Дьяволиада в жизни и творчестве М. А. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: систематически изучить тему дьволиады ее истоки в творчестве М. А. Булгакова.
Задачи работы:
- изучить биографию писателя;
- разобрать тему дьяволиады и ее истоки на примере двух произведений – «Дьволиада» и «Мастер и Маргарита»;
- рассмотреть главных дьявольских героев в произведениях М. А. Булгакова и понять, для чего они были нужны;
- сделать выводы по трем главам курсовой работы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………... 3
1. Биография М. А. Булгакова ……………………………………………………… 4
2. Демонология в произведениях М. А. Булгакова ………………………………. 11
2.1. «Дьяволиада» …………………………………………………………… 15
2.2. «Мастер и Маргарита» …………………………………………………. 17
3. Дьявольские герои в произведения М. А. Булгакова ...……………………….. 21
3.1. Воланд …………………………………………………………………… 21
3.2. Свита Воланда …………………………………………………………... 23
3.2.1. Коровьев-Фогот ………………………………………………... 23
3.2.2. Азазелло ………………………………………………………… 24
3.2.3. Бегемот …………………………………………………………. 25
3.2.4. Гелла ……………………………………………………………. 27
Заключение …………………………………………………………………………. 30
Список используемой литературы ………………………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik искусство и литература.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний  желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая ее маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху. Перед сеансом черной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева-Фагота отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала, Бегемот приказывает дирижеру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм. Поплавскому, явившемуся в квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Бегемот крадет из морга голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения. Бегемот дает сигнал к началу бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала он угощает Маргариту спиртом и пьет сам; при этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо было бы утопить». Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича и вместе с другими провожает мастера и Маргариту до машины. В дальнейшем в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и «оживая», с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается. Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьевых горах он издает свист, подобный ветру. Во время последнего полета он принимает истинный облик «худенького юноши, демонапажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов.

 

3.2.4. Гелла

Гелла является женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». 

Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. 

Зеленоглазая красавица  Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. 

Гелла, единственная из свиты  Воланда, отсутствует в сцене  последнего полета. Скорее всего, Булгаков сознательно убрал её как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции  и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полёте – когда ночь «разоблачила все обманы», она могла только снова стать мёртвой девушкой.

          Вывод:

Какая же роль отводится  каждому персонажу в романе «Мастер  и Маргарита»?

Воланд показывает всё, что осмеивает людей. Воланд - это сила, которая видит будущее. Он не наказывает невинных людей, он карает тех, которые заслужили на это наказание. Демон - это падший ангел. Бог и дьявол связаны. Что было бы добром, если бы не было зла? Воланд не враг мира, он так же неотделим от мира, как тень неотделима от света. Воланд не творит зла, он творит справедливость, но своими дьявольскими способами. Он мудр. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Воланд объективно творит добро, наказывая доносчиков, восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество. Это сила, которая "вечно хочет зла, но творит добро". Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Коровьев-Фагот - это возникший  из знойного московского воздуха чёрт. Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле - мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.

В образе Азазелло сочетаются способности к обольщению и к  убийству. Главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Тем более, что четный кот всегда ассоциируется у людей с нечистой силой. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, шахматный поединок его с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло - все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем.

Гелла выполняет больше вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

Таким образом, с помощью образов  Сатаны и его свиты Булгакову  удалось в одном произведении соединить сатиру и глубокую философию. Воланд и его свита связаны с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30-ых годов.

 

 

Заключение

 

Одним из крупнейших творчеств XX века является творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. Благодаря его произведениям, мы можем не только узнавать характерные черты для современной писателю эпохи, но и постигать энциклопедию человеческих душ, выявлять для себя что-то важное.

Булгаков подарил миру новый взгляд не только на  окружающую нас жизнь, но и на религию. Писатель высвечивает проблему существования дьявола в повседневной жизни общества. Многие авторы обращались к этому вопросу, но именно Булгакову удалось создать поистине красочный, многогранный и, как не странно, реалистичный образ дьявола.

Стиль, в котором написаны его произведения, не только отличается от стилей других писателей, он необыкновенен по своей сути, ведь язык кажется простым и доступным любому читателю, но чтобы постичь смысл, надо научиться читать между строк, полностью окунуться в мир, скрытый за словами, строками, абзацами, в потустороннее существование мира.

Булгаков был по профессии  врачом, да еще и военным. Он прошел революцию и гражданскую войну, видел все происходящее своими глазами. Возможно, именно поэтому в его  произведениях так часто прослеживается тема сверхъестественного, смерти, добра  и зла.

Булгаков увлекался  и широко использовал знания из демонологии. Источниками демонологии для  Булгакова послужили посвященные  этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, книга  М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» и книга писателя А. В. Амфитеатрова «Дьявол в быту, легенде и в литературе средних веков». Из этих и многих других источников Булгаков черпал вдохновение для создания своих произведений и героев.

Первая булгаковская повесть «Дьяволиада» проявила не только устойчивость поэтики, но и определенность позиции Булгакова, повлияла на вещи, пишущиеся рядом, в те же и немного более поздние годы. «Дьяволиада», при всей локальности темы и будто бы «случайности» гибели главного героя, Короткова, не сумевшего вернуть своему сознанию утраченную ценность мира, на его глазах рассыпавшегося в осколки, - заявила мотив, который будет развиваться на протяжении всего творчества писателя: мотив действительности, которая бредит.

Роман «Мастер и Маргарита» производит неизгладимое впечатление. В нем органично переплетены далекое прошлое и настоящее, реальное и потустороннее. На мой взгляд, своеобразие романа "Мастер и Маргарита" заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением странной фантазии автора. Каждый после прочтения романа найдет для себя что-то свое, каждый по-своему поймет замысел писателя, но одно привлечет всех одинаково – это загадочная, мистическая и сверхъестественная атмосфера всего произведения в целом.

С помощью образов  Сатаны и его свиты Булгакову  удалось в одном произведении соединить сатиру и глубокую философию. Воланд и его свита связаны с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30-ых годов.

Написав курсовую работу по теме «Дьволиада в творчестве М. А. Булгакова», я выполнила поставленные передо мной цели и задачи, а именно:

- изучила биографию  писателя;

- разобралась в истоках  дьяволиады в его произведениях;

- рассмотрела главных  дьявольских героев и сделала выводы, для чего они нужны.

 

Список используемой литературы:

  1. Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков. М., 2003.
  2. Булгакова Е. С., Ляндрес С. А.. Воспоминания о Михаиле Булгакове. — М.: Советский писатель, 1988.
  3. Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989. С. 154.
  4. Булгаков М. А. «Дьяволиада: повести, рассказы и фельетоны 20-х годов»: Азбука-классика. СПб, 2002.
  5. Булгаков М. Роман «Мастер и Маргарита». М., 1988.
  6. Орлов М. История сношений человека с дьяволом. М. «Республика», 1992.   С. 12.
  7. Сахаров В. Сатира молодого Булгакова. – В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1988.
  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Статьи «Шабаш ведьм» и «Астрология».

1 Воспоминания о Михаиле Булгакове / [Составители Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес ]. — М.: Советский писатель, 1988.

2 Булгаков М. Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989. С. 154

3 Орлов М. История сношений человека с дьяволом. М. «Республика», 1992. С. 12

 

4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Статьи «Шабаш ведьм» и «Астрология».

5 Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков. М., 2003.

6 М. А. Булгаков «Дьяволиада: повести, рассказы и фельетоны 20-х годов»: Азбука-классика; СПб; 2002

7 Сахаров В. Сатира молодого Булгакова. – В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1988.

8 Булгаков М. Роман «Мастер и Маргарита». М., 1988.




Информация о работе Дьяволиада в жизни и творчестве М. А. Булгакова