Духовная культура: искусство, религия, наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Духовная культура…………………………………………………………3
Искусство…………………………………………………………………...5
Религия……………………………………………………………………...6
Наука………………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………..……………………………...11
Список использованной литературы……….……………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

 ФБГОУ ВПО 

«Уральский  государственный горный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Духовная культура: искусство, религия, наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Железникова А.В.

                                 Студент: Рябкова В.А

Группа: Э2-з

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание:

 

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Духовная культура…………………………………………………………3
  3. Искусство…………………………………………………………………...5
  4. Религия……………………………………………………………………...6
  5. Наука………………………………………………………………………...9

Заключение……………………………………..……………………………...11

Список использованной литературы……….……………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам  ранее по учебникам истории, сегодня  во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен  сироте без роду, без племени, и  не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный  на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

Мы живём в новом  веке, ещё не сделано множества  великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как  бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.

Всё в нашей жизни  изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё-таки есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое – это наша культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Духовная культура

 

Понятие духовной культуры:

  • содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
  • показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро —  красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
  • этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
  • эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны  духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень  интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура –  это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает  из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется  представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в  себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы  их создания и потребления.

Религия обслуживает  запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает  все сферы социальной жизни. Человек  усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Искусство

 

Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно-ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира.

Искусство есть выражение  потребности человека в образно-символическом  выражении и переживании значимых моментов своей жизни. К определению  понятия искусства как общественного  феномена выделяют следующие подходы, искусство:

· это специфический вид духовного отражения и освоения действительности; это форма чувственного познания сознания;

· это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности;

· рассматривается как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства);

· в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

Искусство создает для  человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Религия

 

Роль религии в истории человечества, в целом весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе  культуры должен производиться с учетом следующих факторов:

  • влияние религии может осуществляться только в опосредованном виде (через деятельность религиозных индивидов, групп, сообществ);
  • характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или иной исторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развития общества:

  • религиозное сознание "является доминирующим, происходит сращение религиозной и этнической общности. Религиозные институты наделены светской властью;
  • религиозное сознание существует наряду со светским, происходит выделение и дифференциация других сфер и институтов общественной жизни;
  • религиозное сознание отодвинуто на второй план; этническая общность уже не совпадает с религиозной; осуществляется и закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не была монолитной; в ней содержались  различные мировоззренческие тенденции, обусловленные уровнем социального  и духовного развития общества, различием  потребностей разных социальных слоев  в тех или иных формах культурной деятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствовала религиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовной деятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали, философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения и выполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиозной является сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, а также предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень, ядро религиозной культуры.

Под светской культурой  как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко  – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней мере три направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозное развитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ее институтов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистические настроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности между  автономной светской культурой и  культурой сакральной, церковной, существует множество переходных форм, которые  иногда трудно идентифицировать с религиозной или светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего: внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционные религиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светское осмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этом индифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские, коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным как средства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторые представители духовенства при анализе тех или иных проблем ( в том числе религиозного характера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и в  других странах, уже в древности  обнаруживается наличие двух сфер культуры – религиозной и светской. Праславянские  племена наряду со сложной системой политеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыками в строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлических украшений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке. Введение христианства в его православной форме на Руси было связано с разрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так и мирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством. В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепные здания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозное образование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники, знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культуры ограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда ими соблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностями монотеистических религий ( христианства, ислама, иудаизма), несколько сдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающих мир.

Элементы светской и  религиозной культуры содержались  в народном творчестве. Народная религиозность  отразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христа милостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях, пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатане пристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор, содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также в скоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировался крестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитывалась воинская доблесть, служение Родине.

Информация о работе Духовная культура: искусство, религия, наука