Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:58, контрольная работа
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Игровая концепция культуры Й. Хейзинга……………...…………….5
Глава 2 Игровая концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета…………………10
Глава 3 Игровая концепция культуры Г.Гессе………………………..………11
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список литературы……………………………………………………………....16
Автономная некоммерческая организация высшего образования «ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет дистанционных образовательных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Культурология»
Реферат на тему «Игровые концепции культуры»
Вариант № 10
Выполнил: |
|||
ФИО полностью (заполняется студентом) | |||
Группа: |
Э1-14-Дот(и) | ||
(заполняется студентом) | |||
Контактная информация: |
|||
e-mail, номер сотового телефона (заполняется студентом) | |||
Проверил: |
|||
ФИО преподавателя | |||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Игровая концепция культуры Й. Хейзинга……………...…………….5
Глава 2 Игровая концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета…………………10
Глава 3 Игровая концепция культуры Г.Гессе………………………..………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Значительное место в теории культурологии занимает игровой подход изучения культуры. Культурология ищет ответы на вопрос: «Как в природном мире возник новый феномен – культура?». Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры. Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни.
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил — правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования.
Одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. С давних пор все определеннее шло к убеждению, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра. Игра в данной работе рассматривается как явление культуры, не как биологическая функция, и анализируется средствами культурологического мышления. В этом реферате рассмотрены игровые концепции в культурологи, а именно концепции таких философов как Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассета, Г.Гессе.
Проблематика игры с особой остротой звучит в наше неспокойное и часто весьма зловещее время. Именно оно сделало столь актуальным вопрос игровых концепций культуры.
Целью данной работы является раскрытие игровых концепций культуры, сформулированных Й.Хейзингом, Х.Ортега-и-Гассетом, Г.Гессе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение игры, её характера и значения как явления культуры;
- проанализировать игровую концепцию культуры, сформулированную Й. Хейзингом;
- рассмотреть игровую концепцию культуры Х. Ортега-и-Гассета;
- рассмотреть игровую концепцию культуры Г. Гессе.
В работе были использованы различные источники, которые представлены в списке использованной литературы.
Глава 1 Игровая концепция культуры Й. Хейзинга
Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом-идеалистом Йоханом Хейзингом в работе «Человек играющий». Она рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Игра – это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры – в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть ни дурной, ни хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры». Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение «вне игры», т.е. нечто абсурдное по определению.
Игра как феномен культуры по Й. Хейзинга
Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таковы основы концепции Хейзинга. Свой интерес к Homo ludens Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными, как наивно внушал светлый XVIII век в своем почитании Разума. И название человека Homo faber неполно. Homo faber, человек играющий, выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности, как и человек созидающий, и должен занять свое место рядом с Homo faber. Игра в концепции Хейзинга - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый, чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура в ее древнейших формах «играется». «Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра». «Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре». Обзор истории культуры, ее различных эпох приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре.
Проблема пуелеризации культуры по Й.Хейзинга
Вытеснение игры, начавшееся
в XVIII в., фактически заканчивается к XIX
в. Духом общества, по мнению Хейзинга,
начинает завладевать трезвое, прозаическое
понятие пользы. Получает признание постыдное заблуждение,
что экономические силы и экономический интерес
определяют ход истории. Дух рационализма
и утилитаризма убили таинство и провозгласили человека
свободным от вины и греха. Труд и производство
становятся идеалом, а вскоре идолом. Культура
гораздо меньше играется, чем в предшествующие
периоды. Бесспорное достоинство и актуальность
исследования голландского ученого обусловлены
тем, что анализ истории культуры под знаком
игры сопряжен автором с жизненными процессами
и катаклизмами современного сознания,
с перспективами культурного движения.
Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию;
там же, где, похоже, что она играет, отмечает Хейзинга,
- игра эта фальшива. Автор предупреждает о «порче»,
разрушении культуры, уходящей от своих
истоков. Игра, наполненная эстетическими
моментами, «проигрывающая» и творящая
духовные ценности, - ранее культуросозидающий
фактор, - ныне переродилась в суррогат
игровой деятельности - в спорт. Он превратился в научно-
Признаки игры по Й. Хейзинга
Психологи и физиологи стремятся проникнуть в суть игры, не проявляя интереса к ее эстетическим особенностям, поэтому изначальные качества игры ускользают от описаний. Всесторонне изучение феномена игры позволило Й.Хейзингу выделить следующие ее признаки:
- игра – свободное действие: игра по принуждению не может оставаться игрой;
- игра не есть «обыденная»
или «настоящая» жизнь. Игра –
это выход из такой жизни
в преходящую сферу
- третий, отличительный признак
игры – замкнутость, ограниченность.
Она «разыгрывается» в
- игра устанавливает порядок, она сама есть порядок – и этот порядок непреложен. Эта глубокая связь с идеей порядка есть причина того, почему игра в столь значительной мере лежит в области эстетического. Игра склонна быть красивой;
- следующий признак игры – напряжение. Именно элемент напряжения сообщает игре то или иное эстетическое содержание, ведь напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физической силы, упорства, изобретательности, мужества, выносливости, а также ду
- в каждой игре – свои правила.
Правила игры бесспорны и
- немаловажным признаком игры Й. Хейзинга признает то, что играющие создают новое сообщество – группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась;
- наконец, последняя отличительная
черта игры – ее
Таким образом, игра, с точки зрения игровой концепции культуры Й.Хейзинги, это некоторая свободная деятельность, которая осознается как «ненастоящая», несвязанная с обыденной жизнью, но, тем не менее, могущая полностью захватить играющего; которая не обуславливается никакими ближайшими интересами (материальными или доставляемой пользой); которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядочена и в соответствии с определенными правилами, и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружить себя тайной или подчеркивает свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом.
Глава 2 Игровая концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета
Тема игры воодушевила также испанского философа X.Opтeга-и-Гассета (1889-1955). Подобно Хейзинга, Ортега озабочен судьбой современной культуры, кризисным бытием личности в условиях «массового общества».
Концепция игры в теории массового
Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты. Ортега по праву называют теоретиком элиты. Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация искусства». Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей историческою процесса»; элита - особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» - быть в меньшинстве и сражаться с большинством.
В течение полутора веков серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество». С этим Ортега связывает все недуги Европы. По его убеждению, близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнет складываться, как должно, в два ордена или ранга: орден людей выдающихся и орден людей заурядных. Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия.
В произведениях испанского автора установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни. В «Медитации о Дон-Кихоте» Ортега полагает, что способ существования подлинной личности заключается в трагедии. Трагический герой - это избранник, принадлежащий духовной элите, определяющим его качеством является способность к созерцательной игре. В отличие от обывателя, герой не берет необходимость в расчет, сопротивляется привычному и общепринятому, руководствуется собственной свободой воли. Свои философские откровения Ортега завершает символически: ночью на парижском кладбище два бессмертных флоберовских пошляка Бувар и Пекюше хоронят поэзию во имя натурализма и детерминизма. Духовный кризис эпохи завершается. Ортега, без сомнения, - один из самых глубоких интерпретаторов буржуазной действительности. Констатируя тяжелейший кризис, через который проходит современное сознание, мыслитель отмечает тончайшие его проявления. «Система ценностей, организовывавшая человеческую деятельность еще каких-нибудь тридцать лет назад, утратила свою очевидность, притягательность, императивность. Западный человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким звездам жить».