Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, сочинение
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации.
Европейская культура нового времени
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).
Каждый из этапов
новоевропейской культуры - XVII, XVIII и
XIX века - имеет свое качественное своеобразие.
Рассмотрим особенности этих периодов.
XVII век для Западной Европы - это
время становления капитализма;
но при этом наблюдается разнообразие
экономических, социальных, политических
и культурных процессов, протекавших
в то время в разных странах
Европы. Буржуазные отношения к XVII веку
стали преобладающими в экономике
Англии и Нидерландов, в Испании,
Италии, Германии они едва просматривались;
во Франции капиталистические
Не менее пестрой была и картина политической жизни Западной Европы. В XVII веке господствующей формой государства была абсолютная монархия (поэтому это столетие иногда называют веком абсолютизма). Классический тип абсолютной монархии сложился во Франции; в Англии острый конфликт между абсолютизмом и буржуазией, завоевавшей экономическое господство и предъявившей свои претензии на политическую власть, привел страну к революции. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. В раздробленной Германии абсолютизм осуществлялся в пределах карликовых государств, в Италии подобный региональный абсолютизм соседствовал с торговыми республиками. В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI века утвердилась республика.
Бурные реформационные движения прошлого столетия - там, где они взяли верх над католицизмом, - приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии, англиканская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции; после Тридентского собора (1545-1553) католическая реакция, или контрреформация, чрезвычайно укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, прежде всего в Италии и Испании. На протяжении всего 17 столетия контрреформация оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни этих стран. Сожжение Джордано Бруно (1600), запрещение учения Коперника, суд над Галилеем (1633) - красноречивые тому примеры.
Однако ничто не
могло остановить культурный прогресс,
мощный толчок которому был дан еще
в предшествующую эпоху. Семнадцатое
столетие было ознаменовано новым научным
и культурно-художественным подъемом
во многих странах Европы. Следует
выделить важнейшие особенности
духовной культуры данного периода.
В эпоху Возрождения она
Семнадцатый век
не утрачивает тенденции к синтезу
в своих общих научных
Какие же характерные
особенности отличают процесс развития
науки в XVII веке? Продолжается начатое
еще в эпоху Возрождения
Огромный шаг вперед
в XVII веке сделали различные отрасли
физики - механика, оптика, гидравлика.
Английский ученый Уильям Гилберт описал
явления магнетизма и заложил
основы учения об электричестве, один
из первых ввел в практику подлинный
физический эксперимент. Б. Паскаль, Э.
Торричелли, Р. Бойль, Э. Мариотт заложили
основы гидростатики и физического
учения о газах. В конце XVI - первой
половине XVII века были изобретены телескоп,
микроскоп, гидрометр, ртутный барометр,
усовершенствованы часы, компас. Ведущей
областью науки в XVII столетии становится
механика. Многое для ее развития сделал
Галилео Галилей (1546-1642). Разработанное
им учение о движении тел составило
фундамент классической механики. Он
впервые точно сформулировал
основные кинематические понятия (скорость,
ускорение), близко подошел к открытию
закона инерции, разрабатывал законы падения
тел и движения их по наклонной
плоскости. Труды Галилея сыграли
решающую роль в экспериментальном
обосновании коперниковской гелиоцентрической
системы. С помощью сконструированного
им самим телескопа Галилей
Огромна роль Галилея
в становлении нового понятия
науки и научного метода. Он не только
великий ученый - экспериментатор, но
и выдающийся теоретик опытного естествознания.
Разработка нового метода научного познания
началась еще в эпоху Возрождения.
В идейном плане было очень
велико влияние английского философа
Френсиса Бэкона (1561-1626), стоявшего на
рубеже Возрождения и Нового времени.
Бэкон подверг критике
Важнейшим методом исследования природы у Галилея выступает количественный метод, в то время как в традиционной науке, начиная с Аристотеля, господствовал качественный метод - познание сущностей и свойств вещей; математика же считалась наукой об идеальных формах. В отличие от Аристотеля, Галилей был убежден, что природные процессы измеримы, что возможно установить точными методами их законы. Таким образом, соединив физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах, Галилей заложил фундамент экспериментально - математического естествознания. Начатое их преобразование науки и научного метода было продолжено Р. Декартом, Г.В. Лейбницем и др., а достигло своего завершения в творчестве И. Ньютона. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы - математическое естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательного характера античных теорий, наблюдения вещей и явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использовала активные, конструктивно-математические приемы построения теорий и опиралась на строго контролируемый (в лабораторных условиях) эксперимент.
В XVII веке происходило
накопление знаний в химии, биологии,
физиологии, геологии, минералогии
и других отраслях знания. Изобретение
микроскопа стало основой развития
научной биологии. Человек узнал
о существовании неведомого ему
прежде микромира. Процесс активного
развития переживала география. Велось
изучение земель, ставших известными
европейцам в XV-XVI веках; предпринимались
многочисленные экспедиции, в том
числе в полярные моря, а в начале
XVII века голландские моряки открыли
новый континент - Австралию. В XVII веке
наука была далека от абстрактного
стремления к чистому знанию и
тесно связана с практическими
потребностями своего времени. Еще
Ф. Бэкон в начале нового века обосновал
новую роль науки, провозгласив: "Знание
- сила!". Целью науки, считал Бэкон,
является принесение пользы человеческому
обществу, она должна увеличивать
власть человека над природой и служить
основным средством решения социальных
проблем и противоречий. Появляются
новые формы организации
Достижения науки
Нового времени имели ключевое значение
для формирования новой картины
мира, становления нового мироощущения
европейцев. Географические и особенно
астрономические открытия широко раздвинули
перед человеком горизонты
Важнейшей чертой новой
картины мира стал механицизм, что
было обусловлено особым положением
в этот период механики как науки,
ранее других получившей законченную
систематическую разработку и широкое
практическое применение. Суть механицизма
заключается в признании
Научная революция XVII
века и связанная с ней "математизация"
теоретического мышления завершили
начатое в предшествующие эпохи
(Возрождение, Реформация) формирование
рационализма как отличительной
черты и образа мыслей, и образа
жизни человека Нового времени. Рационализм
становится одним из важнейших направлений
философии XVII века. Начиная с Декарта,
целый ряд философов
Рационализм проникал
в литературу и искусство, входил
в массовое сознание, в котором, правда,
совмещался с христианской религией.
Рационалистическая тенденция в
массовом сознании проявлялась в
преобладании здравого смысла над религиозным
догматизмом и мистическим
В семнадцатом столетии глубокие изменения происходят не только в картине мира, но и в мироощущении европейского человека. Главное, что характеризует историю Европы в XVII веке, - это переходность, кризисность эпохи. Как переходное время данный период изобиловал контрастами, социальными катаклизмами (революции, войны, народные восстания), напряженным динамизмом и неустроенностью человеческой жизни, эпидемиями. Социальная действительность воспринималась человеком как нечто неустойчивое и шаткое, она не оставляла места для ренессансных гуманистических идеалов. В мироощущении европейца XVII века нарастал драматизм. Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, усугублялась изменившейся картиной мира, в которой человек потерял статус "венца творения". По мысли А.Ф. Лосева, открытия в области астрономии превратили Землю в ничтожную песчинку бесконечной Вселенной. Следовательно, ничтожной стала и та человеческая личность, которая обитает в этой "песчинке". Осознание того, что Вселенная не знает ни центра, ни вечных очертаний, безразлична к благополучию и счастью человека, породило трагическое мироощущение.
Трагическое восприятие жизни и мира с необычайной выразительностью проявилось в творчестве французского философа и ученого Блеза Паскаля (1623-1662). Человек "затерян, словно атом", в обширном лоне Вселенной, считал философ. Паскаль исходил из идеи нереализованности, ничтожности человека, жизнь которого подобна "тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда". Паскаль уподоблял человека "мыслящему тростнику", хрупкому и слабому перед громадой мира, но вместе с тем своим разумом возвышающемуся над ней. Возможно, что в паскалевском видении мира слишком усилены акценты на идее ничтожности человека; многие мыслители Нового времени полемизировали с Паскалем по этому вопросу (в то же время данная идея получила в дальнейшем свое развитие в творчестве ряда философов, например, Фридриха Ницше). Но, так или иначе, в мировосприятии семнадцатого века утрачивается ренессансное чувство безграничного могущества человека, появляется сознание определенного предела его возможностей. Изменение картины мира изъяло человека из центра мироздания, сделало его одной из частей природы.