Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:38, курсовая работа
Религия. В самом названии этой культурной традиции содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии. Тот факт, что различные религии смогли объединиться и дать рождение единой духовной традиции, свидетельствует о наличии у них некоего общего, объединяющего начала, превосходящего по своему
По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
Ослабление варновой
замкнутости в целом всей системы
и попытки укрепить варновые перегородки
в поздних дхармашастрах были
следствием перестройки сословно-
Проблема возникновения
каст также одна из дискуссионных
проблем востоковедения. В настоящее
время можно считать
Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Более того, принадлежность каст к тем или иным варнам часто прямо зависела от обладания правами землепользования и землевладения, места в общинной организации и разделении труда.
Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает .вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.
Касты, скреплявшиеся эндогамией и связанным с ней чувством реального или мнимого родства, в это время явились тем инструментом, с помощью которого варновое, сословное деление древнеиндийского общества приводилось в соответствие с новым классовым делением, с новым, более высоким уровнем разделения труда. В феодальной Индии иерархичность индийской варново-кастовой системы приобретает, таким образом, двойной смысл: во-первых, она связана с делением общества на четыре варны, при этом соотношении варн остается точным и безусловным; во-вторых, с соотношением каст, иерархия которых оценивается неодинаково и, как правило, определяется в различных частях страны традицией.
Эта двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.
В индусском праве нашла отражение одна из закономерностей развития кастового общества, в котором варновый статус рано или поздно регистрировал реальное экономическое пли социальное положение индивида а обществе. Касты, входящие в варны, всегда были достаточно гибким, подвижным элементом сословно-классовой иерархии общества. Рост благосостояния той или иной касты, но чаше всего выделавшейся в качестве подкасты группы лип, мог привести к повышению ее сословного статуса.
Для Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.
Мир и человек в системе ценностей и брахманизма, буддизма и индуизма.
Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире, причем эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает свое существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные этические принципы в индуизме.
В самом общем виде они сводятся к следующему. Индус от рождения имеет карму — некий энергетический потенциал и предназначение, которому он должен следовать как член своей семьи, рода, касты, селения и, наконец, страны. В этом и состоит его религиозный долг — дхарма, и наилучшим образом он его выполнит, если будет следовать существующему ритуальному сценарию и правилам четырех ашрам.
Социокультурное пространство, в котором индус проходит все этапы своего жизненного пути, определяется не только традиционной индуистской идеологией, но и традиционной социальной структурой общества. Каждый человек глубоко интегрирован в родственной, клановой, кастовой сообщности и вне ее не может полноценно существовать.
Индуизм внес высокую степень ритуализации и в кастовую систему. Каждая каста и соответственно каждый ее член имеет определенный ритуальный статус — традиционно признанное за кастой место (оно определяется прежде всего сакральной оппозицией "чистого/нечистого").
Возвращаясь к традиции смрити, важно отметить в ней особое
место пуран и эпоса. По сути, они — энциклопедическое
описание разных сторон жизни, показанное
через призму главных принципов индуизма.
В пуранических кодексах запечатлены
традиционные представления о возникновении
и развитии мира - от древних космогонических
мифов до фактов реальной истории. В них
же описаны деяния богов, установления
культовой практики, даны перечни храмов
и мест паломничества, астрономические,
географические и другие знания, а также
поведенческие и социальные предписания,
адресованные членам разных возрастных
групп и социальных статусов.
Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" уникальны во многих отношениях: по составу памятников, по истории их создания и бытования, по их последующей судьбе. Они почитаются в Индии как священные книги. Эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило и дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма.
Эпос существовал в окружении авторитетных священных текстов, и их влияние не могло не сказаться на нем. Он сохраняет верность ведийской космогонии, но во многих частях она вытеснена пуранической. В эпические тексты включены мифологические фрагменты, философские и этические доктрины, тесно связанные прежде всего с учением о карме. В нем обнаруживаются постулаты ортодоксальных школ индуистской философии, а также упоминаются неортодоксальные (локаята, буддизм).
В состав "Махабхараты" включена "Бхагавадгита" - ключевой для понимания индуизма текст. Он выдержан в традиционной форме и представляет собой наставление в виде беседы Кришны (за его обликом возничего скрывается великий бог Вишну) и Арджуны (одного из главных эпических героев).
"Бхагавадгита" впервые внесла в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом. Она же провозгласила любовь и безграничную преданность божеству как путь спасения от тягот бытия, отдав ему предпочтение и перед путем незаинтересованного действия (карма-марга), и перед путем знания, т. е. философского постижения истины (джняна-марга), и перед йогой.
Пураны и эпос свидетельствуют
о тех изменениях, которые претерпела
к тому времени ведийско-
В эпоху Гуптов (IV—VI вв.) индуизм превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесенные индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу. Ислам остался существовать в Индии, образовав в отдельных районах некое подобие синтеза с индуизмом, а буддизм к концу древнего периода был почти полностью вытеснен за пределы Индии, оказав известное влияние на индуизм. Последний занял прочные господствующие позиции, утвердившись в качестве государственной религии, и не сдает их до настоящего времени.
В столкновении и противостоянии с исламом и буддизмом индуизм в очередной раз проявил свои характерные черты — необычайную гибкость, открытость и терпимость. Он вбирал в себя и принесенные завоевателями религиозные традиции, и местные культы и признавал новых божеств ипостасями или проявлениями своих древних богов. Так в его сферу оказались втянутыми не только доарийские божества, но и мусульманские и христианские верования и культы, а вместе с ними и новые слои населения.
Закрытому и чрезмерно усложненному ритуализму брахманов и абстрактно-умозрительному подходу буддистов и поздневедийских мыслителей индуизм этого периода сумел противопоставить свою новую демократическую форму — бхакти, предполагающую прежде всего эмоциональную преданность божеству, которое готово в ответ ниспослать благодать и избавить от тягот жизни и страха смерти.
Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива, но первый вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев.
Каждый из верховных богов индуизма — и Шива, и Вишну — имел истоки в глубокой древности и вобрал в себя целый ряд образов и идей, которые включались в общую систему культа либо как разные проявления (Шива), либо как аватары или вьюхи (Вишну).
Эмоциональная сторона религии стала доминирующей. Смена акцентов была сопряжена с изменением социально-экономических отношений, происходивших в раннем средневековье (частые конфликты между сильными царствами, слом прежних социальных структур, а вместе с ними и прежних этических норм, нестабильность многих значимых ценностей). Все социальные реалии того времени содержали в себе предпосылки для оформления бхакти как идеологического течения. Самые ранние свидетельства о нем относятся к VI—VIII вв. и идут с дравидского юга. В других районах Индии аналогичные течения возникли позже, но в своих существенных чертах они обнаруживают полное сходство.
Среди разнообразных сект, течений и направлений, в разное время зарождавшихся в лоне индуизма, бхакти выглядит наиболее распространенным в географическом и этническом отношениях и наименее организованным в социальном плане. Это длительный этап в развитии индуизма. С ним связан "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества; в них совершались обряды и празднества, складывались храмовые хозяйства.
Важным моментом культовой
практики было гимнотворчество, поэтому
с бхакти сопряжен обширный корпус
текстов на местных языках. Многие
из этих произведений относятся к числу ярких и выразительных памятников
религиозной поэзии. И хотя поэзия бхакти
была по преимуществу культовой и в центре
ее находилась интимная сторона богопочитания,
тем не менее в ней выражено много общефилософских
и теологических идей. Большая часть их
возникла в связи с развитием ведантизма
в индийской философии.
Существенным фактором индуистской идеологии
был тантризм, связанный в своих истоках
с древнейшим культом Великой богини-матери
(Дэви). Этот животворный мифологический
образ всегда влиял на небрахманские массы
населения и был популярен во многих районах
Индии, прежде всего в Бенгалии и на дравидском
юге. Заметное влияние на санскритоязычную
традицию богиня-мать оказала в период
оформления пуранических кодексов, в которые
тантрийские представления влились широким
потоком.
Понятия «сансары», «кармы», «нирваны».
Нирва́на (санскр. nirvāṇa, nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в буддизме, обозначающее состояние освобождения от страданий. В бытовом смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости В буддизме нирвана: трансцендентное состояние не проходящего покоя и удовлетворённости разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой не поддается никаким определениям По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмой. Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны: Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку. Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни. Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
| Карма в буддизме (букв, деяние, поступок, обязанность, судьба). Любое преднамеренное действие человека создает его карму. Существо, обладающее волей, разумом и понятием о нравственности, может таким образом влиять на свою карму. Цепочка бесконечных перерождений называется сансарой (блуждание, переход, круговорот). Если вы попали в нижний уровень адских существ, то не расстраивайтесь: ваше пребывание здесь не вечно. Чем ниже уровень, тем короче срок пребывания в этом уровне. Зато ваше пребывание в самых высоких уровнях (если ваша карма позволит вам их достичь) будет очень длительным, вплоть до вечного (высшая ступень). Оттуда к людям приходят Будды, миссия которых — указывать людям путь к вечному блаженству. Смерть, с точки зрения буддизма (а также и всей ведической философии), — распадение на частицы дхармы, как материальные, физические, так и психические, которые собираются вновь в новых сочетаниях, образуя новые объекты. Буддизм не делает в этом смысле различия между физическим и психическим началом. Сансара (или сансарическое бытие) — это вечный круговорот мироздания, бесконечная цепь перерождений. Обычно он представляется в буддийском учении потоком, замутненным страстями, желаниями, злобой. Будда указал путь, следуя которому можно вырваться из круга сансарического бытия и обрести блаженство. Таким образом этическое учение буддизма смыкается с его учением об устройстве и функционировании мироздания. ...........Важнейший элемент системы брахманизма, сохранившийся и имеющий ключевое значение для всех направлений индийской религии и философии, — теория перерождений, или сансара (букв, блуждание, переход, круговорот). По учению о сансаре все существующее в мире связано цепью бесконечных перерождений, переходов из одного состояния в другое. Таким образом, душа человека не умирает со смертью тела, а переселяется в новое существо (материальное тело). Человек может воплотиться в животное, в другого человека, в какой-либо другой объект. Дальнейшая цепь воплощений человека (как существа разумного и обладающего волей) зависит от его судьбы — кармы (букв, деяние, поступок). Карма определена заранее, она как бы «дана свыше», но человек может влиять на свою карму, «утяжеляя» или «облегчая» ее. Это зависит от поведения человека, от его поступков. Если он был пьяницей, то воплотится в моль, если убийцей — в собаку, если вором — в крысу. Но если человек жил высокой духовной жизнью, был добродетелен, то в дальнейшей цепочке перерождений он станет брахманом, что откроет для него в будущем путь к совершенству. Промежуточный пункт, через который происходит переход из состояния в состояние, согласно учению брахманизма, — луна. МОКША (санскр. – «освобождение», «избавление»), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и потенции их «плодоношения».