общественной. На протяжении многих лет он был депутатом Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, с 1960 по 1988 год - председателем правления Краснодарского отделения Всероссийского театрального общества, членом секции драматургии при Союзе писателей РСФСР, членом комиссии Президиума Верховного Совета по присуждению Государственной премии - РСФСР в области литературы и искусства. В составе творческих делегаций неоднократно выезжал в Чехословакию, Болгарию, Польшу, Монголию, США, Италию, Испанию, Францию, Финляндию и на Кубу. За большие достижения в искусстве М.А. Куликовскому присвоено звание народного артиста СССР, он награжден орденом Ленина, орденом трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. Разносторонне одаренный, духовно богатый, требовательный к себе и внимательный к людям - таким он запомнился всем, кто знал этого удивительного человека. Умер Михаил Алексеевич 17 октября 1996 году, не дожив до своего 90-летия один месяц. В одной из своих статей Куликовский писал: «Я спешу вам еще и еще раз повторить, что самая большая должность на земле - должность Человека». Эту мысль Михаил Алексеевич Куликовский последовательно воплощал и в своих спектаклях, и в своей жизни. 29 мая 1997 года Дума Краснодара приняла решение присвоить новой улице имя Куликовского и тем увековечить память об этом замечательном человеке. Губернатором края было принято решение о присуждении премии имени народного артиста СССР М.А. Куликовского за большой вклад в развитие культуры и искусства на Кубани.

Варавва Иван Федорович 

Кубанский поэт И.Ф.Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Самарского района Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Его предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи, отважными первопроходцами Черномории. Со школьной скамьи семнадцатилетним юношей он идет на фронт защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Был ранен и тяжело контужен, но дошел до Берлина победителем. В 1942 году в армейской печати появляются его первые стихи. На творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера — Александр Твардовский и Владимир Сосюра, ставшие его первыми учителями и наставниками. В московском Литературном институте им. М.Горького, молодой поэт подружился также с ученым-фольклористом В.М. Сидельниковым, который на всю жизнь увлек его собиранием песенного народного творчества. В 1950 году И.Ф. Варавва закончил литературный институт и возвратился на Кубань, в старинную казачью станицу Староминскую. Через год в станице увидела свет его первая книжка лирики «Ветер с Кубани». Одним за другим выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура» и многие другие. Уже в первых книгах заметно влияние на творчество И.Ф. Вараввы народной песни, бытующей на Кубани на основе русского и украинского языков. Став журналистом краевой газеты, он значительно расширяет свою поэтическую географию, знакомясь с жизнью земляков в самых отдаленных уголках казачьей земли. Учеба на Высших сценарных курсах в Москве сближает его с выдающимся украинским режиссером и сценаристом А.П. Довженко. Новые книги: «Огонь горицвета», «Песня гайды», «Казачий шлях», «Соколиная степь» — закрепляют за ним славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души. Этапным в творчестве Ивана Федоровича стал фольклорный сборник «Песни казаков Кубани», выпущенный Краснодарским книжным издательством в 1966 году. За то, что поэт осмелился включить в него украинский национальный гимн « Ще не вмерла Украина...», бытовавший на Кубани как популярная народная песня, власти подвергли его жесткой критике. Но поэт продолжает работать над популяризацией народного слова, издав через некоторое время обширный сборник переводов и поэтических переложений на русский язык черноморских (украинских) народных песен «Казачья бандура». Поэт все чаще создает свои новые произведения на черноморском диалекте украинского языка, особенно когда обращается к казачьей старине. Самое крупное из них — комедия «Хорош дом — да морока в нем», поставленная Краснодарским государственным академическим театром драмы имени М.Горького к 70-летию И.Ф.Вараввы. Эта комедия, как и лирика, написанная на старокубанском наречии, включена в сборник его лучших избранных произведений «Казачий кобзарь» (1997 г.). Музыку на тексты И.Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами. Иван Федорович Варавва — лауреат литературной премии имени А.Твардовского (1996), нескольких литературных премий Кубани. Почетный гражданин Краснодара (1995), почетный гражданин болгарского города Несебрь (1975), почетный колхозник колхоза «Сопка Героев» Крымского района (1979), народный поэт Республики Адыгея (2000). Награжден орденами Отечественной войны II и I степени (1944, 1984), Красной Звезды (1970), «Знак Почета» (1987), медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Варшавы» (1945), «535 лет Грюнвальдской битве» (1945), «За взятие Берлина» (1945), пятнадцатью юбилейными медалями. В прошлом являлся Депутатом краевого Совета депутатов трудящихся нескольких созывов. Умер Иван Федорович 12 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.


Информация о работе Деятели Краснодара