Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:30, доклад
Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность.
Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников. Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни — жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках. В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши. Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения. Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики. Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.
Культура Древней Греции.
Именно греки
открывают те недостающие элементы,
без которых был невозможен феномен цивилизации.
Именно греки изобрели математику, науку,
философию. Феномен дедуктивного умозаключения
из общих посылок был открыт греками. Греки
на место летописи поставили историю,
что было не менее важным, чем открытие
науки и философии. Как у всех древних
народов, в религии греков были местные
общинные культы, боги-покровители. Но
в изображении последних были своеобразные
тенденции, что явилось результатом культурного,
политического и экономического объединения
греческих полисов (городов-государств).
В греческом мире индивид идеально вписывался
в полис, а полисная структура – в космос.
Соответственно в греческой модели мира
космос, несмотря на свою величественность,
был понятен и доступен. Боги в такой модели
были хоть и высшими существами, но вполне
доступными для общения. Более того, боги
даже обладали понятными для человека
слабостями. Если восточный человек перед
своими богами склонялся и трепетал, то
эллин в этом вопросе проявлял любознательность,
был дерзок и своеволен. По мере развития
греческой цивилизации боги все более
облагораживались. Древние греки божественность,
сверхчеловечность понимали в смысле
красоты, абсолютной гармонии, преодолении
природных изъянов. Граждане, подражая
природе и богам, видели перспективы в
усовершенствовании своих человеческих
возможностей и качеств. На этой почве
сложилось убеждение, что быть гражданином
– значит быть прекрасным. В мировоззрении
греков изначально нераздельно слиты
наука и искусство. Одушевленно-разумный
Космос воспринимался как нечто эстетически
возвышенное. Характерной чертой древнегреческой
религии был антропоморфизм – обожествление
человека, представление о богах, как о
людях, которые бессмертны и вечно молоды.
Мифология играла огромную роль в жизни
людей на ранних стадиях их развития. Мифы,
как уже отмечалось раньше, утверждали
принятую в данном обществе систему ценностей,
поддерживали и санкционировали определенные
нормы поведения. И в этом смысле они были
важными стабилизаторами общественной
жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая
роль мифологии. Главное значение мифов
состоит в том, что они устанавливали гармонию
между мифом и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом, и, таким образом,
обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.
1. Мифология – есть
первая форма целостного
2. Миф – материально-
3. Миф – это символический,
поэтический, но вместе с тем
и фаталический рисунок жизни,
в котором самое невероятная
бытийная фантастика
4. Миф – это больше
чем первоначальная форма
Исследуя древнегреческие мифы, русский критик XIX в. В.Г.Белинский писал: «Мифология была выражением жизни древних, и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, Т. 7, с. 108) Мифология для греков была содержанием и формой их мировосприятия. Поэтому древнегреческий миф – это не бесплодная фантазия, а в основе своей – реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива. Вспомним миф о яблоке раздора. Не могут поделить яблоко из сада Гесперид, на котором написано: прекраснейшей, три богини – Афина. Гера и Афродита. Не само яблоко интересует их, хоть оно и золотое, но начертанное на нем слово. Каждая из богинь считает себя прекраснейшей и не желает уступать свой титул своим соперницам; неодолимое желание быть первой толкает их на подкуп, лесть и угрозы. Судьей в споре должен стать троянский герой Парис. От его решения зависит настроение богинь, а значит и судьба целых народов. Остановил Париса Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая яблоко: «Возьми это яблоко и отдай его самой прекрасной. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.» Смутился Парис, смотрит на богинь и не может решить которая из них прекрасней. Тогда богини стали обещать, соблазняя его, великие награды. Гера обещала ему власть над всей Азией. Афина – военную славу и победу. Афродита же обещала ему прекраснейшую из смертных женщин – Елену, дочь Зевса и Леды. Недолго думал Парис, услышав обещание Афродиты. Он отдал Яблоко ей. Таким образом, прекраснейшей из богинь была признана Афродита. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. Эту беспощадную и разрушительную войну олицетворяет фракийский бог война Арес – злобный и кровожадный. Даже сам Зевс гневается на него. Войну решительно отвергает и греческий мудрец Нестор. Люди на войне открыто объявляются у Гомера на войне простыми пешками в руках богов, их действия слепы, а их последствия непредсказуемы. Война превращается в слепую игру стихийных сил, а героизм часто оборачивается глупостью и безрассудством. Так было, так и будет. Идут века угрюмой чередою, но страсти, владеющие умами и душами людей и правителей, остаются прежними. В преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что война начинается в умах людей. Это, по существу, верно, и в конце концов необходимо внести соответствующие изменения в наши умы и устранить страхи и опасения, ненависть и подозрения (Джавахарлал Неру). Но если бы так легко было внести изменения в умы, как переписать уставы и конституции?! Героические, теогонические, космогонические и этиологические мифы объясняли причины событий, определяли образ жизни и поведения людей. Главный принцип решения вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода, и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера – наиболее полном собрании древнегреческих мифов процесс творения мира представляется следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный тёмный хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла Богиня Земли – Гея. Из хаоса, источника жизни, поднялась и мощная, все оживляющая любовь – Эрос. Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущем и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реально, заслуживающим абсолютного доверия. Мифологическая трактовка мира способствовала зарождению натурфилософской традиции, согласно которой источник развития мира в самом мире. Поэтому подлинно божественным и абсолютно совершенным является сам бесконечный Космос, который причина и основа самого себя. Отхождение от мифологии к философии меняло и характер трактовки мира. От мифологического обожествления различных стихий и сил природы, античный натурфилософ переходит к обожествлению Мира как целого. Древнегреческой философии присущи такие черты как онтологизм, космологизм, объективизм, рационализм, эстетизм. Истинным отечеством философии как независимой области знания, особым типом мировоззрения и специфической формой осмысления всей Природы (Вселенной) в целом явилась античная Греция. Если идея бога-творца была чужда мифологии и философии древних греков, то образы героев занимали особое место в их творчестве. Об уровне художественного творчества свидетельствуют эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» – выдающиеся памятники мировой литературы. Высокое литературное искусство, выдвинувшее на первый план человека и его роль в своей судьбе, несмотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом античной Греции в сокровищницу мировой культуры. Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими представлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское искусство. В.Г. Белинский справедливо заметил: «У греков была даже художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и художественное изложение». (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.6., с.96.). Одним из замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен родилась трагедия, а из озорных – комедия. Древнегреческая драматургия открыла миру выдающихся классиков: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и др. Древнегреческая культура отличилась и своими архитектурными сооружениями (храмами, театрами, общественными зданиями). Самые знаменитые образцы греческой архитектуры, сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе, – храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Их отличительной особенностью является форма колонн – непременного атрибута древнегреческих сооружений. Особой всемирной славой пользуется скульптура Древней Греции. Известны имена таких скульпторов, как Мирон, Поликлет, Фидий, Лисипп. Они изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное волнений и сомнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще не достиг, но достичь может и должен. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса. Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западно-европейского мира культуры. Образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований. В этом и состояла цель культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволило бы ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Античный человек не теряет своего единства с природой, и чувство сопричастности ей перерастает в «любование космосом», а прямое соприкосновение с ней – в умозрение. Выдающийся вклад в развитие математических наук и техники внесли Евклид и Архимед (элементарная геометрия, понятие бесконечно большого числа, гидравлический закон, основы теоретической механики, винтовой насос, конструкции боевых метательных машин, оборонительных орудий и т.д.); в развитие астрономии – Аристарх (доказательства вращения Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца); Гипарх (установка точной длины солнечного года и вычисление расстояния от Земли до Луны и Солнца и др.), в развитии медицины – Герофил и Эрасистрат (открытие нервной системы, описательная анатомия человека и др.). Все не перечислить.
Культура Рима.
Она связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же самое время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами. Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определенных образов богов. Существовали символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Только лишь в VI в. до н.э. под влиянием греческой мифологии и ее антропоморфных божеств появились первые изображения богов. В Риме почитались души предков (пенаты, лары, маны). Особенностью религиозного мировоззрения римлян являлся их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des’» - «я даю, чтобы ты дал мне». Религия была тесно связана с магией, что, в свою очередь, развило обрядовую сущность римской религии и жречества. Римское жречество было более многочисленно и авторитетно, чем греческое. Под влиянием греческой мифологии выделяются верховные божества римлян, главные из которых Юпитер – бог неба, Марс – бог войны, и другие; появляется миф об Энее, миф о Геркулесе (Геракле) и других. В связи с завоеваниями Александра Македонского греческая культура стала доступной для множества средиземноморских и восточных народов. Впоследствии римское завоевание ещё более расширило ареал воздействия культуры эллинов. Начался новый период в истории античной философии – эллинско-римский. Развиваются такие философские течения, как кинизм (представители его – Антисфен, Диоген – осуждают роскошь и богатство, рабство и частную собственность), стоицизм (представители – Цицерон, Сенека… - особое внимание уделяли феноменам воли, терпения, самообладания), неоплатонизм (его положения были разработаны в III веке римлянином Плотином и отразили взгляды Платона, Аристотеля, стоиков) и др. Древнеримская философия сводится к модели мира, которая принципиально отличается от греческой тем, что в ней не было личности, органически вписанной в событие, полис и космос, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства. Грек видел мир как бы сквозь объединяющую и связывающую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина миф перестал быть мировоззрением, явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность выражать и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Из бетона был построен Пантеон, был заложен из бетона фундамент Колизея глубиной в 5 метров. Из бетона строили дороги, мосты, и т.д. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеарты, цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни (особенность культурной жизни Рима), стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в три-восемь этажей. Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов, канализации. В Риме было 11 водопроводов, два из которых действуют и поныне. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до Нового времени, оставалось основой энергетики. Были специальные приспособления для подогрева и отопливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Скульптура отличалась портретами с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек человека. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Центрами научной деятельности были Рим и Карфаген. В литературе прославились Вергилий, Гораций, Овидий, Апулей. Всеизвестный Гай Цильний Меценант поддерживал материально, опекал и собирал в свой кружок всех талантливых поэтов своего времени. Таким образом, обобщая сказанное, можно выявить то общее, которое объединяет культуру Древней Греции и Рима, которые развивались синхронно и во многом аналогично, в общую античную. Ее основными чертами являются норма, (нравственной нормой было прославление людей прежде всего за порядочность, верность государству, превалирование общезначимого над индивидуальным); понятие классики (общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, устойчивого и реального равновесия); эстетическая форма (для эстетики совершенного явления античность предложила собственную категорию «калокагатию», что означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное понималось как этически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств). Таким образом, высокий уровень развития античной культуры оказал благотворное воздействие на процесс личностного формирования. Человек античности – это отважный воин, сильный, ловкий спортсмен, дальновидный политик, красноречивый оратор, мудрый философ, одаренный музыкант и поэт. Античная культура обогатила и легла в основу всей европейской культуры, которая до сих пор продолжает пользоваться и перерабатывать культурное достояние Древней Греции и Древнего Рима.