Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа
Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.
Введение
3
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10
10
15
30
30
42
49
Заключение
Список литературы
-установление дополнительных
к федеральным льгот для
-организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
-координация деятельности
всех учреждений и организаций,
К компетенции местного самоуправления
в сфере государственной
-планирование, организация,
регулирование осуществления
-разработка и реализация
программ в области
-формирование местных
бюджетов и фондов в части
расходов на реализацию
-создание, реорганизация
и ликвидация муниципальных
-строительство зданий
и сооружений муниципальных
-установление дополнительных
к федеральным и
-координация деятельности
всех учреждений и организаций,
Существенно расширилось законодательство о молодежи и её политическом участии в 1996-2001 годах. Были приняты следующие правовые акты:
- "О Федеральной целевой программе "Молодежь России" (1998-2000 гг.)". Постановление Правительства РФ (18 июня 1997г. №746);
- Федеральная целевая программа "Молодежь России (1998-2000 гг.)";
- Вопросы государственного комитета РФ по делам молодежи. Постановление Правительства РФ (12 июля 1999 г.);
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральный закон (19 сентября 1997г. № 124);
- Программа социальных
реформ в РФ на период 1996-2000
годов. Постановление
- Вопросы прохождения военной службы. Указ Президента РФ (16 сентября 1999 г. №1237);
- Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью и другие.
В качестве необходимых мер по повышению эффективности государственной молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях. Образовательным учреждениям как важнейшим агентам социализации по возможности оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников. Общероссийским молодежным организациям искать и создавать механизмы сотрудничества с органами государственной власти и СМИ. Региональным молодежным организациям осуществлять и расширять контакты с международными и общероссийскими молодежными объединениями, с региональными комитетами по делам молодежи, региональными отделениями политических партий и региональными СМИ. Политическим партиям и общественно-политическим объединениям - осуществлять деятельность по трансформации избирательного законодательства с целью более активного включения политических партий и общественно-политических объединений в избирательный процесс. Представителям молодого поколения, проявляющим интерес к политике и желающим сделать политическую карьеру - накапливать опыт организационной работы, участвуя в деятельности политических партий, общественно-политических объединений, профсоюзов и других гражданских ассоциаций, а также в работе избирательных штабов накануне выборов. Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, инициативой, творческим потенциалом. Главным является создание условий для реализации молодежного потенциала в обществе.
Необходимо четко определить цели, задачи, формы и методы работы с молодежью, создание условий для политического образования и воспитания подрастающего поколения. Современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России. От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране. Проблемы молодежи относятся к числу важнейших проблем общества. Тезис о том, что "молодежь - завтрашний день общества ", может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать усилия для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики государства - создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями. Сегодня молодежь является политическим резервом для тех политических сил, которые заинтересованы в продолжении курса реформ.
Заключение
Перемены, произошедшие в
последние десятилетия в
Наиболее надежным из известных
средством преодоления
Нормативно-правовая база Государственной молодежной политики Российской Федерации формировалась уже в 90-е годы ХХ века.
Условно нормативно правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, регламентирующие различные сферы деятельности общественной жизни и ориентированные, прежде всего, на молодежь и акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики.
К отрицательным сторонам нормативно-правовой базы РФ в отношении молодежной политики можно отнести то, что до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального Закона о государственной молодежной политике; действующая Конституция России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика". Отсутствует федеральный закон, определяющий государственную систему поддержки молодежи. Слабо разработаны юридические механизмы представления интересов молодежи.
К положительным сторонам – обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству; регулирование рассматриваемых вопросов на законодательном уровне чрезвычайно ограниченно; существует значительное число подзаконных нормативных актов, затрагивающих отдельные вопросы реализации государственной молодежной политики, однако такие акты не образуют цельной системы.
В настоящее время на федеральном уровне проблемы реализации государственной молодежной политики решаются такими органами, как Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Развитие ГМП тормозится невыстроенностью, неразработанностью, в силу ряда причин идеологии. В первую очередь - неопределенностью самой национальной идеологии в нашей стране.
Принятые и реализуемые
На наш взгляд, следует продолжить работу над законодательством о молодежи, понимая под ним не «документ», закрепляющий особые права молодого человека, его исключительность, а четко и конкретно определяющий обязанности государства, бизнеса и общества по поддержке молодого человека путем законодательного закрепления специальных мер экономического, правового, организационного характера. Законодательство должно развиваться в направлении совершенствования правового обеспечения конституционных прав и свобод молодых граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики поможет решению социальных проблем современной молодежи и реализации интеграционного пути социализации молодого поколения России.
Недостаточная эффективность
современной государственной
Можно с уверенностью сказать,
что самостоятельной
При всей неоднозначности и противоречивости модернизационного процесса очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь. В связи с этим органам государственной власти может быть рекомендовано осуществлять деятельность по помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям (в особенности с профессионально-корпоративной направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству.
На сегодняшний день, в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией.
Оценивая деятельность государственных органов в отношении молодежной политики, к слабым сторонам можно отнести несовершенство законодательно-нормативной базы, отсутствие сформированной системы органов по делам молодежи, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении. Ответственность за работу с молодежью на уровне районов, как правило, несут люди, имеющие практический опыт в системе образования, культуры, спорта, но не обладающие специальным образованием, зачастую не знающие правовых, педагогических и психологических аспектов молодежной работы. Отсутствие эффективная управленческая вертикаль по реализации государственной молодежной политике, не определены функциональные обязанности молодежных работников, районных органов по делам молодежи, отсутствуют кадры специалистов. Отсутствует система мониторинга состояния молодежной сферы на федеральном уровне, отсутствует системы органов по делам молодежи, отсутствие общей координации и единого центра.
К сильным сторонам то, что созданы центры трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье; развитие спортивно-досуговой инфраструктуры, появление физкультурно-оздоровительных комплексов принципиально меняет социальную ситуацию. Также необходимо отметить государственную поддержку семей, развитую сеть детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов.
Список литературы