Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа
Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.
Введение
3
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10
10
15
30
30
42
49
Заключение
Список литературы
Это не останавливает
активные поиски в центре и
на местах новых форм и
В Краснодарском крае еще в 1998 году принят Закон Краснодарского края «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае», к редакции которого законодатель обращался неоднократно (2002, 2003, 2004 гг.). В Ростовской области законодатель уделяет большое внимание проблемам формирования и организации молодежной политики. Основным документом, определяющим правовые основы молодежной политики в области в настоящее время является Областной Закон Ростовской области «Об областной целевой программе Молодежь Дона» на 2006-2010 годы»[7]. Таким образом, в одном субъекте есть Закон о ГМП в другом - нет. Принципиальным образом на реальную социальную ситуацию в молодежной среде это не влияет. Главное, что исполнительная, законодательная и судебная власть этих субъектов предпринимают реальные попытки к изменению ситуации к лучшему и видят основные направления и задачи современной молодежной политики в постепенном разрешении наиболее актуальных, на сегодняшний день проблем молодых людей: образование, жилье, занятость. Решение этих задач может помочь вытянуть всю сложнейшую цепочку молодежной проблематики из русла социального исключения, разрушительных тенденций в среде молодого поколения россиян и перейти на интеграционную модель социализации молодежи[8].
В то же время,
специалисты по работе с
На наш взгляд, следует
продолжить работу над
В условиях социального,
правового, демократического
Говоря о повышении
эффективности молодежной
Совершенствование нормативно-
Законопроект ФЗ «О государственной молодежной политике в РФ» определяет следующие основные задачи: - закрепление ключевых понятий ГМП; - формирование основ правового регулирования в сфере ГМП РФ; - установление субъектов осуществления ГМП; - разграничение компетенций и полномочий в сфере ГМП между федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти; - определение основных принципов и приоритетных направлений ГМП; - формирование мер и механизмов реализации ГМП.
Действительно, на
федеральном и региональном
Отрицательные стороны -до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального Закона о государственной молодежной политике; -действующая Конституция России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика"; -отсутствует федеральный -слабо разработаны |
Положительные стороны -обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; -создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; -осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; -предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству; -регулирование рассматриваемых вопросов на законодательном уровне чрезвычайно ограниченно; -существует значительное число подзаконных нормативных актов, затрагивающих отдельные вопросы реализации государственной молодежной политики, однако такие акты не образуют цельной системы
|
Глава 2. Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ
Государственная молодежная политика - внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
К положительным результатам реализации молодежной политики можно отнести создание центров трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и др.
В 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи одобрена концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. За несколько лет была сформирована система институтов ГМП на федеральном уровне и практически во всех субъектах федерации.
Разрабатывалась также система мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлечённости в различные формы политического участия.
Молодежная политика представляет собой "молодежный срез" государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может также осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в грудном, ущемленном положении и только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение. Целью молодежной политики должно быть не просто создание благоприятных условий, способных улучшить качество жизни, а социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества. Необходима комплексная программа социального развития молодежи региона, включающей ряд подсистем (направлений) - политику в области образования, занятости, здравоохранения и социальной защиты молодежи. Механизм реализации программы должен предусматривать основные блоки: нормативно-правовой, организационный, технологический и ресурсный.
Недостаточная эффективность
современной государственной
Положение усугубляется отсутствием законодательного закрепления понятия "молодежь" как единой социальной группы по критерию "возраст". Проблемой остается и выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в политических процессах и государственном управлении. Все это приводит к тому, что, несмотря на активизацию действий органов исполнительной власти, социально-экономическое положение большинства молодых россиян не улучшается. Сложившаяся ситуация вызывает у молодого поколения недоверие к государственной молодежной политике. Большинство молодежи считает, что государству до них нет дела, а сами они не в состоянии влиять на принятие социально-значимых решений.
Анализ Федеральной целевой программы России (2001-2005 годы) позволяет выделить главные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:
-создание условий для
гражданского становления,
-формирование и развитие системы оказания социальных услуг молодежи;
-обеспечение государственной поддержки молодых семей;
-создание системы научно-
Проблемы в области молодежной политики, которые требуют решения:
-отсутствует федеральный
закон, определяющий
-слабо разработаны
-отсутствует система
мониторинга состояния
-слабое финансирование;
-отсутствие системы органов по делам молодежи;
-необходимо совершенствование нормативно-правовой базы;
-повышение эффективности
государственной молодежной
-создание условий для самоорганизации молодежи.
Необходимо совершенствование
всей системы государственной
1. Разработать программу создания системы молодежного законодательства;
2. Политическое участие молодежи должно стать приоритетным направлением внутренней политики государства.
К настоящему времени большинство республик в составе. РФ имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в большинстве региональных законодательных актах учитывается два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные потребности молодежного социума и региональные возможности конкретной территории. Региональное законодательство в области молодежной политики как правило расширяет сферу общефедеральных нормативов, которые фиксируют своего рода обязательный минимум. Во многих регионах разработаны и приняты государственные программы и различные директивы органов исполнительной власти в области молодежной политики. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.
Условия деятельности и ресурсы государственной молодежной политики различаются по регионам. Это обстоятельство становится исключительно важным в условиях, когда регионы вынуждены взять на себя инициативу и значительную долю работы по реализации этого направления государственной деятельности. В то же время ряд регионов, прежде всего депрессивных, испытывает проблемы в обеспечении эффективности своих мероприятий в данной области.
Существует практика принятия
законодательных актов
До последнего времени проблемы молодежи и молодежной политики на местном уровне "пристегивались" к проблемам образования, культуры, спорта. Само понятие "местная (муниципальная) молодежная политика" не институциализировано, ответственность за работу с молодежью на уровне районов, как правило, несут люди, имеющие практический опыт в системе образования, культуры, спорта, но не обладающие специальным образованием, зачастую не знающие правовых, педагогических и психологических аспектов молодежной работы. Осложняет ситуацию и то, что не создана эффективная управленческая вертикаль по реализации государственной молодежной политике, не определены функциональные обязанности молодежных работников, районных органов по делам молодежи, отсутствуют кадры специалистов в области молодежных проблем. Пути решения проблемы "молодежь" лежат в совершенствовании всей системы государственной молодежной политики - как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Речь идет об уточнении концепции государственной молодежной политики, о совершенствовании нормативно-правовой базы ГМП (прежде всего о принятии федерального закона, устанавливающего основы ГМП в РФ), об определении и соблюдении принципов финансирования мероприятий в данной сфере.
В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все население, объединенное различными связями и взаимодействиями (от отдельных индивидов до социальных общностей различного уровня). В выработке социальной политики и ее реализации участвуют все три стороны: власть, общество (политические институты), и население (отдельные личности и объединения граждан).
Цель молодежной политики видится в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи. В то же время отмечается, что в методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи. Проблема видится в том, что эта теория разработана недостаточно. В самом общем определении социальное развитие охватывает изменения, отражающие становление молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни. С этой точки зрения создание условий представляется не целью политики, а средством ее реализации.