Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа
Актуальность. Феномен игры широко изучается в различных сферах и областях научного знания. Игру изучают как в психологии, народной педагогике, возрастной педагогике, философии, герменевтике, социологии, с точки зрения информационных технологий, а также антропологии, и, наконец, культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ КОНЦЕПЦИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ……………………………………………………....………5
1.1.Интерпретация игры и ее функци…………….………..……………………5
1.2. Основные концепции………………………………………………………...7
ГЛАВА II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ…………………………….……12
2.1 Особенности игрового элемента Античности…………………..………..12
2.2 Игровая культура в Средневековье……..…………..……………….......15
2.4 Интерпретация игра в Новое время……………………………………......18
2.5 Трансформация игры в Новейшее время ………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра культурологии
Актуальность. Феномен игры широко изучается в различных сферах и областях научного знания. Игру изучают как в психологии, народной педагогике, возрастной педагогике, философии, герменевтике, социологии, с точки зрения информационных технологий, а также антропологии, и, наконец, культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д.
Игра - необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам. Игра зародилась и проявилась намного раньше культуры, ибо понятие культуры, как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
Игра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным [20].
1.2 Основные концепции
Игра одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, т.е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связывал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделял таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологии, философии) феномен игры подвергся только с кон. 19 в.; «теория игр» – один из разделов современной математики, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности. Между тем на неутилитарный, эстетический и сущностно значимый для человеческой жизни характер игры философская мысль обратила внимание фактически с самого своего возникновения, хотя долгое время ее выводы фиксировались только в метафорической, образной или спорадической форме [8].
Гераклит уподобляет эон «играющему ребенку». Платон в «Законах» называет человека «какой-то выдуманной игрушкой бога»; смысл жизни человека заключается в том, чтобы «жить, играя» в «прекраснейшие игры», к которым относятся жертвоприношения, песни, пляски и битвы с врагами. В «Политике» термином «игра» обозначаются все искусства, «направленные исключительно к нашему удовольствию», – живопись, украшения, музыка, т.е. «изящные искусства» в новоевропейской терминологии. Платон, Аристотель, стоики, многие мыслители Возрождения видели в игре действенное воспитательное средство [8].
Немецкая классическая философия выдвинула
на первый план эстетический аспект игры.
И.Кант в «Критике способности суждения»,
имея
ввиду эстетические феномены и искусство,
говорит о «свободной игре познавательных
способностей», «свободной игре способностей
представления», игре душевных сил (воображения
и разума), которая доставляет удовольствие,
лежит в основе эстетического суждения
вкуса, и, в конечном счете, ведет к постижению
внерациональных сущностей. К «изящным
искусствам» И.Кант относит три вида искусств:
словесные, изобразительные и «искусство
игры ощущений»; в их основе лежит игра
тех или иных духовных сил человека. В
частности, к третьему виду он причисляет
«музыку и искусство красок», вызывающие
«удовольствие от формы при эстетической
оценке»; тем самым И.Кант закладывает
теоретический фундамент для обширного
круга художественных явлений, который
в 20 в. был обозначен как формализм. Свободную
игру ощущений, доставляющую удовольствие,
И.Кант делит на азартную игру, игру звуков
и игру мысли. Только последние два вида
он связывает с изящными искусствами,
хотя во всех трех усматривает эстетический
характер разной степени интенсивности
[8]. В центр своей эстетической теории
поставил игру Ф.Шиллер в «Письмах об эстетическом
воспитании человека», подчеркнув, что
он опирается на идеи Канта. Согласно Ф.Шиллеру,
из «рабства зверского состояния» человек
выходит только с помощью эстетического
опыта, когда у него развиваются способность
наслаждаться искусством («видимостью»)
и «склонность к украшениям и играм». Человеку
свойственны три глобальных «побуждения»:
чувственное, основывающееся на законах
природы и имеющее «предметом» жизнь;
побуждение к форме, понуждающее дух с
помощью «законов разума», его предметом
является «образ»; побуждение к игре –
самое высокое, – дающее человеку «свободу,
как в физическом, так и в моральном отношении»,
его предмет составляет «живой образ»,
который в понимании Шиллера предстает
совокупностью всех эстетических свойств,
предметов и явлений, и отождествляется
с красотой. В свою очередь, сама красота
выступает «объектом побуждения к игре»
[18, с. 243], в которой дух человека обретает
полную свободу, а сам человек совершенствуется.
Смысл и главное содержание человеческой
жизни Шиллер усматривает в игре как эстетическом
феномене: «...человек должен только играть
красотою, и только красотою одною он должен
играть... человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда играет». На этом положении, подчеркивает
Ф.Шиллер, со временем будет построено
«все здание эстетического искусства
и еще более трудного искусства жить»
[18, с. 245]. Осознание эстетической сущности
человека привело его к формулированию
утопической идеи о некоем грядущем типе
«эстетического государства», которое
придет на смену историческим типам «динамического
правового государства» и «этического
государства»
[18, с. 271].