Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:10, доклад
Во все времена понятия «религия» и «культура» тесно связаны друг с другом. Религия диктует людям правила поведения, образ жизни, определяет основные направления художественной культуры. Людей всегда привлекало нечто сверхъестественное, необъяснимое. Неудивительно, что религия всегда имела большую власть над человеческим разумом. В современном мире роль религии так же велика.
1. Введение………………………………………………………..стр.2
2. Зарождение религий …………………………………………..стр.3
3. Разнообразие религий………………………………………….стр.4
4. Религия Древнего Египта……………………………………...стр.5
5. Религия Древней Месопотамии……………………………….стр.7
6. Религия Древней Греции………………………………………стр.9
7. Религия Древнего Рима………………………………………..стр.12
8. Религия Древней Руси…………………………………………стр.14
9. Заключение …………………………………………………….стр.17
10. Приложение…………………………………………………….стр.18
11. Источники информации……………………………………….стр.21
Содержание:
8. Религия Древней Руси…………………………………………стр.14
9. Заключение …………………………………………………….стр.17
10.
Приложение……………………………………………………
11. Источники
информации……………………………………….стр.
Введение.
Во все времена понятия «религия» и «культура» тесно связаны друг с другом. Религия диктует людям правила поведения, образ жизни, определяет основные направления художественной культуры. Людей всегда привлекало нечто сверхъестественное, необъяснимое. Неудивительно, что религия всегда имела большую власть над человеческим разумом. В современном мире роль религии так же велика.
Наверное, самым интересным, загадочным временем для нас является древность, вместе с её уникальными архитектурными памятниками, произведениями художественной культуры и, конечно же, религией.
Языческие религии древности
завораживают и притягивают
Попробуем
заглянуть в этот удивительный
мир древних религий.
Зарождение религий.
Зачатки религий начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование , страшась непонятных явлений , человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это фантастическое понимание действительности прошло ряд ступеней в своём развитии и в конце концов привело к возникновению современных религий. Наши далёкие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими , как наводнения, бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своём распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня и дерева. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности : нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар…
Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть,- наоборот, злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ – духов, демонов, богов. Обожествлял человек и животных. У людей, которые, главным образом занимались рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.
О том,
что наши предки одухотворяли
явления природы, говорят,
Разнообразие религий.
Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религий был тотемизм. О сущности тотемизма в науке ещё не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм – это вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным предметом, видом растений, животных или явлением природы. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем и существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознание людей складывающихся родовых отношений.
Для первобытного человека огромное значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком. Отсюда возникновение культа природы в его разнообразных проявлениях. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культы ( охотничьи, земледельческие и т.д.). Очень распространена была также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путем определенных действий, заклинаний можно воздействовать на какое-либо явление природы или на человека.
Рано возник в первобытном обществе и фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.
Более высокая форма первобытных верований – анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.
Для
развитого родового строя, в первую очередь
для отцовского рода, весьма характерен
культ предков – почитание духов умерших
предков, которые якобы влияют на жизнь
потомков.
Религия Древнего Египта.
Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти за 4000 лет до н.э. На протяжении долгих веков Египет воодушевляло страстное желание добиться воскрешения после смерти. В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находившие последний покой в вырытых в песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных городах-пирамидах фараоны Древнего царства, и современники Александра Македонского и Цезаря. Многие из представлений обитателей долины Нила о потустороннем мире и о воскрешении умерших позднее заимствовало христианство, что способствовало его популярности, прежде всего в самом Египте.
В отдаленной
древности считалось, что
Посредством всевозможных обрядов, заклинаний и амулетов усопший отождествлялся с богом Осирисом. Точно так же, как Осирис был воскрешен силой магических заклинаний своей сестрой и супругой Исидой, любой умерший, над которым все обряды совершали уже жрецы, должен был воскреснуть и обрести, подобно Осирису, вечное блаженство. Первоначально это было привилегией одного царя. В дальнейшем, с ослаблением могущества фараонов, демократизировался и заупокойный ритуал.
В эпоху Древнего царства складываются и первые представления о загробном суде, на котором покойник может добиться справедливого решения своей участи, особенно если он знает необходимые заклинания. По учению гелиопольских жрецов, это судилище возглавлялось богом Ра. Согласно более древним мифам, верховным судьёй был умерший царь. Лишь в самом конце Древнего царства и в последовавший за ним период распада Египта формируется классическая концепция, согласно которой верховным судьёй становиться Осирис.
Однако к сомну богов после смерти приобщался лишь фараон. Поэтому два храма, входящие обычно в архитектурный комплекс усыпальницы вместе с пирамидой, предназначались не только для совершения погребальных обрядов и мумификаций, но и для последующих после захоронения мумии повседневных и праздничных жертвоприношений новому богу.
Верховного бога своего пантеона, бога Ра, египтяне изображали в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском. Наряду с культом Ра существовал так же культ богини Мафдет в облике самки гепарда. Но ещё раньше в додинастический период, жители нильской долины чтили других солнечных богов – Хора и Вера. Хор – это сокол, властитель времени, дня и ночи. В отличие от Хора, Вер был не богом света, но, поскольку и его изображали таким же ясным соколом, образы этих двух богов слились в мифологии воедино.
Кроме
уже названных богов, в
Религия Древней Месопотамии.
Божество в Месопотамии воспринималось людьми как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое считается божественным атрибутом и присуще в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, считавшемуся божественным или священным.
Сохранились многочисленные описания специальных ритуалов, которые совершали жрецы и служители святилищ. В них перечисляются отдельные акты ритуала, мотивы и формулы, которые надо произносить, необходимые подношения, жертвенные приспособления.
Жреческие обязанности сводились главным образом к обслуживанию идола и его храма.
Изображение божества играли в культе и в семейном богослужении центральную роль. Божество считалось, как правило, присутствующим в своём изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны.
Как правило, изображения богов делались из ценных пород дерева, и там, где тело не было скрыто одеждами, его покрывало золотыми пластинками. У богов были характерные неподвижные глаза из драгоценных камней; боги облачались в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся особыми головными уборами – тиарами – и нагрудными украшениями( пекторалями), облегающими грудь и плечи. Одежды смеялись во время специальных церемоний соответственно с требованиями ритуала.
Изображениям богов всегда придавался человеческий облик и пропорции; исключения делались редко, и только для второстепенных божеств, таких, например, как быкоподобный сын Шамаша, а иногда в каких-то определенных целях. Вместе с тем со II тысячелетия до н.э. в некоторых районах Месопотамии объектов поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм.
Роль божественного изображения в культовой жизни святилища была двоякой: оно служило центром обрядов жертвоприношения и фигурировало на всех церемониях, демонстрировавших связь города с покровительствующим ему божеством – как в храме, так и за его пределами. Во время ночных церемоний статуи богов наделялись «жизнью», их глаза и рты открывались, чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость.
Бог жил в святилище со своей семьей, и его, по дворцовому образцу, обслуживали должностные лица; в свою очередь, ремесленники и рабочие обеспечивали служителей храмов необходимыми материалами и продуктами для того, чтобы они могли выполнять все свои обязанности в соответствии с рангом божества и его города.
В своем
святилище бог принимал визиты
младших богов и молитвы
Изображение бога символически возвышалось над «уровнем повседневности» благодаря пьедесталу, установленному в глубокой нише. Его огораживали от внешнего мира одним или несколькими помещениями, но статуя божества все-таки была видна со стороны двора.
В храм
отбирались и посылались