Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 21:21, доклад
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных миро-воззренческих установок, общественно-экономических и политиче-ских структур. В современной культурологии под "Западом" подра-зумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности.
Культура и природа
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действие не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. РерихаНе трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.
6
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах:устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки,философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, поэтому признаку.
Регулятивная функция
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определеннуюзнаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или
иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов(технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективныйхарактер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальнымокружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству ихколлективов как устойчивых сообществ.
Ко второму
уровню рассматриваемой
> организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
> регуляция процессов
> консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
V культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;
V культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);
V культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;
V культуру собственности,
V культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
V культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);
V культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты(“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”,“религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы
критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или инойсфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам всоответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точкизрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились вценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем
многообразии функций культуры
можно выделитьтакие “профильные”
направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-
Аккультурация, инкультурация
Аккультурация - это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.
Инкультурация - освоение человеком того, что ему дано традицией.
Инкультурация – процесс придания личности общей культурной компетенции по отношению к установлениям данного общества. Сюда входит, прежде всего, усвоение системы ценностных ориентаций. Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм, паттернов поведения, свойственных данной культуре.Формирование ценностей происходит через общение, когда происходит взаимодействие между субъектами. Человек лишь в некоторых ситуациях остается субъектом – неповторимой, уникальной, единственной личностью. Сфера межсубъектных отношений – это, прежде всего, семейные отношения. Человек обретает ценности не только в семье, но и в процессе общего, меньше - специального образования. Ценности также усваиваются в процессе контактов личности со всем социальным окружением. Инкультурация происходит в семье, дошкольных учреждениях, системе общего среднего образования, при получении высшего образования, в основном - гуманитарного или художественного, а также в процессе общения с друзьями, коллегами, знакомыми, родственниками, что придает процессу инкультурации случайный, непредсказуемый характер. Данное описание распространяется на большинство людей "среднего" уровня. В каждом обществе есть люди, как чрезвычайно одаренные, так и с ограниченными возможностями. Инкультурация представителей этих полюсных групп может весьма отличаться.Общество воспроизводит себя через социализацию и инкультурацию отдельных личностей. Групповые формы решения этих задач возможны только в отдельных областях – политических кампаниях, рекламе продуктов массового потребления, массовой художественной культуре. Результаты подобной социализации и инкультурации еще не прошли проверку временем, еще не выросли поколения людей охваченные, например, рекламой с детства. Адаптация происходит как при социализации, так и при инкультурации. При социализации адаптация происходит легко и быстро, при инкультурации – тяжело и медленно. Конечная цель и результат инкультурации – интеллигент.Инкультурация и социализация происходят по разным законам, которые формулирует А.И. Кравченко: на один и то же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации и наоборот.Если инкультурация – срастание с родной культурой, то аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев, верований происходящих при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Аккультурация описывает контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов является восприятие культурных норм и ценностей. Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия.Понятие "аккультурация" начало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX в. в связи с процессами культурного изменения в племенах северо-американских индейцев (Ф. Боас). В 30-е гг. XX в. термин аккультурация закрепился в американской антропологии, процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований (М. Мид, Б. Малиновский). В конце 30-х гг. была разработана типовая модель исследования аккультурации (М. Херсковиц). Аккультурация – совокупность явлений, возникающих вследствии того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих. Были выделены группа "реципиент", в которой культурные паттерны меняются, и группа "донор", в которой культурные паттерны остаются неизменными. Эта модель оказалась удобной для описания культурных изменений в небольших этнических группах и их столкновений с западной индустриальной культурой. Были описаны три основных типа реакции группы-реципиента:1. Принятие (замещение старого культурного паттерна новым);2. Адаптация (частичное изменение традиционного паттерна);3. Реакция (полное отторжение культурных паттернов "донорской " группы, попытки сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии). В работах М. Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складывались новые культурные паттерны (негритянские культуры Нового Света). Негативная реакция "примитивных культур" на ситуацию контакта с западной индустриальной культурой получила название "нативистские движения". В 40-е годы XX в. появилась работа Р. Линтона "Аккультурация в семи племенах американских индейцев", в которой были описаны два типа условий, в которых может происходить аккультурация: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.В 50--60-е гг. XX в. произошло расширение исследований аккультурации. Появились исследования посвященные испанизации, китаизации, японизации культуры. Аккультурация стала пониматься как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит изменение, усвоение новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с её историческим наследием, позволяет выработать эффективную технологию общения людей .Ассимиляция происходит в результате усвоения культурных черт преобладающей группы группой меньшинства. В результате ассимиляции возникли целые страны, например Бразилия. Государство может поощрять терпимость к иной культуре, а может придерживаться политики этноцентризма – силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры.Исследование проблемы культура-и-личность на западе привело к формированию категориального аппарата, описывающего разные стороны данного взаимодействия. Система категорий, предложенная западными исследователями, стала использоваться в российской научной традиции. Повторим еще раз. Инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. Аккультурация – частичное вхождение в чужую культуру через усвоение её традиций и ценностей. Ассимиляция – полное погружение в чужую культуру, при котором индивид забывает свою культуру.Культурализация Процесс, посредством которого индивид адаптируется к новой культуре, в конечном счете, ассимилируя практику, обычаи и ценности.