Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:27, реферат
Во все времена клинки (мечи, сабли, шпаги и т. п.) были не только оружием, но и являлись символами чести и достоинства военного человека, символами власти правителя. И если для боевой функции клинка были важны его качественные характеристики как оружия (острота, твёрдость, гибкость и проч.), то для символической — главную роль играл внешний вид (красота, символическо-художественный образ). Поэтому и украшали холодное оружие изящной гравировкой, драгоценными камнями, и порой меч и шашка становились подлинными произведениями искусства. И эти две функции клинка (боевую и символическую) были вынуждены учитывать любые производители холодного оружия. Не явилась исключением в этом плане и Златоустовская оружейная фабрика.
Введение……………………………………………………………………...3
У истоков……………………………………………………………………..4
Роль П. П. Аносова в становлении уникального искусства………………6
Вторая половина XIX века—начало XX века……………………………..11
От клинков к панно………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………..20
Хотя, роль Аносова в становлении златоустовской гравюры на стали как особого вида декоративно-прикладного искусства и не исследована пока детально, думается, что его имя должно стоять в ряду основоположников златоустовской гравюры вместе с именами И. Н. Бушуева или И. П. Бояршинова. Павел Петрович Аносов не только заботился о художниках-граверах, не только поддерживал их начинания, но и во многом предугадал те проблемы, с которыми искусство златоустовской гравюры столкнулось в последующие годы.
Вторая половина XIX века—начало XX века
После отъезда в 1847 году П. П. Аносова из Златоуста цех украшенного оружия по распоряжению петербургского начальства был временно закрыт, художники переведены на рисовку и выпуск надписей на штатном оружии. В год украшалось 40—50 клинков.
На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-граверов этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов.
Возрождение златоустовской гравюры началась с середины 1860-х годов. Этому в значительной степени способствовала деятельность нового горного начальника Златоустовских заводов П. М. Обухова, при котором Оружейная фабрика вновь стала получать заказы на украшение холодного оружия. Расширился ассортимент изделий за счёт изготовления бытовых предметов — столовых приборов, портсигаров, спичечниц, топориков, сувениров, имевших массовый рыночный спрос.
Мастера нового поколения М. Петухов, Н. Серовиков, А. П. Агарков, А. Ларионов, М. Л. Мешалкин восстановили многие профессиональные. приёмы, обогатив их техникой гальванопластики и золочения «через огонь»
Оказал своё влияние на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале ХХ века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Под его влиянием изменился неповторимый орнамент златоустовских мастеров, потерявший в эти годы свою воздушность, лёгкость. Художники стали широко применять при украшении изделий так называемые стили — «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток. В 1919 году возрождается производство холодного оружия теперь уже для Красной Армии. Многие клинки тех лет, украшенные орнаментом, надписями и миниатюрами, преподносились солдатам революции как именное оружие.
От клинков к панно
Самым сложным и противоречивым в истории златоустовского художественного металла был период 1930-х—1980-х годов. Постепенно прекратилось производство большинства художественных изделий по старым образцам. С середины 1930-х годов художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) перешло на выпуск почти одних стальных пластин — панно, на которых изображались примитивно выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников, фактически это был процесс механического переноса живописи на стальную пластину. Из элементов украшения практически исчезает орнамент. В эти годы златоустовская гравюра, всегда носившая прикладной характер, «оторвалась» от вещи — поскольку настенные и настольные панно, выпускавшиеся в массовом порядке, не носили утилитарного характера. На многие десятилетия златоустовская гравюра отойдёт от миниатюры, примет новые формы и размеры.
В период развития «сурового» стиля некогда уникальное искусство утратило свою возвышенность и художественную ценность. Новые технологические приемы, например, внесённые А. И. Боронниковым никелевые полутона, могли бы значительно расширить изобразительные средства гравюры, поскольку украшаемая поверхность получала светотеневую моделировку. Однако новый способ не дополнил арсенал художественных средств и технологических приемов, он их подменил. Появился даже термин «живопись на металле». Гравюра Златоуста утрачивала графичность, ясность и четкость штриха.
В 1930-е—1940-е годы основными мотивами стали индустриальные пейзажи, портреты вождей. Первым в златоустовскую гравюру ввел советскую тематику Д. Е. Яковлев. В качестве почётных наград лучшим рабочим вручались украшенные топорики, основным сюжетами которых были виды уральской природы, панорама завода, портрет В. И. Ленина.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы художественное отделение возрождает выпуск холодного оружия. Украшенное художниками Златоуста холодное оружие — шашки, кинжалы, кортики — преподносились как заслуженная награда советским полководцам — Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, другим военачальникам. Нередко в посылках на фронт бойцам-заводчанам отравляли портсигары, изготовленные из златоустовской стали и украшенные травленым рисунком.
В послевоенные годы производство и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновилось. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорированы художниками-граверами Н. Ф. Морозовым, А. И. Боронниковым, М. Крысиным.
В 1950-х годах на смену
граверам-ветеранам пришла молодёжь,
которой предстояло переломить сложившиеся
стереотипы и дать новое дыхание
уникальному искусству
Наиболее интересными
изделиями этого периода
В 1960-х-1980-х годах идёт
процесс поиска новых форм бытовых
вещей и формирование художественного
стиля, отличного от «сурового» стиля
тридцатых-сороковых годов. В эти
годы в ассортименте цеха появляются
шкатулки, приборы для вина, стаканчики
для карандашей, тарелочки, вымпелы,
призы победителям
В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, украшенных в стиле златоустовской гравюры, утверждаемые на областном художественном совете. После утверждения принятые образцы становились эталоном, который затем тиражировался сотнями и тысячами экземпляров. Произошло разделение мастеров златоустовской гравюры на мастеров, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом порядке. С 1971 года для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска стали применяться трафареты, выполненные в технике сеткографии, что позволило значительно увеличить выпуск настенных панно. В 1970-е—1980-е годы развитие златоустовской гравюры шло в четырёх направлениях:
- украшение наградного и юбилейного оружия;
- украшение бытовых предметов;
- изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства;
- массовое производство настенных и настольных панно, которые в эти годы занимали наибольшее место в творчестве златоустовских художников-граверов.
В эти годы главным художником завода им. В. И. Ленина становится Г.М. Берсенев. В цех приходит плеяда молодых художников-граверов, которые в скором времени скажут свое слово в искусстве: Н. Лохтачева, Ю. Рябков, О. Аверкин, А. Богачёв, А. Шуков, П. Спирченков.
Художники разрабатывают новые эскизы, внедряют новые формы, уходя от ставших традиционными панно. Появляются изделия в форме блюда, украшенные орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времен года и т. п. (О. Аверкин, Н. Лохтачева). Создаются образцы авторского украшенного охотничьего оружия (нож «Диана», А. Богачев; Г. Берсенев). В 1982 году Г. М. Берсенёв первым из граверов Златоуста становится членом Союза художников СССР.
До 1990 года производство изделий, украшенных в технике златоустовской гравюры развивалось только на заводе им. В. И. Ленина (позднее завод был преобразован в производственное объединение «Булат», сейчас «наследником» этого предприятия является производственное объединение им. И. Н. Бушуева). В начале 1990-х года творческий коллектив гравюрного цеха завода распался. Почти одновременно организуется три самостоятельных предприятия: Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (1990), художественная мастерская «Практика» (1991), мастерская «Формула» (1991).
Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских, среди которых мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», ООО «Златоустовская оружейная фабрика», художественные мастерские «Практика» и «Грифон», ООО «Клинковое холодное оружие (КХО)», производственно-художественная «Компания АиР» и другие. Эти предприятия обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие, разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей манерой решения художественного образа вещи.
Среди уникальных произведений
златоустовских мастеров, созданных
в последнее десятилетие XX века,
изделия мастерских декоративно-прикладного
искусства «ЛиК»: Щит и Меч
Победы и четыре Меча Памяти и Благодарности
народам стран-участниц антигитлеровской
коалиции (1995), Дарохранительница
Произведения искусства, созданные златоустовскими художниками-граверами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии (изделия художественной мастерской «Практика», мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»), Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»).
Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженный художник России Н. В. Лохтачева, члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачев, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.
С 1829 года мастера златоустовской гравюры на стали участвуют в отечественных, а с 1851 года — и в международных оружейных, художественных и ювелирных выставках. Лучшие работы златоустовских мастеров отмечены высокими наградами в Лондоне (1851, бронзовая медаль; 1862, серебряная медаль), Париже (1867, 1878, 1900, золотая медаль), Вене (1873, серебряная медаль), Москве (1882, золотая медаль), Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893, бронзовая медаль), Н. Новгороде (1896, золотая медаль), Стокгольме (1897, золотая медаль), Омске (1911, золотая медаль).
Заключение
Таким образом, Златоустовская гравюра — это высокое мастерство, профессионализм и творческий подход мастеров, которые внесли большой вклад в развитие технологии и искусства художественной обработки металла. Интерес к этому виду искусства не угасает и в настоящее время.
В 2002, 2004 годах в Златоусте состоялись организованные по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ Бушуевские чтения — научная конференция, главной темой которой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее.
Большая выставка златоустовской гравюры на стали состоялась в 2007 году в Челябинском областном краеведческом музее, на ней были представлены изделия из фондов Златоустовского краеведческого музея, образцы изделий современных граверных фирм Златоуста.
Изделия мастеров златоустовской гравюры на стали находятся в коллекциях крупнейших музеев России и мира: Оружейной палаты Московского Кремля, Государственном Эрмитаже, Центральном государственном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музее оружия (Германия, г. Золинген), Лондонском мемориальном музее герцога Веллингтона, Имперском военном музее (Великобритания, Лондон).
Список литературы
1. Абольская Т.И. Златоустовское художественное оружие XIX века.- Л., 1986
2. Белковский В., Карташов Н. Опорный край державы. - M., 1982.
3. Бусева-Давыдова И.Л. Русское церковное искусство малых форм X-XX вв.
4. Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали.- Челябинск, 1976.
5. Колесников В., Катушев К. Крылатый булат Златоуста // Техника молодежи. 1973. №10.
6. Миллер Б. Художественное оружие Златоуста XIX- начала ХХ века: Каталог.- Л., 1990.