Зарождение культуры в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:48, реферат

Краткое описание

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Содержание

1. Введение 2
2. Основная часть
- История культуры 4
- Первобытная культура 7
- Периоды развития первобытного общества 10
- Теория культурогенеза 13
3. Заключение 17
4. Цитаты 19
5. Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

kulturologia (1).docx

— 43.64 Кб (Скачать файл)

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности. 
Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А.И. Першиц предложили системы периодизации первобытного общества. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада

2) эпоха родового строя

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с культурами бронзового века.

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Переодизация каменного  века:

1)Палеолит:  
          a) Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

b) Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

c) Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2) Мезолит — период характеризуется развитием техники производства ка-менных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3) Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Ме́дный век — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. 

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже 13-12 вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века. Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»: 
1)кельты (латенская культура)

2) протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии)

3)протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян)

4) прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр)

5) степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы)

6) пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.

Теории  культурогенеза

От сочетания слов «культура» и «генезис» произошло название исследуемого концепта - «культурогенез». Генезис - genesis - от греческого - происхождение, возникновение, развитие.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

В современной теории культуры существует два основных подхода  к определению сущности культурогенеза. В первом случае под генезисом культуры подразумевают «процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальной закономерностей» [4, с. 48]. Иными словами, культурогенез – это однократный процесс зарождения культуры. Во втором случае генезис культуры – это «один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее» [4, с. 48].

Наиболее известные теории культурогенеза в трудах зарубежных и отечественных мыслителей. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс в своей орудийно-трудовой концепции утверждают, что «труд создал человека и культуру как способ его жизнедеятельности» [5, с. 173].

По мнению американского  культуролога Т. Роззака, еще до наступления  палеолитической эры господствовала палеотаумическая эра, когда еще  не существовало орудий труда, но уже  была магия: мистические песнопения, танцы и т.п. [6, с. 18].

Австрийский ученый, основатель психоанализа З. Фрейд в книге  «Тотем и табу» раскрывает смысл  культурогенеза через первобытную  культуру, а именно через систему  запретов. Табу – это результат  амбивалентности чувств человека, которых  нет больше ни у одного живого существа. Табу - не природное, а приобретенное  чувство, возникшее, когда пралюди  из-за сексуального соперничества убили  своего отца, а затем в момент раскаянья поклялись больше не совершать  такого. Иными словами возникновение  концепта «совесть» и превратило животного в человека, и соответственно привело к возникновению культуры [цит. по 7, с. 139-183].

Нидерландский исследователь  культуры Й. Хейзинг утверждает, что  животные подобно людям любят  играть. Человеческую деятельность, по его мнению, можно представить  в виде игры, следовательно, и культура зарождается в игре, носит игровой  характер. Игра, по его мнению, это  – содержательная функция со многими  гранями смысла. Это – заданная величина культуры, сопровождающая и  пронизывающая ее с самого начала. Именно в мифе и культе рождаются  все движущие силы культурогенеза.

Еще один известный немецкий философ Э. Кассирер выдвинул свою точку  зрения относительно проблемы генезиса культуры в учении о языке, мифе, науке и искусстве как специфических  символических формах «Философия символических форм». По мнению ученого, человек – это незавершенное животное, которое несовершенно в своем биологическом естестве, т.к. меньше чем животное приспособлено к жизни в природе, поэтому создание некой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку (это проявление определенных защитных механизмов). Ослабленность инстинктов привела в итоге к подсознательному поиску способов выживания, что изменило сами формы жизнедеятельности человека. Культура заменила человеку инстинкты и способствовала созданию мира человека [8, с. 91-97].

Таким образом, можно выделить пять основных концепций культурогенеза:

1) Орудийно-трудовая.

2) Магическая.

3) Игровая.

4) Психоаналитическая.

5) Символическая.

Российский культуролог  А. Флиер считает, что вся история культуры представляет собой процесс постоянного генезиса. Культура каждого общества может не только один раз зародиться, но и постоянно воспроизводиться. По его мнению, генезис культуры отражает ее качественное состояние и процесс формирования ее основных характеристик.

А. Флиер предлагает свою классификацию типов культурного  развития:

1. эколого-генетические  культуры, объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям существования, а субъективной – абсолютизация генетического аспекта универсума и собственного бытия;

2. историко-идеологические культуры, объективно концентрированные на адаптации к историческим условиям существования, а субъективно – на абсолютизации идеологического аспекта общественного бытия;

3. экономико-социальные  культуры, объективно адаптирующие  общества к условиям, создаваемым  инерцией их собственного экономического  развития, а субъективно – абсолютизирующие  идеи социального блага и его  расширенного воспроизводства [9, с. 139].

Таким образом, изучив наиболее известные теории культурогенеза, и  выбрав за образец более актуальную теорию генезиса культуры А. Флиера, можно сказать, что культурогенез – это не единократный процесс возникновения культуры, а процесс ее постоянного самообновления. Одной из стадий генезиса культуры, является стадия постиндустриального развития общества, которая полностью соответствует экономико-социальной стадии истории культуры (соответственно культурогенеза) А. Флиера по следующим принципам: антропоцентризм, принцип «социального блага», высокий уровень экономического и научно-технического развития общества, максимальное использование человеческих и природных ресурсов, а также принцип экономической выгоды и «стоимость-эффективности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм.

С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины.  
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель. В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.

Информация о работе Зарождение культуры в первобытном обществе