Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, сочинение
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации.
Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве - как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.
В XVII веке складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески - исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение "Я" совсем иного рода. Это "Я" - незаурядное, гениальное - становится критерием для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны - свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек - творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, просыпается страх.
В историю западноевропейского
искусства XVII век вошел как новая,
очень яркая фаза, имеющая совершенно
самостоятельное значение, и вместе
с тем чрезвычайно важная для
его последующей эволюции. К этому
времени относится расцвет
В то же время искусство XVII века, как и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих черт, связанных с новым миросозерцанием эпохи. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Происходит отказ от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком становятся предметом творческого познания и осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Именно поэтому искусство XVII века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Особое значение приобретают такие жанры искусства, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.
Пристальное творческое
исследование природы приводит к
важнейшим открытиям в передаче
пространства, освещении общих
Искусство XVII века сложно
и многообразно. Его нельзя определить
одним стилистическим понятием. Даже
в рамках одной национальной школы
можно отметить существование различных,
порой противоположных
Но идейное и общественное содержание барокко было более широким. В искусстве барокко нашли яркое выражение новые представления о мире, его изменчивости, сложности, конфликтности. В барокко на смену ренессансной идее развития общества как поступательного движения к гармонии человека и природы, человека и государства приходит ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Мир предстает лишенным гармонии и устойчивости. Человек в искусстве барокко выступает не как центр Вселенной и мера всех вещей, а как многоплановая личность со сложным миром переживаний, вовлеченная в круговорот и конфликты среды.