Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:48, реферат
Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства.
Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893-1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899-1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937).
Введение……………………………………………………………………….…..3
Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана……………………
Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева……
Академический русский театр драмы имени Г. Константинова……………….
Театр юного зрителя………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….……19
Приложения…………………………………………………………………...…20
Список использованной литературы…………………………………………...22
В 1974 г. главным режиссером Марийского драматического театра им. М.Шкетана стала С.С.Кириллова (род. в 1932 г.). В своей творческой деятельности она стремилась помимо постановки пьес марийских драматургов, знакомить зрителей с лучшими произведениями зарубежной, русской классической и современной драматургии. В результате творческого сотрудничества с марийскими драматургами на сцене с успехом шли пьесы К.Коршунова, М.Рыбакова и В.Регеж-Горохова, ставились спектакли по произведениям признанных мастеров слова С.Николаева, Н.Арбана, А.Волкова, а также национальных классиков С.Чавайна и М.Шкетана. В 70-е - 80-е годы в репертуаре Маргостеатра шли спектакли по пьесам Б.Брехта "Вуянче ава ден шочшыжо-влак (Мамаша Кураж и ее дети, 1975), В.Шекспира "Лир кугыжа" (Король Лир, 1984), М.Горького "Васса Железнова" (1976), Вс.Вишеневского "Оптимистическая трагедия" (1980), И.Друце "Илыш сескем" (Святая святых, 1982), А.Вампилова "Оласе койдарчык" (Провинциальные анекдоты, 1981) и т.д.
Спектаклям режиссера С.Кирилловой были свойственны современность взглядов и масштабность подходов к драматургическому материалу и поднимаемым проблемам. По ее руководством в 1976 г. Марийский театр впервые выехал на гастроли в Эстонию, где были показаны спектакли "Салика" С.Николаева", "Аксар и Юлавий" К.Коршунова, "Морко сем" (Моркинские напевы) М.Рыбакова.
В 1974 и 1985 гг. труппа Маргостеатра пополнялась молодыми актерами, выпускниками марийских студий ГИТИСа, среди которых были такие творческие личности, как Ю.Алексеев, Н.Османова, М.Медикова, З.Долгова, И.Смирнов, О.Кузьминых, А.Романова, В.Домрачев, Т.Краснова и др.
В марте 1987 г. С.С.Кириллову на посту главного режиссера театра сменил ее ученик и последователь В.А.Пектеев (род. в 1954). В области репертуарной политики он продолжил линию своей предшественницы, стремясь сочетать современные пьесы с классическими, оригинальные - с переводными, используя при этом жанровое богатство и художественные достижения современного российского и европейского театров.
В 1992 г. Маргостеатр им. М.Шкетана был переименован в Марийский Национальный театр им. М.Шкетана.
В начале 90-х годов Национальный театр и его художественный руководитель В.Пектеев стали инициаторами учреждения и проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов "Майатул". В работе I фестиваля (Ижевск, 1992) Национальный театр им. М.Шкетана участвовал драмой А.Пудина "Пыжаш" (Очаг) в постановке В.Пектеева и был удостоен приза за лучшую режиссуру. На II фестивале (г. Нурмес, Финляндия, 1994) спектакль "Окса тул" (Блеск монет) по пьесе С.Чавайна, В.Пектеева и Ю.Байгузы был признан лучшим из представленных работ. На III фестивале "Майатул" (Йошкар-Ола, 1997) Национальный театр им. М.Шкетана представил спектакль В.Пектеева по драме А.Пудина "Ой, луй модеш…" (Ой, куница играет), который был отмечен жюри в качестве лучшей режиссерской работы.
В 1998 г. Марийский Национальный театр был удостоен Международного театрального приза "Золотая пальма".
В этом же году в труппу театра пришли выпускники марийской студии Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина. Работа некоторых из них отмечена жюри ежегодного республиканского фестиваля "Йошкар-Ола - театральная": С.Ягулбаева стала лауреатом театральной премии им. Йывана Кырли за 1999 г. в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за исполнение роли г-жи Пернель в комедии Мольера "Тартюф" (Помыш кишке), а С.Строганов, А.Асмаев и А.Сандаков удостоены Приза надежды на фестивале 2000-го года.
90-е годы для Национального театра отмечены творческим сотрудничеством с мордовским драматургом Александром Пудиным. Тонко чувствующий время драматург сумел в своем творчестве сублимировать атмосферу и энергетику, проблемы современности, воплотив их затем в конфликтах своих пьес, в характерах персонажей.
В этом же направлении работает марийский драматург Юрий Байгуза (род. в 1958 г.). Его драмы-притчи "Порсын лÿҥгалтыш" (Шелковые качели, 1992 и 1999) и "Поргем ÿмбалне ÿжара" (Заря над пропастью, 1997) в постановке В.Пектеева стали заметным событием в культурной жизни республики.
Марийский Национальный театр им. М.Шкетана на рубеже веков представляет собой ищущий творческий коллектив, работы последних лет которого красноречиво свидетельствуют об отходе от традиций бытового театра, о стремлении, сохранив свое национальное и творческое своеобразие, включиться в мировой театральный процесс.
Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева
В 1968 году на базе Марийского объединенного драматического театра им. М. Шкетана в Марийской АССР был создан музыкально-драматический театр. В 1969 году театр открывался постановкой первой национальной оперы «Акпатыр» Эрика Сапаева по мотивам произведения С. Г. Чавайна
В 1994 году Постановлением
Правительства республики Марийский
музыкальный театр был
Театр прошел долгий путь становления и развития. Основу молодого театра составили выпускники Московской, Ленинградской, Горьковской и Казанской консерваторий, а также Московского, Ленинградского и Пермского хореографических училищ. Молодая труппа с огромным энтузиазмом и желанием взялась за создание нового театра.
В разное время руководителями театра были С.И. Иванов, М.Ю. Капланский, Г.П. Зачинов, А.Б. Сухов, И.И. Егоров. С 2001 года художественным руководителем театра является заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии республики Марий Эл К.А. Иванов.
Постановки оперных и балетных спектаклей осуществляли главные дирижеры театра Г. Таныгин, В. Куценко, В. Венедиктов, В. Павлов, В. Прасолов, К. Салтыков, С. Дяченко, М. Адамович, А. Кинешова, И. Егоров, в настоящее время − Рубен Агаронян.
В разные годы балетную труппу театра возглавляли К. Наваева, Э. Рая, Г. Цыганова, А. Бедычев, В. Пашкевич, Г. Рубинская, Л. Бородулин, А. Голышев, О. Комлева, А. Гаевой. В настоящее время балетную труппу возглавляет художественный руководитель театра Константин Иванов, а ее заведующим является Владимир Шабалин.
С театром тесно сотрудничали всемирно известные российские композиторы, режиссеры, дирижеры, музыканты, артисты − Андрей Эшпай, Борис Покровский, Эдуард Грач, Р. Даутов, К. Ласкари, Н. Басков и многие другие.
В репертуаре театра более 50 произведений оперной, балетной и опереточной классики, спектакли для детей. С первых лет театр плодотворно работает с марийскими композиторами. В настоящее время в репертуаре две национальные оперы — «Акпатыр» Эрика Сапаева и «Алдиар» Элины Архиповой, а также балет «Лесная легенда» на музыку Анатолия Луппова.
Благодаря инициативе
Константина Иванова, в 1999 году было
открыто отделение «
Театр активно сотрудничает с режиссерами и балетмейстерами Акихико Озаки (Япония), Тамазом Вашакидзе (Грузия), Май-Эстер Мурдмаа (Эстония), Ольгой Маликовой (Санкт-Петербург), Екатериной Парчинской (Москва), Владимиром Соболевым (Киров), Сергеем Миндриным (Нижний Новгород) и другими.
С большим
успехом на сцене театра проходят
международные фестивали
Марийский театр оперы и балета ведет активную гастрольную деятельность по городам России: Кострома, Киров, Чебоксары, Сыктывкар, Саранск, Салехард, Ижевск, Ухта, Тюмень, Ханты-Мансийск, Курган, Вятские Поляны, Саров, Магнитогорск, а также за рубежом: Кипр, Перу, Тайвань, Ливан, Мексика, Южная Корея, Катар, Южная Америка, Сербия, Китай, Франция, Германия.
Театр молод,
активно развивается. Яркое мастерство
ветеранов сцены, талант и энергия
молодых исполнителей, постановщиков
— залог дальнейшего
По решению Главы Республики
Марий Эл Л. И. Маркелова в 2006 году
начато строительство нового здания
театра, который по своей оснащенности,
инженерному решению будет
Академический русский театр драмы имени Г. Константинова
Русский
театр работает в Йошкар-Оле с
1919 года. Вначале это была русская
труппа при марийском театре, созданная
на основании постановления
В разное время в театре работали режиссёры
В. Славин, Б. Володарский, заслуженный
артист РСФСР М. Веснин, заслуженный деятель
искусств Республики Марий Эл Б. Веркау,
народный артист России М. Салес, заслуженный
деятель искусств Республики Марий Эл
Ю.А. Ильин и другие.
Целой эпохой в жизни театра стало время работы на посту главного режиссёра народного артиста Российской Федерации, заслуженного деятеля икусств РСФСР, лауреата Государственной премии МАССР Г.В. Константинова (1964 – 1994 гг.).
Деятельность этого человека занимает одно из центральных мест в истории театра. Георгий Викторович пришёл, когда коллектив переживал нелёгкие времена. Но ему удалось сплотить людей, сформировать дружный коллектив творческих единомышленников и мобилизовать его на следование единой цели. Из самых ярких его работ в йошкар-олинском театре можно отметить спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, «Совесть» Д. Павловой, «Отелло» У. Шекспира, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Мещане» М. Горького, «Бешеные деньги» А. Островского и другие.
В 1993 году театр во главе с Константиновым явился инициатором создания Международной ассоциации русских театров (МАРТ) со штаб-квартирой в Йошкар-Оле, а её президентом стал народный артист СССР Ю.М.Соломин. Под эгидой МАРТ с 1993 по 2000 годы в столице Марий Эл прошло 4 Международных фестиваля русских театров республик России и стран зарубежья. За эти годы в Йошкар-Оле побывали русские театры Армении и Азербайджана, Белоруссии и Украины, почти всех национальных республик России. В 2008 году, с приходом в театр молодого, энергичного директора С.Г. Московцева, эта традиция возродилась – свои лучшие спектакли показали в Йошкар-Оле драматические театры городов Чебоксары, Бугульма, Ижевск, Элиста, Петрозаводск, Ульяновск и Акмолинский областной русский театр драмы из Казахстана. Теперь ежегодно, каждую последнюю декаду ноября, театр радушно распахивает свои двери для гостей фестиваля который получил название "Мост Дружбы". В разные годы почетными гостями фестиваля были известнейшие коллективы: Нижегородский академический театр драмы им.А.М. Горького, Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И. Качалова, Владимирский академический областной театр драмы им. А. В. Луначарского и многие другие. На протяжении всего этого периода жюри фестиваля возглавляет замечательный, интеллигентнейший человек Людмила Евгеньевна Остропольская.
В
1985 году театр переехал в только
что отстроенное здание, где и
работает по сегодняшний день. 30 сентября
1994 года театру было присвоено имя
Георгия Викторовича
Академический русский театр драмы имени Г.Константинова всегда был и остается частью многонациональной культуры республики Марий Эл и знакомит зрителя с лучшими образцами русской и зарубежной, классической и современной драматургии. На его сцене рождались и жили такие спектакли как «Без вины виноватые» А. Островского (режиссёр – Г. Крыжицкий, художник – А. Месенев), «Вишнёвый сад» (режиссёр – Г. Крыжицкий, художник – А. Месенев) и «Дядя Ваня» Чехова (режиссёр – И. Бабенко, художник – А. Соломатин), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (режиссёр – Н. Зверковская, художник – А. Алмазов), «Саркофаг» Е. Губарева (режиссёр – заслуженный артист РСФСР М. Веснин, художник – Г. Эллинский), «Собака на сене» Л. де Вега (режиссёр – заслуженный артист РСФСР П. Репьёв, художник – А. Чудаков), «Укрощение строптивой» по мотивам пьесы У. Шекспира (режиссёр – народный артист России М. Салес, художник – заслуженный художник РМЭ Л. Тирацуян) и другие. Театр обращается и к пьесам марийских национальных драматургов. С большим успехом шли спектакли «Ксения» А. Волкова (режиссёр – М. Толчинский, художник – М. Дубков) и «Черный волк» Н. Арбана (режиссёр – М. Толчинский, художник – А. Соломатин). Плодотворно театр работал и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что многие работники были призваны на фронт, оставшиеся в тылу создавали концертные бригады, выезжали в госпитали, батальоны для выздоравливающих, своим искусством поднимая настроение и дух раненым бойцам.
Театр
и сегодня занимает видное место
в культурной жизни республики. Актуальное
прочтение классики и современной
драматургии сочетается в постановках
с высокой театральной
В
труппе театра работают как прославленные
мастера сцены (заслуженные артисты
РФ С. Снеговской, Н. Шведова, Ю. Синьковский;
народные артисты РМЭ В. Гришин, Ф. Кулев,
Н. Репьёва, Н. Сулейманова),артисты среднего
поколения на которых держится весь репертуар
( Д. Закиров, Е. Москаленко, Ж. Калашникова-Тимченко,
Е. Паршкова), так и талантливая молодёжь
(артисты Н. Белобородова, С.Васин, К. Немиро,
И.Новосёлов, Ю.Охотникова, Л.Санникова,
Е. Сорокин, А. Типикин и др.).
Руководство театром осуществляют директор
театра – заслуженный работник культуры
Республики Марий Эл С. Московцев, главный
режиссер театра- Л. Чигин, главный художник
театра – заслуженный художник Республики
Марий Эл, лауреат Государственной премии
Республики Марий Эл Л. Тирацуян.
Художественное оформление спектаклей
поражает зрителя своим размахом и достоверностью,
а создаётся оно мастерами цехов театра:
костюмерного (засл.работник культуры
РМЭ Н.Норкина), декоративного (Т.Сафина,
Т.Ульянова), поделочного (засл.работник
культуры РМЭ М.Отмахов), парикмахерского
(И.Иванова) и других. Руководит работой
цехов зав.постановочной частью С.Апашкина.
Информация о работе Зарождения и развития театра в Марийском крае