МОУ
ВПО «Институт права и экономики»
Экономический факультет
Специальность: «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит»
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология
по теме:
Духовная культура
первобытного общества
Выполнила:
Студентка 1 курса
группа БЗ-12-1
Скопинцева Ю.В.
Проверила:
Тимофеева.
Липецк 2013
Содержание.
Введение________________________________________________________3
1. Предпосылки возникновения
первобытной культуры_________________3
2. Первобытная культура
и ее особенности____________________________7
2.1 Характерные черты первобытной
культуры________________________7
2.2 Место ритуала в первобытной
культуре___________________________12
2.3 Значение мифологии___________________________________________14
Заключение______________________________________________________18
Список использованной литературы_________________________________20
Введение.
Вхождение в целостно-естественный
до этого мир земли начал социальной культуры
(разумеется, в самом первозданном их состоянии)
и рождение первочеловека представляет
строго синхронное, полностью взаимообусловленное
явление. Тем самым определяется хронологический
"объем" предмета культурологии.
Его общее измерение в свете открытий
последних десятилетий в Восточной Экваториальной
Африке выражается астрономическим диапазоном
примерно в 2,5 млн. лет.
99,8 % этой исторической
дистанции приходится на первобытную
культуру. Все следующие за первобытностью
разделы культурологии углубляются
в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально,
обращаясь к древнейшим цивилизациям,
на 5 тыс. лет. Таким образом,
вопросы первобытной культуры
крайне важны при определении
культуры настоящее.
В данной работе мы рассматриваются
основные особенности первобытной духовной
культуры, ее характерные черты, а также
элементы ритуала и мифологии.
Предпосылки возникновения первобытной культуры.
Под первобытной культурой
принято понимать архаичную культуру,
которая характеризует верования,
традиции и искусство народов, живших
более 30 тыс. лет тому назад и давно
умерших, либо тех народов (например,
затерянные в джунглях племена), которые
существуют сегодня, сохранив в нетронутом
виде первобытный образ жизни. Кравченко
А.И. Культурология: Учебное пособие
для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический
проект, 2001. Первобытная культура охватывает
преимущественно искусство каменного
века, это до - и бесписьменная культура.
Возникновение духовной стороны
культуры относится к эпохе палеолита.
Наиболее древние, хотя и чрезвычайно
редкие свидетельства тому - захоронения
неандертальцев в эпоху ашелль (более
700 тысяч лет назад). По отдельным предметам,
найденным в погребениях, можно сделать
предположение о зарождении культовых
представлений, зачатков первобытной
мифологии и позитивных знаний. Есть археологические
находки, свидетельствующие, что природные
объекты используются для натуральной
изобразительной деятельности, в которой
исследователи видят прообраз искусства.
Наиболее существенной особенностью
первобытной истории является то,
что зарождающееся сознание еще
полностью погружено в материальную
жизнь. Речь привязана к конкретным
вещам, событиям и переживаниям. Преобладает
образно-чувственное восприятие реальности.
Мышление и воля возникают в ходе
непосредственного действия индивидов.
Зарождающаяся духовность не расчленена
на отдельные виды. Эта черта культуры
называется синкретизмом и характеризует
ее неразвитое состояние.
Первобытное сознание является
также, по преимуществу, коллективным.
Ради сохранения и выживания рода все
духовные проявления должны жестко подчиняться
общим требованиям, которые отличаются
стабильностью. Первыми культурными регуляторами
поведения людей выступали табу. Этим
термином, взятым из полинезийских языков,
принято обозначать те вещи, действия,
животных, даже отдельных людей или их
группы, которые на основании мифологических
представлений древних людей оказываются
священными или запретными, неприкасаемыми.
Хотя современному человеку многие первобытные
табу кажутся бессмысленными и даже вредными,
на деле они служили средством социального
контроля. На их основе позднее формируются
понятия нравственности и законности.
Наиболее известными видами табу являются
запрет каннибализма по отношению к «своим»,
ограничения на брачные отношения между
близкими родственниками, пищевые и охотничьи
запреты.
Другим средством укрепления
социального единения первобытных
людей служило нарождающееся
искусство. Среди ученых нет единого
мнения о конкретных причинах возникновения
искусства и изменений в нем.
Считается, что оно выполняло
функцию коллективного обучения
промысловым, хозяйственным и иным полезным
действиям (имитация охоты на зверя в танце,
например). Помимо этого искусство давало
предметную форму мифологическим представлениям,
а также позволяло фиксировать в знаках
позитивные знания (первичный счет, календарь).
Образцы первобытного «звериного стиля»
поражают своим реализмом.
На протяжении сотен тысяч
лет искусство помогало людям
освоить окружающий мир в образно-символической
форме. Практически все виды художественного
творчества - музыка, живопись, скульптура,
графика, танец, театрализованное действие,
прикладные искусства - зародились в первобытной
культуре.
Основные черты первобытной
духовной культуры нашли выражение
в ранних формах религиозных верований
и культов. Возможно, древнейшим из
них был фетишизм (от португальского
слова, обозначавшего талисман, амулет)
- приписывание сверхъестественных свойств
неодушевленным предметам, будь то камень
необычной формы, клык зверя или
«священное» копье. Фетиши - это культурные,
знаковые объекты, главным предназначением
которых является компенсация слабости
первобытного человека перед силами природы.
Единство древнейших людей
с природой выражалась в тотемизме
(на языке племени индейцев-алконгинов
это означает «его род»). Тотемом, или прародителем,
родственником («отцом», «старшим братом»)
первобытной общины выступает животное
или растение определенного вида. В эпоху
палеолита еще отсутствует поклонение
тотемному объекту. Его просят о помощи,
его ублажают подарками; охота на него,
употребление в пищу, называние его «настоящего»
имени табуированы (запрещены). Однако
если тотем «не справлялся» со своими
обязанностями, его наказывали. Тотемизм,
таким образом, выступает одним из культурных
средств организации среды обитания человека.
Пробуждающееся культурное
сознание проявлялось в такой
форме верований как анимизм (от
латинского слова «анима», обозначающего
душу, дух). Все окружающее люди воспринимали,
как подобное себе - то есть как способное
к движению, активности, ответному действию.
Любой предмет, таким образом, мог быть
дружественным или враждебным по отношению
к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность
людей, интуитивное ощущение могущества
законов природы. В борьбе за выживание
рода эти свойства были крайне необходимы.
Максимальным выражением
силы и, одновременно, слабости первобытной
духовности являлась магия (в греческом
языке - колдовство). В ней мы находим сложный
сплав позитивных знаний, умений, многие
из которых утеряны современным человеком,
и иллюзорных средств воздействия на действительность.
В соответствии с целями воздействия различают
магию промысловую, военную, лечебную,
любовную, вредоносную. В своих истоках
магия была достоянием всех членов родового
коллектива, но позже она специализируется,
ее носителями становятся старейшины
или знатоки-профессионалы (шаманы). В
магии очевиден творческий, преобразующий
характер культуры.
Первобытные верования нуждались
в коллективных действенных выражениях
- культах. Наиболее древними являлись
культы солнца, огня, промыслового зверя,
погребальный культ. В эпоху расцвета
родовой общины особое значение принимает
материнско-родовой культ (культ предков,
культ плодородия). Неолитическая революция
порождает земледельческие культы, а также
трансформирует все первобытные верования,
постепенно вытесняя из них зооморфные,
«звериные» элементы.
Таким образом, в первобытном
обществе складываются предпосылки для
формирования всех форм духовности, поскольку
их возникновение было оправдано социальной
необходимостью.
Первобытное искусство - только
часть первобытной культуры, куда
помимо искусства входят религиозные
верования и культы, особые традиции
и обряды. Поскольку о них уже
шла речь, рассмотрим первобытное
искусство.
Подлинное возникновение
искусства антропологи связывают
с появлением homo sapiens, которого иначе
именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы
(так назвали этих людей по месту первой
находки их останков - гроту Кро-Маньон
на юге Франции), появившиеся от 40 до 35
тыс. лет тому назад, были людьми высокого
роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения.
У них был вытянутый узкий череп и отчетливый,
чуть заостренный подбородок, который
придавал нижней части лица треугольную
форму. Почти во всем они походили на современного
человека и прославились как отличные
охотники. У них была хорошо развита речь,
так что они могли согласовывать свои
действия. Они мастерски изготовляли всевозможные
орудия на разные случаи жизни: острые
наконечники для копий, каменные ножи,
костяные гарпуны с зубцами, превосходные
рубила, топоры и т.д.
2. Первобытная культура и ее
особенности.
2.1 Характерные черты первобытной
культуры.
Одной из особенностей первобытной
культуры является ее гомогенность (однородность).
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.
- М.: «Гардарика», 2005. В современной культурологии
выделяют три типа социально-культурных
систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные
и гомеостатические. Первым присуще: аксиологичный
(ценностный) плюрализм и существование
многочисленных социальных групп с дифференцированными,
часто антагонистичными, интересами. Эти
системы, типовые для европейского круга
культур, являются гетерогенными в двойном
понимании: культурном и социальном. Более
того, эти гетерогенные структуры взаимно
усиливают друг друга, динамизируя целостную
социально-культурную систему, способствуют
распространению новых культурных ценностей
и стимулируют эволюцию групповых интересов.
Есть такие социально-культурные
системы, которые в изоляции постоянно
воспроизводят свой начальный уклад.
Это гомогенные системы, в них отсутствуют
аксиологический плюрализм (культурная
гомогенность) и социальные группы с разными
интересами (социальная гомогенность).
В таких системах недифференцированные
интересы исключают плюрализм ценностей,
а отсутствие плюрализма ценностей блокирует
формирование новых интересов. Подобные
процессы консервируют целостную социально-культурную
систему.
Между гетерогенной системой,
характерной для европейского круга
культур, и гомогенной, типичной для
первобытных культур, находится
небольшая группа промежуточных
социально-культурных систем, иллюстрацией
которых является древняя Греция
и императорский Китай. С первой
системой их соединяет дифференциация
интересов отдельных социально-культурных
групп, которые переходят в отдельных
случаях к открытому антагонизму,
а также существованию монолитной,
повсеместно установленной, совокупности
основных ценностей.
Первобытная социально-культурная
система владеет собственной
динамикой развития, которая служит
воссозданию существующей структуры.
Эта система из-за отсутствия действия
внешних факторов не подвластна никаким
существенным изменениям, которые периодически
повторяют ритуалы обновления, позволяют
избежать нагромождения напряжения
и регенерируют свой социальный состав
с помощью инициирующих церемоний.
Описание и анализ первобытной культуры
доказывают, что в поведении человека
получения еды, размножения, и самозащита
нераздельно связаны. Жизнь собирателя
и охотника была принудительной игрой
с жестокими правилами, которая
регулировалась этими тремя основными
функциями человеческого поведения.
Именно в этих рамках человек, чье
информационное развитие (восприятие
чувственными органами разных раздражителей,
их оценка и использование) было ориентировано
преимущественно на внешнюю среду,
то есть на природу, с помощью умственных
способностей целенаправленно совершенствовала
свое поведение.
Другой особенностью первобытной
культуры, является ее конкретизационный
характер, который воплотился в тотемизме.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.
- М.: «Гардарика», 2005. Настоящая фундаментальная
черта этой культуры заключается в том,
что она идентифицирует общину и ее членов
с животными, которые нужны для питания,
с тотемными животными. Фундаментальное
положение тотемистического мировоззрения
по своей сути грубо натуралистическое
("человек является тем, что он съедает"),
являет собой закон тотемизма, который
оказывается и в классовом обществе. Можно
сказать, что "идеологическая" идентификация
с тотемными животными является выразителем
факта неспособности первобытных людей
с помощью рациональных средств труда
определить иррациональное поведение
объекта труда и животных, потому они пытались
компенсировать это иллюзорно-магическими
средствами. Грубое натуралистическое
содержание этой формы таково: превращение
животного в человека и следующая трансформация
человека в религиозный фетишизм на более
высоком уровне.
Действительно, магический
тотемизм как идеологический выразитель
ограниченности практики (которая лишь
спонтанно порождала стихийно материалистическую
ориентацию сознания) и неразвитость
общественных отношений является иллюзорно
компенсаторными средствами освоения
действительности, "опиумом" общества,
предыдущей стадией религии. Рассматривая
концепцию Дж. Фрезера, согласно которой,
магия не является религией, а близка
к науке постоянно, можно сделать
вывод: первоначально магический тотемизм
был недифференцированной средой культуры.
Содержал в себе не только науку, но
и мораль, искусство слова, а также
магию изображения, которое существует
благодаря эстетичному восприятию,
потом происходит его превращение
в ряд, относительно самостоятельных,
будничных и специализированных
сфер культуры.