Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:57, реферат
В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества.
Введение 3
Политическая культура Беларуси 4-6
Православно-христианские ценности 7-8
Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности 9-16
Заключение 17-18
Список литературы 19
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа
2013
Содержание
Введение
Политическая культура Беларуси
Православно-христианские
ценности
Место и роль христианства в
формировании идеологии белорусской государственности
Заключение
Список литературы
Введение
В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества. Кроме того, имея символическое значение, предметы и явления культуры служат основой для реализации неисчерпаемых творческих возможностей человека, для совершенствования способов познания, освоения и преобразования человеком окружающего его мира.
Политическая культура Беларуси
Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики и определяющих специфику политических институтов.
Для политической культуры Беларуси характерны следующие черты:
- отсутствие четко выраженных национально-культурных форм;
- доминирование местных
интересов над
- различия в политических
ориентациях западных и
- различия в политической
культуре между центром и
Национальные черты политической культуры выражаются в национальном характере как совокупности относительно постоянных психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций. Черты национального характера отражаются в литературе, легендах, фольклоре и традициях народа.
Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. С другой стороны, идеология способна выявлять, актуализировать те аспекты ментальности, которые способствуют дальнейшему развитию национальной культуры. Как специфический тип идеологии идеология государства выступает в роли интегративного начала, она базируется на консенсусе по поводу основных ценностей в обществе. Мировоззренческой основой для создания данного консенсуса являются духовные традиции народа. Духовные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.
В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:
1) общечеловеческие ценности;
2) общеславянские ценности;
3) ценности восточного славянства (русских, украинцев и т.д.);
4) духовные ценности белорусов.
Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.
Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего принесло в Ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу.
Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. По мнению Я. С. Яскевич, они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.
В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:
Различия в характере белорусов обнаруживаются в зависимости от их местонахождения. В западных областях, находящихся долгое время под влиянием Польши, более заметна индивидуализация жизни, в Полесье доминируют ценности сельской общины, а в восточных областях – сочетание православной соборности и советского коллективизма.
Православно-христианские ценности
После президентских выборов 2001 г. авторитарный режим в Беларуси вошел в новую стадию, в которой назрела необходимость конструирование новой белорусской идентичности, национальной идеи, которая бы позволила укрепить позиции режима теперь уже не на основании личных качеств президента, ранее описываемых таким политологическим концептом как «харизма», а на основании определенной системы взглядов, в рамках которой гражданская идентификация происходила бы в связи с самим режимом. Введение идеологии белорусской государственности сопровождалось наступлением режима на политические партии, общественные и религиозные организации, средства массовой информации, культуру. Были закрыты Белорусский гуманитарный лицей, Европейский гуманитарный университет, абсолютное большинство независимых изданий, лишены регистрации оппозиционные политические партии и общественные организации, принят новый закон «О свободе совести и религиозных организациях», который значительно ужесточал контроль над деятельностью в религиозной сфере, внесены изменения в уголовный кодекс – появились нормы, предусматривающие ответственность за создание и участие в деятельности незарегистрированной организации, в учебных заведениях вводились обязательные для изучения курсы «идеология белорусской государственности» и «Великая отечественная война белорусского народа в контексте второй мировой войны», экзамены по идеологии белорусской государственности для поступающих на госслужбу, единые дни информирования.
Как ни странно, в идеологии белорусской государственности христианским ценностям отводилось не последнее место. Во-первых, что касается собственно религиозного поля, то Белорусской Православной Церкви была отведена приоритетная роль. Главным образом, это было связано с лояльностью БПЦ в отношении политического режима. С Православной Церковью был заключен конкордат, а также ряд соглашений в отдельных сферах. Именно Православная Церковь, и в меньшей степени Католическая признавались носителями христианских ценностей, ценностей традиционных для белорусского народа, в то время как неопротестантские церкви всяческим образом прессинговались и объявлялись носителями чуждых ценностей. Таким образом, очевидно проводилось разграничение между «православными», традиционными христианскими ценностями и протестантскими нетрадиционными.
Во-вторых, само содержание христианских ценностей в контексте идеологии белорусской государственности имело определенное наполнение. Такими ценностями становился патриотизм, лояльность к государственной власти, эстетические ценности, и, как ни странно, на одном из первых мест, как показывает заключенное недавно соглашение между христианскими конфессиями, - борьба с ВИЧ/СПИД. Сама же православная церковь, говоря о христианских ценностях, часто поддерживает «антизападное» настроение белорусского режима, патерналистские модели управления обществом, и даже необходимость существования государственной «воспитательной идеологии».
В-третьих, «православно-христианские ценности» позволяют выработать определенное отношение к политической деятельности – когда политическая деятельность делится на «хорошую» (деятельность государства) и «плохую» (политическая борьба), таким образом, ещё и в деятельностном плане здесь поддерживается существующий режим.
Следует отметить, что как раз в третьем аспекте – апологии политической деятельности для христиан как таковой – наиболее чувствуются усилия деятелей Белорусской христианской демократии, что, видимо, связано, главным образом, с необходимостью объяснения своей позиции на стыке религии и политики – как своим религиозным общинам, так и другим политическим силам. В качестве такой концепции выступает концепция «призвания» к политической деятельности. По словам одного из лидеров БХД, Алексея Шеина, направлением развития партии должно стать расширение социальной базы, которая на данный момент состоит из верующих, в основном протестантских деноминаций, главным образом, известных своей политической активностью христиан полного Евангелия, которые, к тому же, претерпевают постоянное давление со стороны государства: «Мы видим две основные группы людей. Это верующие, которые уже присоединяются к деятельности христианской демократии. Во-первых, это верующие разных христианских общин, которые раньше никогда не занимались общественной деятельностью и не участвовали в политической жизни. Вторая группа – это молодые люди, которые сейчас находятся в стадии жизненного поиска». Для привлечения людей первой категории, Белорусской христианской демократией видится презентация «политической активности» как христианской ценности. Именно для этого была разработана так называемое «теологическое обоснование участия христиан в активной общественной жизни», которое состоит из трёх основных положений: во-первых, «Церковь как столп и утверждение истины», во-вторых, верующие должны исполнять только те законы, которые не противоречат божественным принципам, в-третьих, верующие должны знать и отстаивать свои гражданские права. Т.е. фактически, мы видим, что это теологическое обоснование обращено прежде всего на легитимацию протестной позиции по отношению к существующему режиму, которую и отстаивает БХД.
Информация о работе Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа