Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:57, реферат
В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества.
Введение 3
Политическая культура Беларуси 4-6
Православно-христианские ценности 7-8
Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности 9-16
Заключение 17-18
Список литературы 19
Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности
Приняв православие, наше Отечество, так же как Русь Восточная и Южная, вошла в византийскую цивилизацию, восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Христианство, как известно, никогда не было единым, как не была внутренне единой сама Римская империя, в лоне которой оно возникло.
Римская мировая держава изначально делилась на латинский Запад и греческий Восток. Затем она раскололась на Западную империю и Восточную — Византию. В государственно-правовом и военном отношении доминировал Запад, в культурном — Восток. соответственно западная христианская церковь впитала в себя духовное своеобразие Запада, его холодный рассудочный рационализм, агрессивную авторитарность, индивидуализм, натурализм в искусстве. Эти особенности породили затем притязания западной церкви на светскую власть, схоластику, торговлю индульгенциями, догмат о папской непогрешимости и т. д.
Восточная церковь впитала в себя утонченную духовность эллинизма, его спиритуализм, доминанту эмоционального начала, интуитивизм и соборность, символизм в искусстве. Разделение церквей, которое произошло в 1054 г., свидетельствовало, что в Европе сформировались две родственные, но различные христианские цивилизации. Западные варвары, кельты и германцы вошли в католический мир, впоследствии расколовшийся на католиков и протестантов, но сохранивший общий духовный архетип. Славяне и народы Закавказья вошли в лоно восточной православной церкви, также впоследствии расколовшейся на ряд течений, сохранивших, однако, общую духовную основу.
История Беларуси начинается с истории Полоцка, Турова и вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Православие постепенно и ненасильственно распространялось в Литве. Даже члены великокняжеской семьи, получая уделы в русских землях, обыкновенно крестились. Были распространены смешанные браки. Однако сам великий князь, опиравшийся в военно-политическом отношении на языческую литовскую знать, неизменно оставался язычником.
К концу ХIУ в. положение изменилось. Стало очевидным, что в христианской Европе языческое государство далее существовать не может, тем более что большая славянская часть подвластных ему земель была христианской, православной. Литва оказалась перед цивилизационным выбором: на Востоке, постепенно высвобождаясь от татарской зависимости, быстро поднималась православная Московская Русь, втягивая в свою орбиту восточнославянские земли Литвы. На Западе выходила из феодальной раздробленности и быстро набирала силы католическая Польша, более многолюдная и богатая, чем редконаселенная, истощаемая противоборством с татарами Россия.
Доминировавшая в Литве языческая знать во главе с великим князем Ягайлой была поставлена перед выбором: православие или католицизм, Москва или Краков? Осенью 1380 г. выбор был сделан, Ягайло с литовской дружиной пошел на Куликово поле на помощь хану Мамаю, а через пять лет в замке Крево близ Сморгони был заключен договор об унии Литвы с Польшей. Польская ориентация литовской знати привела Литву к Кревской унии 1385 г., принятой всего через пять лет после Куликовской битвы. Уния укреплялась династическим браком Ягайло с наследницей польского престола княжной Ядвигой. Сам Ягайло (в крещении Владислав) и вся языческая Литва принимали христианство в его западной, католической форме. С этого момента каталицызм становится государственной религией ВКЛ, а православие лишается покровительства государства.
После заключения унии одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории стало католическим государством. Литовские язычники были обращены в католицизм, а феодалы-католики получили все права. Они отныне могли занимать все основные государственные посты, им гарантировалась неприкосновенность земельных владений. На белорусские земли пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали постепенно вытеснять русскую и литовскую культуру, право и язык. В этих условиях измена вере отцов, переход в католицизм, стала означать разрыв с этносом, так как религиозная и этническая принадлежности человека в то время отождествлялись и переживались особенно остро.
Католицизм на белорусские земли пришел из Польши. Например, в Литве католицизм был воспринят как «польская вера», противостоящая «русской вере» — православию. Поскольку по условиям унии полноправными гражданами являлись только феодалы-католики, это не могло не внести раскола в еще недавно относительно веротерпимое литовское общество. Перемена веры неизбежно влекла за собой этнокультурную и языковую ассимиляцию.
Разумеется, это был не одномоментный, а постепенный процесс. На протяжении ХУ—ХУI вв. происходило постепенное превращение политической системы Великого Княжества в окраинный вариант польской государственности.
Во многих отношениях история белорусского этноса и белорусской культуры, возникших на цивилизационной границе между западнохристианским католическим, а после раскола западной церкви и протестантским миром и восточнохристианским православием, была историей цивилизационного противостояния. Начало белорусского этногенеза совпало с превращением католичества в государственную религию Великого княжества Литовского и происходило на фоне непрекращавшейся экспансии на православные восточнославянские земли. С этой точки зрения именно конфессиональный фактор стал определяющим в сложном процессе формирования религиозного содержания идеологии белорусской государственности.
Нельзя сказать, чтобы процесс смены веры наших предков протекал безболезненно и мирно.
Результатом государственной политики второй половины ХУ — начала ХУI в., направленной на укрепление позиций католицизма, стал быстрый рост числа католических приходов. К 1500 г. их число на территории Беларуси достигло 90, а к 1550 г. 152.
В июне 1569 г. в Люблине была подписана уния, согласно условиям которой ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство — Речь Посполитую. Католическая церковь распространяет свое влияние на белорусских землях, используя орден иезуитов и другие монагцеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содействовать распространению католицизма среди местного православного населения, способствовать ликвидации оппозиционных настроений местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз в ходе многочисленных войн демонстрировали свои симпатии к России.
Однако и после Люблинской унии оставался православно-языческий белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже часть дворянства, которые упорно отстаивали свою цивилизацию. Во многом благодаря простому белорусском у народу, который сделал свой выбор в пользу православной веры, белорусский этнос не исчез.
Православное население на протяжении всего существования Речи Посполитой тяготело к Русскому государству. Историческая справедливость требует отметить, что по сравнению с самодержавной Россией польские порядки были не в пример вольготнее для господствующего сословия. В России, в отличие от Польши, государственные интересы, безусловно, доминировали над личными и узкосословными интересами, а нравственный максимализм — над этическим релятивизмом.
У польских дворян по сравнению с русскими были более развиты личностное начало, культ чувства личной свободы, по крайней мере как некоего идеала, навыки сословной самоорганизации, свободнее было положение женщин. В быту шляхтичи тяготели к следованию общеевропейским нормам, в отличие от русского традиционалистского уклада, где еще долго оставались актуальными средневековые домостроевские порядки.
Особую страницу в истории идеологии белорусской государственности составило проникновение в ВКЛ и Речь Посполитую в ХУI — начале ХУII в. протестантских сек, преимущественно кальвинистского толка. В его основе лежало стремление ряда магнатов, зарившихся на громадные земельные богатства католической церкви и недовольных духовным засильем иезуитов, воспользоваться протестантизмом для еще большего укрепления своего могущества. В этот процесс была втянута зависимая от них мелкошляхетская свита.
В ХУII в. на белорусских землях протестанты стали открывать свои школы, типографии. Они издавали богослужебную и полемическую литературу, в том числе и на старобелорусском языке. Так,С. Будный основал в Несвиже под патронатом князя Радзивилла типографию, в которой издал на старорусском языке протестантский «Катехизис». В. Тяпинский в собственном имении вблизи Лепеля издал «Евангелие» с предисловием.
Из всех реформационных течений наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Беларуси, получил, как уже отмечалось, кальвинизм. В 5О-е годы ХУI в. в него перешли большинство магнатов и значительная часть шляхты. В бО-е годы на территории Беларуси уже действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Ивье, Слуцк, и др. Вокруг них группировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский и др.) по своему масштабу достигали уровня знаменитых европейских мыслителей.
Реформационное движение содействовало активизации духовной Жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре, расширение ее международных контактов.
Чтобы защитить католицизм от реформационного движения, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой сделали ставку на орден иезуитов. Самые опытные миссионеры появились в Великом квяжестве Литовском на следующий год после принятия Люблинской унии. Главным идеологом Контрреформации стал П. Скарга. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли на территории Беларуси сеть костелов и монастырей, занялись благотворительной деятельностью. Это дало свои плоды. Обновленный и усиленный католицизм начал вытеснять протестантские общины. В 7О-е годы ХУI в. социальная база реформационного движения значительно сузилась, а к концу первой половины ХУII в. наступил его кризис. Во второй половине ХУII в. оно под ударами Контрреформации вынуждено было сойти с исторической арены.
И сегодня достойны уважения гуманистические устремления протестантской интеллигенции ВКЛ и Речи Посполитой. Протестантизм, конечно, оказал определенное влияние на культурную историю Беларуси.
Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского. По мере распространения среди литовско-белорусской шляхты польской культуры, обычаев и правосознания у нее складывалось стремление уравняться с польской шляхтой в юридических правах или даже приобрести ее права и привилегии.
В истории идеологии государственности Беларуси особое место занимает Брестская уния (1596 г.). Суть ее заключалась в том, что православная и католическая церкви, объединившись, создавали промежуточную — униатскую церковь (греко-католическую), в которой все обряды, праздники и т.д. должны были оставаться такими же, как и в православии. Это делалось для того, чтобы православные верующие не встретили для себя ничего непривычного в католицизме. Единственным дополнением являлось обязательное признание Папы Римского наместником Бога на земле, а также уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Униатская церковь задумывалась как своеобразный гибрид двух церквей (православной и католической) с православной формой и католическим содержанием. Эта церковь должна была стать своеобразным мостом от православная к католицизму, а в политическом отношении — переходом от белорусского и украинского к польскому порядку.
С принятием унии запрещалось совершать церковные обряды по православному канону, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать покойников. Православные церкви стали насильственно превращаться в униатские, активно строились и униатские храмы, а униатская церковь стала крупным земельным собственником и эксплуататором народных масс. Народ противодействовал унии, боролся с ней, и это сопротивление затянулось на десятилетия. Не принимавших унию ожидали избиения, угрозы, тюремное заключение, отлучение от церкви. Борьба против национально-религиозного угнетения и после этого не прекратилась, а в середине ХУII в. она вылилась в освободительную войну украинского и белорусского народов, которая длилась с 1648 по 1654 г. И все же к концу ХУIII в. около 80% крестьян Беларуси стали униатами.
Содействовала ли уния развитию белорусской народности и ее государственности? Этот вопрос до сих пор не решен учеными-историками. Однако очевидно, что хранителями белорусской культуры остались народные массы и православное духовенство, а также униатского духовенства.
После первого раздела Речи Посполитой и включения части Беларуси в состав Российской империи (1772) Екатерина II публично что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. И мператрица повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» наблюдать за полной неприкосновенностью всех конфессий, в том числе православной, католической и греко-католической примеру западноевропейских стран она учредила в 1773 г.
Независимую от Рима Белорусскую католическую епархию с центром в Могилеве. Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, Екатерина II не признала за Папой права вмешательства в дела внутреннего устройства местного католического духовенства.
Информация о работе Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа